Метод. разработка интегрир. занятия (матем., разв. речи, ДПИ) с использ.проектного метода для детей старш. дошк. возраста


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» ЛАО г. Омска







Методическая разработка интегрированного занятия (математика, развитие речи, ДПИ) с использованием проектного метода для детей старшего дошкольного возраста.



« Домик для лета»



















Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Дзюбан Екатерина Ивановна





Омск - 2009

Методическая записка

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо изве­стно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познава­тельная активность детей в этом возрасте очень высокая: каж­дый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Наряду с объяснительно-иллю­стративным методом обучения при работе с детьми этого возраста, педагоги допол­нительного образования используют методы проблемного обуче­ния: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирова­ние проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иссле­довательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, голо­воломок и т.д.

Особый интерес представляет проектный метод обучения, представленный в предлагаемом занятии. Занятие является частью тематического цикла, посвященного развитию творческих и математических способностей детей дошкольного возраста в студии раннего развития.

Конспект занятия «ДОМИК ДЛЯ ЛЕТА»

(занятие с элементами аппликации, математики и развития речи для детей 6 – 7 лет).

Проблема: «Как и зачем строить домик для лета»

Игровая мотивация: «Построить домик для лета, чтобы ему было, где отдохнуть, когда наступит осень».

Цель: Развитие творческих и математических способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

- развивать умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач;

- развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы);

- развивать у детей способность к созданию определенного продукта;

- развивать речь;

- поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;

- в процессе обсуждения систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания;

- развивать цветовое восприятие и художественный вкус;

Оборудование: мультимедийная техника, раздаточный материал(шаблоны геометрических фигур), клей, ножницы, материал для аппликации (травинки, пуговки, бусинки, фантики и пр.).


Ход занятия:

  1. Моделирование игровой ситуации.

В начале занятия показывается (презентация о лете ). Потом педагог загадывает загадку о лете, просит перечислить приметы Лета, спрашивает, любят ли дети это время года и почему.

Загадки:

Слышно пенье комаров,

время я год и грибов,

озеро теплом согрето,

всех зовет купаться…




  1. Введение в проблему

Педагог: Все дети любят лето. Но на смену ему всегда приходит осень. Лето гуляет по лесным дорожкам, да по полянкам, в парках и скверах, купается в речках, озерах и загорает на морском пляже. Радует птичек и зверушек, а также взрослых и маленьких детей. А когда приходит осень, ему нужно отдохнуть. Как вы думаете, где может отдохнуть лето?


Дети выдвигают свои предположения, объясняют, почему они так решили.


Педагог: Молодцы, ребята! Вы, конечно, все правы, но давайте мы попробуем придумать и общее сказочное решение. Придумаем такой домик для Лета - чтобы оно сразу захотело там поселиться, и чтобы все сразу видели: в домике живет Лето.


Как вы думаете, каким должен быть этот домик? (дети фантазируют, описывают домик)

  1. Поэтапное решение проблемы

Педагог: Конечно, вокруг домика должны расти травка и цветы. Над домиком всегда будет светить яркое солнышко. А вокруг будут летать пчелки, бабочки, птички и лесные зверюшки (описание домика может быть изменено, оно зависит от образа, созданного детьми.)

Строить домик мы будем вот из таких «теплых» деталей. (выкладывает детали на доске, фланелеграфе или на экране ). Как вы думаете, почему я их назвала теплыми?

Дети: Потому что они окрашены в теплые цвета. Красный, желтый, оранжевый.

Педагог: Верно. И другими цветами эти детали не могут быть, ведь мы делаем домик для лета. А знаете ли вы , какими фигурами являются эти детали? Как эти фигуры называются?

Дети: здесь есть круг, треугольник, прямоугольники и маленькие квадратики.

Педагог: кто может сосчитать маленькие квадратики? Сколько их? ( сначала кто – то один считает квадратики, потом считают все вместе – хором. Получается три квадратика.) если я добавлю еще один квадратик, сколько маленьких квадратиков станет? ( четыре). А сколько всего у нас с вами деталей? ( Восемь.) Как это проверить? (Сосчитать)











Педагог: Сейчас каждый из вас получит строительный материал для ваших домиков.

Дети вырезают вычерченные на цветных листочках детали. Возможен комбинированный вариант: мелкие детали выдаются детям готовыми, а крупные детали – прямоугольник и треугольник – они вырезают из бумаги. Либо дети получают готовые детали в конвертах

Усложненный фрагмент беседы для детей 7 года жизни

Педагог: представьте себе, что мы привезли детали для домика на строительную площадку. Нужно их как-то разложить – разделить на группы. Как это можно сделать? По какому принципу можно разделить эти детали на группы?

Дети предлагают принципы деления фигур на группы.

Педагог: А сейчас давайте посмотрим, на какие группы я разделила все детали, а вы определите, по какому принципу я их делила.

Первый принцип ( по размеру): крупные детали в одну сторону, мелкие – в другую.

Второй принцип ( по цвету): красные в одну сторону, оранжевые в другую, желтые - в третью.

Третий принцип ( по цвету): желтые и красные детали – в одну сторону, оранжевые – в другую, так как желтый и красный – чистые цвета, а оранжевый – составной

Четвертый принцип ( по наличию углов): В одну сторону положить – все фигуры с углами, а в другую – фигуры без углов..

Пятый принцип ( по количеству углов): В одну сторону положить треугольник, в другую сторону – прямоугольники и квадраты, а в третью – круг.

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.


Продолжение беседы для обоих вариантов

Педагог: Молодцы. В деталях вы разобрались, весь строительный материал у вас на учете. Теперь можно приступить и к строительству домика. Сначала мы выстроим образец (на доске, экране или фланелеграфе) .

Дети: Большой прямоугольник возьмем для основания домика. Треугольник, чтобы сделать крышу Маленький прямоугольник – это дверь. Квадратики нам нужны, чтобы сделать окна. А круг мы разместим на крыше – это будет окошко для птиц.




















А сейчас приготовьте свои детали и выложите из них домик. А я посмотрю, что у вас получается.



Педагог: Ребята, а теперь давайте устроим выставку ваших домиков для Лета. Все домики размещаются на доске.


  1. Постановка новой проблемы

Мне очень нравятся ваши домики, но кажется, что все они похожи друг на друга как близнецы. Почему так получилось? (ответы детей). Надо сделать так, чтобы Лету домик понравился. Как можно сделать , чтобы ваши домики отличались?

5. Определение путей реализации поставленной проблемы: Дети вместе с педагогом определяют пути реализации поставленной проблемы. Домик нужно каждому по своему украсить, используя различные материалы, открытки с изображением цветов, сухие травинки, блестки, бусинки и т.д. Возможно использование двух вариантов выполнения этого задания (один вариант – продолжить работу на занятии при наличии материалов, другой вариант – выполнить задание дома с родителями)

  1. Презентация: Дети защищают свою работу, объясняют, почему его домик должен понравиться Лету.




Педагог: Ребята, я тоже придумала домик для Лета. Посмотрите, что у меня получилось. Над домиком светить солнышко – это самый главный друг Лета, в небе летает бабочка, жужжит пчелка и летает птичка. Возле домика прыгает зайчик и, конечно же, Лету будет очень весело играть с жителем луны – Лунтиком. (показ презентации). Если вам понравился мой домик для Лета, вы тоже можете придумать друзей Лета и разместить рядом с вашими домиками.

Возможно использование двух вариантов выполнения этого задания (один вариант – продолжить работу на следующем занятии, другой вариант – выполнить задание дома с родителями)


Литература:


  • Волина В.В. “Праздник числа”, Москва, “Знание”, 1992г.

  • Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. “Математика для дошкольников”, Москва, “Просвещение”, 1992 г.

  • Материалы с сайта eurokid.com.ua

  • Минксин Е.М. “От игры к знаниям”, Москва, 1984 г.

  • Михайлова З.А. “Игровые занимательные задачи для дошкольников”, Москва, “Просвещение”, 1990 г.

  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данинлина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006.

  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  • Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день: логика для дошкольников”, Ярославль, Академия развития, 2000г.

























































































































































































































































































Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16

Полный текст материала Метод. разработка интегрир. занятия (матем., разв. речи, ДПИ) с использ.проектного метода для детей старш. дошк. возраста смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дзюбан Екатерина Ивановна  esmirnova75
15.05.2009 0 10870 1305

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК