Урок математики по теме "Прямая и обратная пропорциональность". 6 класс
Автор:
Степанов Александр Борисович
Место
работы: МКОУ «Покровская СОШ»
Должность:
учитель математики
Дополнительные
сведения: 404615 Волгоградская обл, Ленинский
р-н, с.Покровка, ул.Школьная, 1.
Урок в 6 классе.
Раздаточный материал.
ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
1.
Из чисел 25, 6, 5, 30 составьте пропорцию.
2.
Можно ли составить пропорцию из отношений
а) 3:12 и 8:2 б) 7:5 и 21:15?
3. Решите
пропорцию:
а)
=
б) 12:5 = 20:x
ДЛЯ РАБОТЫ ПО НОВОЙ ТЕМЕ:
ЗАДАЧА №1
Книга стоит 12 рублей. Заполните таблицу:
Количество книг; штук. |
1кн |
2 кн |
3 кн |
4 кн |
5кн |
6 кн |
Стоимость книг; руб. |
12 |
24 |
|
|
|
72 |
ЗАДАЧА
№2
Машина
едет с постоянной скоростью 40 км/ч.
Заполните таблицу:
Время в пути; в часах |
1 ч |
2 ч |
3 ч |
4 ч |
Пройденный путь; в км |
|
|
|
|
ЗАДАЧА
№3
Сколько
одинаковых книг можно купить на 60 рублей?
Заполните таблицу:
Цена в рублях |
1р |
2 р |
3 р |
4 р |
5р |
6 р |
Количество купленных книг, шт. |
60 шт. |
30шт. |
|
15 шт. |
|
|
ЗАДАЧА
№4
Сколько
будут стоить 8 м материи, если 6 м этой
материи стоит 216 руб.?
ЗАДАЧА
№5
За
какое время 6 рабочих могут покрасить
забор, если 4 рабочих могут покрасить
этот забор за 9 часов?
Автор:
Степанов Александр Борисович
Место
работы: МКОУ «Покровская СОШ»
Должность:
учитель математики
Дополнительные
сведения: 404615 Волгоградская обл, Ленинский
р-н, с.Покровка, ул.Школьная, 1.
Урок математики в 6 классе(УМК С.М.Никольский и др).
Тема: «Прямая и обратная пропорциональность».
Тип
урока: урок
усвоения новых знаний.
Оборудование:
рабочая
доска, раздаточный материал.
Цели и задачи:
1)познакомить с понятием прямой и обратной пропорциональности;
-вывести алгоритм решения таких задач;-сформировать навыки решения задач на прямую и обратную пропорциональность;
2)развивать навыки коллективной работы, самоконтроля;
3)воспитывать
информационные компетенции, математическую
зоркость, математическую речь.
Используемая
литература:
Математика:
учебник для 6 класса общеобразовательных
учереждений / С.М.Никольского, М.К.Потапов,
Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – М.; Просвещение,
2009.
Математика: дидактические
материалы для 6 класса / М.К.Потапов,
А.В.Шевкин – М.; Просвещение, 2008.
Ход урока.
1.Организационный
момент.
Повторение
материала, пройденного на прошлом уроке.
Раздача карточек.
2.Проверка
домашнего задания.
(10 минут)
В тетрадях
для контроля
решают по карточкам:
1.
Из чисел 25, 6, 5, 30 составьте пропорцию.
2.
Можно ли составить пропорцию из отношений
а) 3:12 и 8:2 б) 7:5 и 21:15?
3. Решите
пропорцию:
а)
=
б)
12:5 = 20:x
(На
решение отводится 1 мин. После сбора
тетрадей на обратной стороне доски
показать решение и правильные ответы:
1. 25:5=30:6 или (25:30=5:6, 6:5=30:25, 6:30=5:25) 2. а)
нет б) да 3. а) x=36
б) x=
)
3.Изучение
нового материала.
Таблицы
заготовлены на доске (обратная сторона).
–На
доске и в тетрадях записываем тему
урока. Работаем по карточкам – решим
задачи и сделаем выводы. Вычисления
производить в тетрадях – Задача 1
…
Задача
№1
Книга
стоит 12 рублей. Заполните таблицу:
Количество книг; штук. |
1кн |
2кн |
3кн |
4кн |
5кн |
6 кн |
Стоимость книг; руб. |
12 |
24 |
|
|
|
72 |
–Что
происходит со стоимостью с увеличением
количества купленных книг – увеличивается
или уменьшается? Во сколько раз?
–Какая
величина здесь не меняется?
Задача
№2
Машина
едет с постоянной скоростью 40 км/ч.
Заполните таблицу:
Время в пути; в часах |
1 ч |
2 ч |
3 ч |
4 ч |
Пройденный путь; в км |
|
|
|
|
–Какая
величина здесь не меняется?
–Что
происходит с пройденным путём с
увеличением времени? Во сколько раз?
Вывод:
Мы познакомились с величинами, которые называются прямо пропорциональными.
4.Закрепление нового материала.
–Открываем стр. 17 , читаем правило вверху.
–
Какие
из данных величин являются прямо
пропорциональными:
а) количество
дров и температура печки(да) ; б) количество
банок краски и площадь покрашенных
стен(да) в) количество поколотых дров
и количество силы(нет)?
5.Изучение нового материала.
Задача№3
Сколько
одинаковых книг можно купить на 60 рублей.
Заполните таблицу:
Цена в рублях |
1р |
2 р |
3 р |
4 р |
5р |
6 р |
Количество купленных книг, шт. |
60шт |
30шт |
|
15 шт |
|
|
–Какая
величина здесь не меняется?
–Как
изменяется количество купленных книг
по отношению к цене одной книги?
Вывод:
Такие величины называются обратно пропорциональными.
6.Закрепление нового материала.
– Открываем
стр. 17 и читаем второе определение.
–Какие
из данных величин будут являться обратно
пропорциональными:
а) скорость и время, при постоянном пути (да);
б) кол – вом выпитого чая и количеством оставшейся воды в самоваре (да)?
Вывод:
Мы ввели понятия прямой и обратной пропорциональности между величинами…
–Какая
величина будет называться прямой
пропорциональностью?
– Какая обратной?
Прочитайте по учебнику.
–Следующий этап нашего урока – научиться решать задачи, связанные с прямой и обратной пропорциональностью.
З
адача
№4
Сколько
будут стоить 8 м материи, если 6 м этой
материи стоит 216 руб?
Решение:
Пусть
x
руб. стоит 8 м материи, тогда
материя
стоимость
6 м
216 руб.
8 м x
руб.
Определяем вид пропорциональности, составляем пропорцию = и решаем её. Ответ: 288 руб.
Задача
№5
За
какое время 6 рабочих могут покрасить
забор, если 4 рабочих могут покрасить
этот забор за 9 часов?
Решение:
Пусть
6 рабочих покрасят забор за x
часов, тогда
Количество
рабочих Время работы
4
9 ч
6
x
ч
Определяем
вид пропорциональности и составляем
пропорцию, - решаем её…
Ответ: 6 ч
7.Домашняя задание.
1.П 1.5(учить) № 68 – 71(у).
2.Разбор задач в тетради.
8.Подведение
итогов урока.
Сегодня
мы узнали виды зависимостей, решили
задачи с применением пропорций.
(Дополнение: если по времени не успеваем решить задачи 4 и 5, то дать домашнее задание, подвести итоги и прорешать № 68 – 71 устно из д/з)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Степанов Александр Борисович
→ prostofila 14.11.2011 0 7760 1316 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.