Модель урока математики в 5 классе "Диаграммы"


Модель урока по теме «Диаграммы»

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

• Цель урока: дать понятие о диаграммах, их видах, учить применять изученный материал к решению задач, применению в повседневной жизни

Задачи урока:
2. Образовательные:
• научить читать диаграммы;
• научить строить диаграммы на бумаге при помощи карандаша и линейки и на компьютере.
3. Воспитательные:
• формирование системы взглядов на мир;
3. Развивающие:
• учить грамотно употреблять в речи термины: диаграмма, столбчатая, круговая, цилиндрическая, линейная, круговая;
• совершенствование умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.
Оборудование к уроку:
• компьютер с минимальными техническими требованиями: Windows 95/98/МЕ/NT/2000/ХР, Pentium -150, 100 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб оперативной памяти, CD – ROM.
• мультимедийный проектор, экран.
Необходимые принадлежности у учащихся:
Учебник «Математика», авторы: Виленкин Н.Я. и др., тетрадь, линейка, циркуль, карандаш, ручка.

Домашнее задание:

I уровень трудности «3» II уровень трудности «4» III уровень трудности «5»
1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;
2) Выполните из учебника №1437 (а,б) 1) Используя программу Microsoft Excel и алгоритм, записанный в тетради, составьте круговую и столбчатую диаграммы по данным таблицам;
2) Найдите в «Internete» информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе 1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее.
2) Разработать мини - проект «Диаграммы»
(о своих результатах I и II четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point

План урока:
1. Организация начала урока, психологическая подготовка к уроку, объявление темы и цели урока – 1 мин.
2. Подготовка учащихся к усвоению: устная работа (координаты на плоскости) 5 мин
3. Изучение нового материала: (10 мин)
4. Первичная проверка понимания (7 мин)
5. Первичное закрепление знаний (7мин)
6. Контроль и самопроверка знаний (5 мин)
7. Информация о домашнем задании (дифференцированно) (2 мин)
8. Подведение итогов урока (3 мин)

Ход урока:
1. –Ребята, посмотрите налево. Спасибо!
-Посмотрите направо. Спасибо!
- Посмотрите вверх. Спасибо!
- Посмотрите в окно, найдите там что - нибудь зеленое. Спасибо!
- Поздоровайтесь за руку с тремя одноклассниками, стоящими рядом. Спасибо!
- Готовы начать занятие?
Вступительное слово учителя:
Часто в газетах, в рекламных проспектах, на экране телевизоров мы сталкиваемся с разными диаграммами и графиками. И очень важно не просто иметь представление о диаграммах, но и уметь читать и строить их.
Итак, тема сегодняшнего урока «Диаграммы». Эта тема актуальна для современных людей, живущих в информационном, быстро меняющемся мире.
На уроке вы узнаете о различных типах диаграмм, научитесь читать их и строить при помощи линейки, карандаша и циркуля, а также овладеете современным способом построения диаграмм – на компьютере.
2. Устная работа: (подготовка к усвоению материала)

1. Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
2. Как называют каждую из этих прямых?
3. Как называют точку пересечения этих прямых?
4. Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
5. Как называют первое число, второе число?
6. Как найти абсциссу и ординату точки координатной прямой?
7. Как построить точку по ее координатам?

Рисунок на доске.

3. Слайд 1


Слайд 2
-рассмотрим таблицу.

Эту информацию можно представить более наглядно, при помощи диаграмм. Рассмотрим.
Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Диаграмма – это еще один вид математической модели. Она дает наглядное представление о соотношении размеров тех или иных величин.

• Какую информацию можно получить из рассмотренных диаграмм?
• Какие типы диаграмм вы знаете?

Слайд 9

4. Физминутка для снятия общего утомления и для глаз.
Ребята, встаньте и представьте себе, что вы приглашены на бал в царство диаграмм. Перед балом нужно привести себя в порядок. Потрите ладошки, до ощущения тепла и сделайте маску своим глазкам, погрейте их – они от этого станут еще красивее и заблестят. 3 раза. Поставьте ладони с растопыренными пальчиками перед глазками и разводим кисти в противоположном направлении – влево, вправо. И так мы выглядим прекрасно. Пора на бал.
Вот в зал входят «Столбчатые» диаграммы – изображайте их – понятинесь из-зо всех сил вверх, чтобы почувствовать, как каждая мышца растягивается и отдыхает от напряжения. Вы похожи на столбчатые диаграммы.
А теперь в зал вошли линейные диаграммы – сделайте наклон вправо и хорошенько потянитесь, а затем влево и также потянитесь.
Вот проходят пышные дамы – конические диаграммы, девочки, изображайте, пышных дам, а с ними под руку идут их кавалеры - цилиндрические диаграммы. (Руки вверх, потянулись – вдох, руки вниз – выдох)
И вот бал начался. и все закружились в вальсе – руки на пояс – сделайте круговые обороты туловищем. Посмотрите как кружатся пары (см на экран – таблицы Шульте)
Бал закончен. Садитесь на свои места.
5. - А теперь выполним задания.
За каждый полный и грамотный ответ вы будете получать смайлики. Набравшие более 10 смайликов получат оценку «5», 8 – 10 смайликов «4»; «3» и «2» не получит никто. Самые активные ребята на уроке получат – приз.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

6. Слайд 14

Первое задание (см Слайд 14) фронтально, с комментарием у доски (ученик со средней матем. подготовленностью). Второе задание выполняет I вариант, задание со Слайда 15 выполняет II вариант. На листах формата А4 работают два сильных ученика – их работы, после проверки учителем, вывешиваются на доску для проверки. После выполнения ребята комментируют ход своей работы – фронтальная проверка (ребята меняются своими работами и сверяют с работами на доске.)
Слайд 15

Оцените затраты времени на построение диаграммы?
(Долго, возможны неточности)
Есть ли возможности и способы выполнения этой работы быстрее?
(на компьютере)

«Заглянем за бугорок!»
Существуют компьютерные программы, позволяющие строить различные диаграммы автоматически. Наиболее распространенная из них Microsoft Excel. Рассмотрим алгоритм построения диаграмм в программе Microsoft Excele:
• 1)Заполнить таблицу данных:

Осень Зима Весна Лето
Зонты 5680 1500 7230 9340
Сумки 1720 1640 1830 1790
Перчатки 3740 3520 3680 1060
Варежки 2320 2980 120 0

• 2) Выделить ее;
• 3) подвести указатель мышки к кнопке «Мастер диаграмм» и щелкнуть левой клавишей.
После этого появится окно, в котором можно выбрать тип диаграммы и оформить по своему вкусу.

Алгоритм построения диаграмм получают все учащиеся на отдельных листах.

7. Домашнее задание: (получают на листочках с обратной стороны алгоритма, построения диаграмм)
- Ребята, вы сможете выбрать для себя любой уровень трудности.
I уровень трудности «3» II уровень трудности «4» III уровень трудности «5»
1) Вырежьте из газет информацию, представленную при помощи разных видов диаграмм;
2) Выполните из учебника №1437 (а,б) 2) Используя программу Microsoft Excel и алгоритм, записанный в тетради, составьте круговую и столбчатую диаграммы по данным таблицам;
2) Найдите в «Internete» информацию, содержащую разные виды диаграмм и сохраните в своей папке на рабочем столе 1) Самостоятельно составьте таблицу «Расходы на школьника в год», постройте диаграмму любого вида и проанализируйте ее.
2) Разработать мини - проект «Диаграммы»
(о своих результатах I и II четверти), используя программы Microsoft Excel и Power Point

8. - Ребята, чем мы сегодня с Вами занимались на уроке?
-Что такое диаграмма?
-Где и для чего в жизни можно использовать диаграммы?

-А теперь давайте посмотрим, у кого - сколько получилось смайликов?
- Самым активным учеником оказался …. Получи приз.
-Прошу вас подойти ко мне с дневниками.

Всех ребят у кого нет дома компьютера, приглашаю в кабинет информатики после уроков и до 1600 часов. Жду Вас!
У Вас на партах лежит смайлик: выберете одну из коробочек, которые стоят на выходе из класса по вашему настроению и опустите в одну из них смайлик. Красная коробочка - урок не понравился, желтая коробочка - могло бы быть и лучше, зеленая – урок понравился.

Спасибо!

Литература:
Учебник «Математика», авторы: Виленкин Н.Я. и др.

Выводы и методические рекомендации
по использованию разработки урока по теме: «Диаграммы»

Урок по теме «Диаграммы» - урок изучения и первичного закрепления знаний. Эта тема, на мой взгляд, в учебниках Виленкина Н.Я. и др. «Математика5» и «Математика 6» представлена скудно, с бедным иллюстративным материалом, на изучение отводится по 2 часа и, как показывает практика, по истечении времени, ребята плохо читают диаграммы, затрудняются в построении. Это подтверждают учителя географии, обществознания, биологии. С графиками и диаграммами часто приходится сталкиваться в жизни – газетные и журнальные статьи, рекламные проспекты, с экрана телевизора. Прекрасно представлена данная тема в учебнике И.И.Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика6».
Тема «Диаграммы» представлена в разделе «Координаты на плоскости»
При разработке данного урока я учитываю особенности класса – дифференцированное домашнее задание – у учащихся разный уровень математических способностей и подготовки, задания распечатаны на листах крупно и зашумованы – для ребят с нарушением зрения, таких в классе – 5 человек.
Содержание урока – отвечает цели и задачам урока. Тип урока выбран с учетом большого количества иллюстративного материала, способствующего хорошему усвоению материала. Дано оптимальное домашнее задание.
Распределение времени в плане урока – условное, часто на уроке по разным причинам не получается строго следовать временным рамкам, поэтому здесь учитель решит самостоятельно как распределить время. Есть еще один момент – никогда нельзя предугадать, как будет вести себя техника, т.е. компьютер.
Рекомендую следующий урок по данной теме провести в виде презентаций сильными учениками своих мини – проектов по д/з с дальнейшей рефлексией и индивидуальной работы по контрольным листам, с целью проверки и коррекции знаний по данной теме. Контрольные листы могут быть заменены тестом и, для экономии времени, такой тест может быть предложен в электронном варианте. Возможно, ребята, которые хорошо справились с мини – проектами станут на уроке консультантами для слабых ребят. Контрольный лист я делаю так:

Контрольный лист по теме: «Диаграммы»
Ф.И. уч-ся________________________________________ Дата _________

«3» «4» «5»
1. Формулирование значимости темы (зачем и где можно применить в жизни) (Устно)
2. Распознавание видов диаграмм
3. Чтение диаграмм

4. Построение линейкой и карандашом
5. Построение на компьютере

Дети получают индивидуальные дифференцированные задания трех уровней. Выполняют их по способностям и получают в контрольном листе отметку (+,√). По таким листам я выставляю оценку за тему. После того как ребенок справился с контрольным листом, этот лист я помещаю в портфолио каждого ученика. Туда же отправляю все индивидуальные письменные работы по данной теме. Родителям есть что показать, и администрация вопросы не задает по индивидуальному подходу.

Полный текст материала Модель урока математики в 5 классе "Диаграммы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коробова Елена Викторовна  Alenka1973
09.06.2009 3 32926 7824

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК