Конспект урока математики "Деление обыкновенных дробей"; 5 класс


Автор: Безуглова Ольга Евгеньевна

Место работы: МОУ «Полевской лицей»

Должность: учитель математики





Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей».

(урок объяснения нового материала, с элементами исследовательской работы)

Цель: вывод правила деления дробей, первичное закрепление правила при решении упражнений;

воспитание творчески мыслящего человека;

развитие логического мышления, умения наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Мы уже долго изучаем действия с обыкновенными дробями. Научились складывать, вычитать, умножать дроби с одинаковыми и разными знаменателями. Какое действие с дробями мы ещё не делали? (Ответ учащихся - деление). Тема нашего урока «Деление обыкновенных дробей». Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним некоторые ранее изученные нами факты.

  1. Устная разминка.

1. Слайд. a : b = c

Как называется а?

Как называется b?

Как называется c ?

2. Слайд. Когда говорят, что натуральное число а делиться нацело на натуральное число b?

c b = a


3. Слайд. На какое число делить нельзя!


4. Слайд. Докажите, что 18 : 2 = 9

12 : 4 = 3

0 : 5 = 5 (ошибку сделала специально).


5. Слайд. Представьте число 3, 4, 5, в виде дроби со знаменателем 1, 2, 3.

6. Слайд. Какая дробь называется обратной данной. Приведите пример взаимно обратных дробей.

Молодцы! Хорошо поработали. Следующий этап нашего урока «Лабораторная работа – исследование».

  1. «Лабораторная работа – исследование».

Цель работы: вывод правила деления обыкновенных дробей.

Оборудование: линейка и простой карандаш.

Работу выполняем по этапам.

1 этап. Задание № 1. Начертите отрезок равный 8 сантиметрам.(Сколько это клеточек?)

Задание № 2. Разделите полученный отрезок на отрезки по сантиметра. Сколько таких отрезков получилось? ( делим на отрезки по одной клеточке – всего 16 отрезков).

Записали: 8 : = 16



2 этап. Каждая группа (два человека сидящие за одной партой) получает индивидуальное задание.

1. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по см.

2. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по см.

3. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по см.

4. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по см.

5. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по см.

6. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по см.

Запись решений на доске 3 : =

  1. : =

  2. : =

3 : =

4 : =

5 : =

Ученик от одной группы записывает свой результат.

3 этап. Проводятся наблюдения. Ищется закономерность. Выдвигается гипотеза: «чтобы разделить на дробь нужно число умножить на знаменатель и разделить на числитель.


4 этап. Проверка гипотезы. Возьмём произвольное число 15 : = =

Проверка: .


Обратите внимание на дроби и . Какие они. Т.е мы умножали 15 на дробь обратную делителю.

5 этап. Как разделить дробь на дробь? Скажите число 15 можно представить в виде обыкновенной дроби? Проведите деление, заменив число 15 на дробь.

Вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.

Открыли учебники. В параграфе нашли правило деления дробей. Еще раз прочитали, выделили карандашом, дома учим.



IV Физминутка.

Задание №1. Учитель называет обыкновенную дробь. Если дробь правильная ребенок встаёт. Если неправильная – садится. ; ; ; ; ; ; .

Задание № 2. Если высказывание верно – вытягиваем руки вверх, если неверно – руки в стороны. >

<

>

>

Задание № 3 . Закройте глаза. Представьте любое чётное число. Мысленно прибавьте к нему 4, если результат – число чётное открываем глаза, садимся, если нечётное – стоим на месте. (С учащимися оставшимися стоять разобрать их пример.)

Разминка окончена. Продолжаем работу.

V. Работа с учебником. Первичное закрепление изученного материала.

Решаем все вмести № 910, с учащимся у доски.


VI. Подведение итогов. Итак, сегодня на уроке мы провели лабораторную работу – исследование. Давайте вспомним этапы нашей работы. (Наблюдение, появление гипотезы, подтверждение гипотезы). Какой вывод по итогам работы мы сделали.


VI I. Домашнее задание. 911, 912 (а, б, в, г).


Используемая литература.


  1. Математика: учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений Никольский СМ., Потапов М.К., Решетников Н.Н. М.: Просвящение,2008 г.

  2.  Математика. Дидактические материалы. 5 класс Потапов Михаил, Шевкин Александр. М.: Просвящение,2009 г.

  3. Математическая разминка: кн.для учащихся 5-7 кл./В.А. Гусев, А.П.Комбаров. –М.: Просвящение, 2005

  4. Занимательная матемтика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)/Авт.-сост. Т.Д. Гаврилова.-Вологда: Учитель,2005

  5. Математика в школе. Научно-теоритический и методический журнал.-М.,2007-2009.



Полный текст материала Конспект урока математики "Деление обыкновенных дробей"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Безуглова Ольга Евгеньевна  КРОленька
31.12.2011 0 16370 2514

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК