Конспект урока математики "Деление обыкновенных дробей"; 5 класс
Автор: Безуглова Ольга Евгеньевна
Место работы: МОУ «Полевской лицей»
Должность: учитель математики
Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей».
(урок объяснения нового материала, с элементами исследовательской работы)
Цель: вывод правила деления дробей, первичное закрепление правила при решении упражнений;
воспитание творчески мыслящего человека;
развитие логического мышления, умения наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её.
Ход урока.
Организационный момент. Постановка цели урока.
Мы уже долго изучаем действия с обыкновенными дробями. Научились складывать, вычитать, умножать дроби с одинаковыми и разными знаменателями. Какое действие с дробями мы ещё не делали? (Ответ учащихся - деление). Тема нашего урока «Деление обыкновенных дробей». Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним некоторые ранее изученные нами факты.
Устная разминка.
1. Слайд. a : b = c
Как называется а?
Как называется b?
Как называется c ?
2. Слайд. Когда говорят, что натуральное число а делиться нацело на натуральное число b?
c b = a
3. Слайд. На какое число делить нельзя!
4. Слайд. Докажите, что 18 : 2 = 9
12 : 4 = 3
0 : 5 = 5 (ошибку сделала специально).
5. Слайд. Представьте число 3, 4, 5, в виде дроби со знаменателем 1, 2, 3.
6. Слайд. Какая дробь называется обратной данной. Приведите пример взаимно обратных дробей.
Молодцы! Хорошо поработали. Следующий этап нашего урока «Лабораторная работа – исследование».
«Лабораторная работа – исследование».
Цель работы: вывод правила деления обыкновенных дробей.
Оборудование: линейка и простой карандаш.
Работу выполняем по этапам.
1 этап. Задание № 1. Начертите отрезок равный 8 сантиметрам.(Сколько это клеточек?)
Задание № 2. Разделите полученный отрезок на отрезки по сантиметра. Сколько таких отрезков получилось? ( делим на отрезки по одной клеточке – всего 16 отрезков).
Записали: 8 : = 16
2 этап. Каждая группа (два человека сидящие за одной партой) получает индивидуальное задание.
1. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по см.
2. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по см.
3. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по см.
4. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по см.
5. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по см.
6. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по см.
Запись решений на доске 3 : =
: =
: =
3 : =
4 : =
5 : =
Ученик от одной группы записывает свой результат.
3 этап. Проводятся наблюдения. Ищется закономерность. Выдвигается гипотеза: «чтобы разделить на дробь нужно число умножить на знаменатель и разделить на числитель.
4 этап. Проверка гипотезы. Возьмём произвольное число 15 : = =
Проверка: .
Обратите внимание на дроби и . Какие они. Т.е мы умножали 15 на дробь обратную делителю.
5 этап. Как разделить дробь на дробь? Скажите число 15 можно представить в виде обыкновенной дроби? Проведите деление, заменив число 15 на дробь.
Вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.
Открыли учебники. В параграфе нашли правило деления дробей. Еще раз прочитали, выделили карандашом, дома учим.
IV Физминутка.
Задание №1. Учитель называет обыкновенную дробь. Если дробь правильная ребенок встаёт. Если неправильная – садится. ; ; ; ; ; ; .
Задание № 2. Если высказывание верно – вытягиваем руки вверх, если неверно – руки в стороны. >
<
>
>
Задание № 3 . Закройте глаза. Представьте любое чётное число. Мысленно прибавьте к нему 4, если результат – число чётное открываем глаза, садимся, если нечётное – стоим на месте. (С учащимися оставшимися стоять разобрать их пример.)
Разминка окончена. Продолжаем работу.
V. Работа с учебником. Первичное закрепление изученного материала.
Решаем все вмести № 910, с учащимся у доски.
VI. Подведение итогов. Итак, сегодня на уроке мы провели лабораторную работу – исследование. Давайте вспомним этапы нашей работы. (Наблюдение, появление гипотезы, подтверждение гипотезы). Какой вывод по итогам работы мы сделали.
VI I. Домашнее задание. 911, 912 (а, б, в, г).
Используемая литература.
Математика: учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений Никольский СМ., Потапов М.К., Решетников Н.Н. М.: Просвящение,2008 г.
Математика. Дидактические материалы. 5 класс Потапов Михаил, Шевкин Александр. М.: Просвящение,2009 г.
Математическая разминка: кн.для учащихся 5-7 кл./В.А. Гусев, А.П.Комбаров. –М.: Просвящение, 2005
Занимательная матемтика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)/Авт.-сост. Т.Д. Гаврилова.-Вологда: Учитель,2005
Математика в школе. Научно-теоритический и методический журнал.-М.,2007-2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Безуглова Ольга Евгеньевна
→ КРОленька 31.12.2011 0 16335 2514 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.