Урок математики в 5 классе "Итоговое повторение"
Урок по теме «Итоговое повторение»
Организационная информация
Тема урока: «Итоговое повторение».
Предмет: математика.
Класс: 5.
Автор урока: Гомонова Галина Васильевна, учитель математики.
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ п. Масленниково Хворостянского района Самарской области.
Методическая информация
Методологическая база:
Программа: «Математика, 5-6 классы». Автор - составитель В.И. Жохов. Москва. Издательство «Мнемозина», 2010 год.
Учебник: «Математика,5», Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и другие. Москва. Издательство «Мнемозина», 2009 год.
Литература, интернет – источники:
- материалы газеты «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)
- В.Б.Спиридонова. Внеклассное мероприятие по математике. Игра «Слабое звено». http://festival.1september.ru/articles/416778/
Тип урока: обобщение изученного материала
Длительность: 2 учебных часа.
Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал;
воспитательные: воспитание у учащихся трудолюбия, взаимоуважения, интереса к предмету, чувства уважения к науке, вкуса к успеху, умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда;
развивающие: развитие познавательного интереса к предмету через игровую деятельность; наблюдательности, внимания; формирование потребности в приобретении знаний.
Используемые технологии: развивающее обучение, групповая технология, ИКТ.
Оборудование и материалы для урока: магнитофон, микрофоны, муляжи гирь, маршрутные листы, таблички с цифрами, воздушные шарики, жетоны, переносные доски, экран, проектор, компьютер.
Место проведения: спортивный зал.
План урока:
1) Организационный момент
2) Игра – соревнование
2.1. Номинация «Тяжеловесы»
2.2. Номинация «Иная голова ногам покоя не даёт»
2.3. Номинация «Зоркий сокол»
2.4. Номинация «Очевидное - невероятное»
2.5. Номинация «Последний герой»
3) Подведение итогов
Ход урока
1. Организационный момент
2. Игра – соревнование
Правила. Класс (классы) разбивается на группы, которые участвуют в номинациях: «Тяжеловесы», «Очевидное – невероятное», «Зоркий сокол», «Иная голова ногам покоя не даёт», «Последний герой». В каждой номинации выявляется победитель. На уроке присутствуют ученики 6 – 7 классов, которые могут показать свои знания и умения в конкурсах для болельщиков. Оценивают участников члены жюри.
Номинация «Тяжеловесы»
Звучит отрывок из песни «Богатырская сила» и представляются участники конкурса.
То не грозное небо хмурится,
Не сверкают в степи клинки.
Это батюшки Ильи Муромца
Вышли биться ученики
За победу их ветры молятся,
Ждут их тернии и венцы.
Разгулялися добры молодцы,
Распотешились молодцы.
В центре зала находятся муляжи гирь, на которых указана масса (7кг, 15кг, 2кг, 25кг и т.д.). На одинаковом расстоянии от центра располагаются участники. Необходимо: по команде отнести на свой стул как можно больше гирь (каждый раз по одной и массу гирь они не видят), сосчитать каждому участнику массу принесённых гирь. Побеждает тот, у кого общая масса оказывается наибольшей.
Дополнительное задание: выразить общую массу в центнерах (тот, кто выполнит задание правильно и быстрее всех, получает два жетона, кто правильно – один жетон).
Номинация «Иная голова ногам покоя не даёт»
Звенит в ушах лихая музыка атаки,
Скорее беги, лови момент, не упускай.
И всё отлично будет, всё у вас в порядке.
Лишь постарайся, ты надежду не теряй!
Представленным участникам раздаются маршрутные листы. По команде ребята двигаются по маршрутам (по всей школе) и собирают карточки с изображёнными на них цифрами. Возвратившись в зал, из цифр составляют наибольшее число. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
Дополнительное задание: выписать из клеток квадрата числа в порядке убывания
0,4 |
1,3 |
0,5 |
0,75 |
5,12 |
0,3 |
0,25 |
0,09 |
5,2 |
(тот, кто выполнит задание правильно и быстрее всех, получает два жетона, кто правильно – один жетон).
Пока участники передвигались по маршрутам, болельщики отгадывали загадки (за правильный ответ – жетон).
Какое животное имеет два носа? (носорог: один – на теле, другой – в названии)
Два брата купаются, а третий насмехается (два ведра и коромысло)
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (двенадцать месяцев)
Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели)
Лежит брус на всю Русь. На том брусу двенадцать гнёзд. И во всяком гнезде по четыре птицы (год)
Только одно дерево без ветра шумит (осина)
Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх (всадник на коне)
Два раза родится, а один раз умирает (птица)
Сто один брат и все в один ряд вместе связаны стоят (изгородь)
Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек (часы)
Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, да не птица (кровать, постель)
Что имеет два конца, но не имеет начала? (ножницы)
Номинация «Зоркий сокол»
В центре зала лежат шарики, внутри которых находится задание. У участников глаза завязаны. По команде каждый должен найти шарик. Сняв повязку, номинант бежит к стульчику, выполняет задание и ответ относит жюри. Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание.
Задание: 3: 0,6 – 4 0,35 + 0,21
Дополнительное задание: сколько всего прямоугольников на рисунке (тот, кто выполнит задание правильно и быстрее всех, получает два жетона, кто правильно – один жетон).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беговой тренажёр «Торопись, да не ошибись»
В спортивно – математической эстафете принимают команды мальчиков и девочек. На определённом расстоянии от команд находятся подвесные доски. По команде, передавая эстафету, ребята должны на доске записать как можно больше математических понятий, с которыми познакомились на уроках в 5 классе (луч, отрезок, шкала, координата, доля, дробь, правильная дробь, неправильная дробь, числитель, знаменатель и т. д.).
Дополнительное задание: вспомнить и дать точное определение математических понятий (за каждый правильный ответ – один жетон).
Номинация «Очевидное - невероятное»
З адание: участникам составить и исполнить шуточные частушки о математике (домашнее задание). Использовать при этом следующие слова: диаграмма – панорама, круг – друг, округление – определение, процент – момент, квадрат – комбат, доля – воля, прямая – кривая, координата – цитата, шкала - шпала, объём – синдром, числитель – смеситель, знаменатель – выключатель и другие.
Номинация «Последний герой»
Задание: за 2 минуты ответить на большее количество вопросов.
1 участник:
52=? (25)
0:а=? (0)
Формула площади квадрата? (S = а2)
1 га = ? кв. м (10 000)
Что найдём, если площадь прямоугольника разделим на его ширину? (длину)
4х=12, х = ? (3)
Сколько вершин у куба? (8)
Наибольшее двузначное число? (99)
Сколько прямых можно провести через две точки? (одну)
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно…? (произведение разделить на известный множитель)
Закончите предложение: цифры 0,1,2,3… (9)
Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)
Как называется результат деления? (частное)
63:7= (9)
Как называется прибор для измерения отрезков? (линейка)
Знак сложения (+)
Как называется верхняя часть дроби? (числитель)
Чему равна ¼ часть часа? (15минут)
Сколько разрядов в классе? (три)
Назовите геометрическую фигуру
2 участник:
33 (27)
а+0 (а)
Формула площади прямоугольника? (S = аb)
1а= ? м2
Что найдём, если расстояние разделим на скорость? (время)
5у=30, у = ? (6)
Сколько граней у куба? (6)
Наименьшее двузначное число… (10)
Сколько прямых можно провести через одну точку?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно…
Какую долю составляют сутки от года ? (1/365)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
Как называется результат вычитания? (разность)
63: 7 = (9)
Как называется прибор для построения окружности? (циркуль)
Знак вычитания ( - )
Как называется нижняя часть дроби? (знаменатель)
Чему равна часть кг? (500 г)
Два плюс два и всё в квадрате равно… (16)
Назовите геометрическую фигуру
3 участник:
Число, на которое делят (делитель)
Есть у растения и у уравнения (корень)
Её можно измерить с помощью линейки у отрезка (длина)
Какая дробь называется правильной? (дробь, у которой числитель меньше знаменателя)
Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (40 км)
Как называется прибор для измерения углов? (транспортир)
Формула пути
Наименьшее чётное число (2)
Соперник нолика (крестик)
Обыкновенная дробь – , а десятичная… (0,5)
Площадь прямоугольника 36 см2. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью? (6 см)
Даны числа: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Что больше: сумма их или произведение? (сумма)
Можно ли при умножении получить 0?
Прямоугольник с равными сторонами (квадрат)
Результат действия (ответ)
Как называется сотая часть числа? (процент)
Периметр – это… (сумма длин всех сторон)
Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда? (6)
Назовите геометрическую фигуру
Викторина для болельщиков:
Один человек купил трёх коз и заплатил за них 300 рублей. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (по траве)
На грядке сидят 6 воробьёв. К ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного воробушка. Сколько осталось воробьёв на грядке? (ни одного)
Замените слова: сложение, вычитание, умножение, деление одним словом (действия)
Найдите лишнее слово: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр (кг)
В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику и один кролик остался в клетке. Как это могло получится? (кролика купили с клеткой)
Сколько концов у 3,5 палок? (8)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3кг)
Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (неправильная)
Назовите число, разделяющее положительные и отрицательные числа (0).
3. Подведение итогов: награждение победителей в номинациях, награждение самых активных болельщиков.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гомонова Галина Васильевна
→ GVG 09.05.2012 0 23557 5243 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.