Конспект бинарного урока для учащихся 6 класса "Урок-путешествие по темам «Гидросфера» и «Рациональные числа»
Рогачева Татьяна Викторовна
Должность: учитель математики
Место работы: ГБОУ СОШ №103, Санкт-Петербург
Родичева Алла Федоровна
Должность: учитель географии
Место работы: ГБОУ СОШ №103, Санкт-Петербург
Урок-путешествие по темам «Гидросфера» и «Рациональные числа»
Бинарный урок для учащихся 6 класса
Тип урока: урок – путешествие
Технология: работа в малых группах, игровое обучение
Дидактическое сопровождение: физическая карта полушарий, карта России, карта Ленинградской области, плакаты, презентация к уроку
Оборудование: проекционный аппарат
Цель:
Обучающая: научить учащихся применять знания по темам «Положительные и отрицательные числа», «Координатная прямая», «Модуль», «Сравнение чисел» к решению задач географического содержания;
Сформировать понятие «болото», разьяснить причины их образования, значение и использование. Обобщить знания учащихся о составных частях гидросферы.
Розвивающая: развивать познавальный интерес, пытливость, творческие способности детей, обеспечить единство математико-географических знаний, развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с картографическим материалом.
Воспитательная : воспитывать культуру речи.
Ход урока
Актуализация опорных знаний:
Вопросы для учащихся:
Какие операции с числами мы выполняем на уроках математики?
(складываем, вычитаем, умножаем, делим одно число на другое)
Какими числами мы пользуемся?
(Натуральными, целыми, рациональными)
А сегодня на уроке мы убедимся в том, что объединившись с географией, эти числа могут быть удивительными и нести огромную познавательную информацию. Изучая тему «Гидросфера», мы часто обращались к числам.
Скажите, какой водопад самый высокий в мире? (Анхель, 1054 м)
Самая глубокая впадина Мирового океана? (11022 м)
Самая длинная река в мире? (Амазонка + Укаяли 7100 км)
Мы видим, что числа нам несут информацию о разных географических объектах.
Сегодня на уроке мы совершим математико-географическое путешествие. Представьте себе, что вы находитесь на вездеходах, на которых вы и будете путешествовать. В течение этого путешествия мы будем проверять ваши знания. А за каждый правильный ответ вы будете получать поощрительный знак в виде карточки определенного цвета. Их количество и цвет помогут нам установить самого успешного и умного путешественника.
Презентация экипажей.
Каждая команда информирует о названии своего экипажа и разъясняет, почему выбрала именно такое название и что оно обозначает.
Вездеход «Комета»
Комета - небольшое небесное тело, имеющее туманный вид, обращающееся вокруг Солнца обычно по вытянутым орбитам. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли.
Вездеход «Марс»
Марс - четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая (предпоследняя) по размерам планета Солнечной системы; масса планеты составляет 10,7 % массы Земли. Названа в честь Марса — древнеримского бога войны.
Вездеход «Модуль»
Модуль – это математическое понятие. Это расстояние от начала координат до точки на числовой прямой. А выбрали такое название потому, что сегодня будем преодолевать расстояния, путешествуя по географическому атласу.
Нельзя начать путешествие без предварительной проверки «на готовность» каждого экипажа.
Начало путешествия
Проверка готовности экипажей к старту.
Задание №1: пройти лабиринт, состоящий из чисел и формул.
40 000 км 230 м
8848 м
S = a b 11022 м 74 км S=V∙ t
40000 км – длина Экватора; 11022 м – Марианская впадина; 8848 м – Джомолунгма; 74 км – протяженность Невы; 230 м – Ладожское озеро (глубина); 4400 км – протяженность р. Лена.
Задание №2.
Проверка эрудиции и образованности каждого экипажа.
Фронтальный опрос:
Определить координаты места, с которого стартуют экипажи (точное географическое положение). Показать на карте.
За окном зима, уточните, какие погодные условия за бортом?
(докладывают метеорологи)
Проанализировать погодные условия января и февраля по календарям погоды.
- Назвать минимальную и максимальную температуру за январь;
- Как в математике называются такие числа?
- Какие числа называются положительными, какие – отрицательными?
- Какая амплитуда температуры за январь?
- Какое математическое действие выполняли? (Сложили модули)
- Сравнить температуру 5 и 10 февраля.
3. Что изображено на экране? (Координатная прямая)
- Что называется координатной прямой?
- Установить координаты точек А, В, С, О, К, М, N.
- Как называются числа 2 и – 2?
- Какие числа называются противоположными?
- Чему равен модуль чисел 6 и – 6?
- А зачем нам необходимо знать координаты точек?
- Где это мы используем?
Сейчас мы это проверим на практике.
Наши вездеходы будут преодолевать водные преграды.
Используя координатную прямую, проанализируйте свойства воды:
- В каких состояниях она бывает?
- Укажите на координатной прямой, при какой температуре тает лед.
- При какой температуре вода расширяется? (от + 4 до бесконечности)
- При какой температуре переходит в газообразное состояние? (+100о)
Подготовительный этап пройден успешно. Вездеходы! На старт!
Нашим путешествием будем руководить мы, ваши учителя. А ваша задача – отвечать правильно на вопросы и не сбиться с пути.
Сейчас мы проверим, чей вездеход быстрее преодолеет препятствия и окажется первым на вершине.
Игра «Альпинист»
(За каждый правильный ответ вездеход поднимается на одно деление)
- Самый большой материк? (Евразия)
- Самый большой океан? (Тихий)
- Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)
- Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
- Самая полноводная река мира? (Амазонка)
- Самая длинная река мира? (Нил)
- Самый большой остров в мире? (Гренландия)
- Самый большой полуостров? (Аравийский)
- Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
- Самый маленький материк? (Австралия)
- Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)
- Самое солёное море Мирового океана? (Красное)
- Самый широкий пролив? (Дрейка)
- Самый высокий водопад? (Анхель)
- Какие два моря в России противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)
- Какое море на западе нашей страны в древности называлось "Янтарным" за обилие в нём янтаря? (Балтийское)
- Устье какой великой реки находится точно на экваторе? (Амазонки)
- Какой из океанов не омывает Россию? (Индийский)
Отправляемся в путешествие по озерам
- Что называется озером?
- Какие бывают типы озер?
- Как они образовываются?
Привести примеры.
- В крымских горах вершину Ай-Петри записали числом +1234 м. Каким числом необходимо записать самую большую глубину 6 м озера Ялпуг? ( - 6 м)
- Можно ли утопить самую высокую горную вершину в самой глубокой впадине Мирового океана? Как вы об этом узнали? (Нашли разность модулей)
- В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)
- Назовите самое высокогорное озеро мира, расположенное в Андах. (Титикака)
- Назовите единственное на земном шаре озеро, у которого одна половина содержит пресную воду, а другая - солёную. (Балхаш)
Опережающее задание.
Вездеход «Марс» возвратился из экспедиции по Ленинградской области. В связи с геологической структурой, рельефом, климатическими условиями и лесистостью, на территории области расположены болота.
Давайте узнаем, что собой представляют болота, а потом поговорим о болотах Ленинградской области.
Записываем тему урока в бортжурналах (рабочих тетрадях).
Ученые – следопыты каждого экипажа получали заранее задания и сейчас познакомят всех о болотах на Земном шаре.
Что называется болотом?
Классификация болот
Условия образования болот
Распространение болот на земном шаре
Значение болот в природе и деятельности человека
Какие болота расположены в Ленинградской области.
Какую общую площадь они занимают на территории области.
Задача:
Давайте посчитаем, какой процент площади занимают болота в Ленинградской области, если площадь нашей области – 83900 км2.
SOS! SOS! SOS!
Всем наземным и космическим службам! Всем, кто слышит нас! Судно претерпело аварию в точке с координатами 160 Ю. Ш. 60З.Д. Просим помощи.
Задание нашим экипажам:
Установите, какое расстояние до ближайшего порта, где могут придти на помощь.
Посчитайте, через сколько часов придет вездеход-помощник, если его максимальная скорость 48 км/ч.
Подведем итоги игры: Посчитаем, сколько и каких жетонов набрал каждый из вас в личном зачете (мотивация оценок)
Домашнее задание. Приготовить доклад или презентацию «Санкт-Петербург и Ленинградская область в цифрах» или составить задачник «Путешествуя по Санкт-Петербургу и Ленинградской области»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рогачева Татьяна Викторовна
→ Tatiana1958 17.10.2012 0 2889 571 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.