Слайд 1
Деление десятичной
дроби на
десятичную дробь
5 класс
Поречная Ирина Викторовна
МКОУ «Суджанская средняя
общеобразовательная школа
№2» Суджанского района
Курской области
учитель математики
Сценарий урока
по математике
«Деление десятичной дроби на десятичную дробь»
учебник
«Математика 5 класс»
И.И. Зубарева
А.Г. Мордкович
Поречная Ирина Викторовна
МКОУ «Суджанская
средняя общеобразовательная
школа № 2»
Суджанского района
Курской области
учитель математики
Цель урока:
Образовательная: повторить действия с десятичными дробями, сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную; научить применять данное правило при выполнении заданий;
Развивающая: развивать мыслительную деятельность, математическую речь, интуицию;
Воспитательная: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, листы с заданиями.
Структура урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Итоги урока. Домашние задание.
VIII. Рефлексия.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Посмотрите все ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадка.
Прозвенел сейчас звонок
Начинается урок.
ІІ. Мотивация к учебной деятельности.
Как вы думаете, что самое ценное на земле? (ответы учеников).
Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Вот ответ дал ученый Ал – Бируни «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит».
В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Устный счет(слайд2 )
1. Вычислить:
0,8:8 18,9:9
0,9·0,6 15,8:100 7,4·0,1
2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число: 3,1 20,01 23,647 0,07
3.Увеличьте число 0,75 в 100 раз, 0,056 в 1000 раз
IV. Изучение нового материала.
На доске задача: (слайд3,4 ) Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2.Найти ширину участка, если его длина равна 49 м.
Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка?
S=1225 м2
а=49 м
в - ?
1225:49=25(м)
Ответ: 25 м
Теперь решите следующую задачу: (на слайде запись этой задачи, создание проблемной ситуации).
На доске задача: (слайд 5 ) Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2.Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м.
S=122,5 м2
а=4,9 м
в - ?
Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти?
122,5:4,9= ? (слайд6 )
Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Нет, мы не умеем делить десятичную дробь на десятичную)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд7 )
Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей».
Какова цель работы на уроке? (сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять)
Как же найти длину коридора?
Предполагаемый ответ: Перевести числа в см, дм и решить задачу.
122,5 м2 =12250д м2 4,9 м = 49 дм
12250:49=250(дм)=25(м)
Как по-другому найти длину коридора? Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
Предполагаемый ответ: Увеличить делитель и делимое в 10 раз.
122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 )
Ответ: 25м.
В случаи затруднения:
Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число. Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
Изменится ли частное при увеличении делимого и делителя в одинаковое число раз? Чем отличается первая задача от второй?
122,5:4,9=1225:49=25 (слайд8 )
Ответ: 25м.
Поясните свой ответ с помощью рисунка? (слайд9 )
Вывод: при увеличении и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется.
Расскажите, как же выполнить деление десятичной дроби на десятичную дробь.
1)заменить деление десятичной дроби делением на натуральное число
2)после этого выполнить деление на натуральное число.
№823 учебника (с комментарием на местах)
1,5:0,3=15:5=3
4,2:0,06=420:6=70
0,35:0,5=3,5:5=0,7
9:4,5=90:45=2
0,072:0,1=7,2:1=7,2
1,634:0,0001=1634:1=1634
Давайте сформулируем правило деление десятичной дроби на десятичную дробь. (слайд10 )
ПРАВИЛО: Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1)в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
2)после этого выполнить деление на натуральное число.
V. Физкультминутка.
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли.
Повернулись влево, вправо
Тихо сели, вновь за дело.
VI. Закрепление изученного материала.
Задание 1.Выполните деление (на доске ученик решает и комментирует)
1 2,096:2,24=12096:224=5,4
1 209,6 224
1 120 5,4
896
896
0
Ученикам раздается листок с заданиями. (приложение - листы с заданиями)
Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление
0,0444:0,6 = …4 4 4 : 6=
а). ..444 ∟6
0 0, …
4
...
(индивидуальная работа с последующей проверкой)
Задание 2. Исправьте ошибки (устно)
36,72 0,9
36 4,8
72
72
0
Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (работа в парах с последующей проверкой) (слайд11,12 )
16,24:0,4=……………………= 406
44,1: 0,63=…………………..= 7
1155,6: 0,9=…………………= 1284
Задание 4. (слайд13,14 )
1) 75:15 а) 750:15
2) 0,75:15 б) 7,5:1,5
3) 7,5:0,15 в) 75:1500
Как вы думаете, какое задание я вам предложу?
Соедините стрелочками равные части. Почему частные равны? Что произошло с делимым и делителем? (самостоятельная работа, обменяться тетрадями, проверить по образцу)
VII. Итоги урока. Домашние задание.
Заполните пропуски (устно) (слайд15 )
Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
1)в ………….. и в делителе перенести запятую ……….на столько цифр, сколько ...………………………………..;
2)после этого выполнить ……….. на …………число.
П.46, правило, №824, 837(а, б)
VIII. Рефлексия. (слайд16 )
Сегодня на уроке я узнал……..
Было интересно……….
Теперь я могу……………
Полученные знания мне пригодятся ………
К ак я усвоил материал:
З еленый – сделал для себя открытие.
К расный - активно работал на уроке.
Желтый – урок подарил хорошее настроение.
Приложение
Деление десятичной дроби на десятичную дробь
Задание 1.Заполните пропуски и продолжите деление
0,0444:0,6= … 4 4 4 : 6=
а) …444∟6
0 0, …
4
...
Задание 2. Исправьте ошибки
36,72 0,9
36 4,8
72
72
0
Задание 3.Используя нули и запятые, запишите правильный ответ.
16,24:0,4=……………………= 406
44,1: 0,63=…………………..= 7
1155,6: 0,9=…………………= 1284
Задание 4.
1) 75:15 а) 750:15
2) 0,75:15 б) 7,5:1,5
3) 7,5:0,15 в) 75:1500
Автор: Поречная Ирина Викторовна
→ nika197353 11.03.2013 0 32622 5940 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.