Разработка урока математики по теме «Действия с натуральными числами. Арифметические способы решения задач"


Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 39

Невского района г. Санкт- Петербурга







Урок-игра по математике в 5 классе «Путешествие по Цветочному городу»

в рамках проекта

«Приключения Незнайки и его друзей»

Тема урока: «Действия с натуральными числами. Арифметические способы решения задач»








Составила: учитель математики высшей категории

Ефимова Елена Игоревна










2013 год




План урока



Учитель: Ефимова Елена Игоревна
Предмет: математика

Класс: 5

Дата: 19.11. 2011

Тема урока: Действия с натуральными числами. Арифметические способы решения задач



Цели урока:

- образовательные:

  • контроль знаний, умений и навыков по теме,

  • актуализация знаний учащихся через применение групповой технологии и личностно ориентированного подхода;

  • формирование умения анализировать, обобщать, использовать элементы исследования;

- развивающие:

  • развитие математической речи, устойчивости внимания и переключения внимания;

- воспитательные:

  • создание условий для отработки навыков эффективной коммуникации в группах,

  • взаимопомощи во время учебного процесса,

  • стремления к самостоятельности в усвоении программного материала.

Задачи урока:

  • совершенствовать навыки использования различных арифметических способов при решении задач,

  • развивать умение находить нужный способ и применять изученный ранее материал в конкретной ситуации;

  • развивать речь: логическую и монологическую, умение использовать ПК для подготовки к уроку

  • воспитывать у учащихся уверенность в себе, самостоятельность, работоспособность.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Формы и методы обучения:

  • Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;

  • Работа в группах, работа с теоретическим материалом;

  • Презентация наработанного материала перед классом;

  • Самостоятельная работа.


Технологии: ИКТ-технология, дифференцированного обучения, активного обучения


Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, карточки для выполнения индивидуальной и практической работы, ПК для учащихся


Подготовительная работа.

  • Весь класс разбивается на группы примерно одинаковые по знаниям.

  • Каждый член команды задачу (или не одну) по изученной теме, в которой действуют герои книги Носова

  • Каждая команда готовит экспресс-информацию по правилам и свойствам действий с натуральными числами

  • Каждая команда приходит на урок с фломастерами или цветными карандашами

  • Учитель готовит презентацию к уроку


Ход урока.

Перед началом урока звучит музыка из м/ф «Приключения Незнайки»

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку и ставит перед учащимися цель урока.

- Ребята! Сегодня мы с вами заканчиваем тему «Действия с натуральными числами. Арифметические способы решения задач». Но урок наш не простой, а сказочный. Все вы придумывали и решали задачи, в которых действовали малыши и малышки из Цветочного города. Сегодня мы еще немного пофантазируем и попутешествуем по Цветочному городу и вместе с Незнайкой и его друзьями вспомним правила действий, различные способы решения задач, посоревнуемся. И первый, кто ждет нас в гости, это Знайка.

2.Актуализация знаний.

«В гостях у Знайки»

Звучит песня «Гимн Знайки»

Учитель.

- За то время, что вы учитесь в школе вы изучили 4 вида арифметических действий: сложение, вычитание, умножение и деление сейчас представители команд напомнят нам о компонентах действий и о свойствах действий. (Заранее проведена жеребьевка порядка выступлений; в оценивании ответов принимают участие члены всех команд, оценку получает каждый выступающий и столько же очков он приносит своей команде)

Идут выступления учащихся.

В художественной мастерской художника Тюбика.

Учитель.

- В Цветочном городе проживает известный мастер портрета Тюбик. Он нарисовал портрет Незнайки, но злой волшебник стер все краски, остался только контур. Чтобы раскрасить портрет нужно решить арифметические примеры, а Тюбик этого делать не умеет. Давайте ребята поможем Тюбику! Оценивается правильность и скорость решения.


Учащиеся решают данные примеры и раскрашивают портрет Незнайки. Для работы выдается карточка без ответов



Примеры

Цвет

Ответы

235*129

Желтый

30 315

125*197*8

Синий

19 700

18*11+16*15

Зеленый

438

28 085:137

Оранжевый

205

25*389*4

Красный

38 900


В мастерской Винтика и Шпунтика

Учитель.

- В своей мастерской ждут нас веселые мастера Винтик и Шпунтик. Они изобрели новый прибор, который назвали «Бормотограф». Если в него опустить слово, то он преобразуется в новое, в котором буквы все те же, а порядок этих букв другой. Винтик и Шпунтик опустили в аппарат несколько слов и вот, что у них получилось. Ваша задача расшифровать эти слова. Помните, что все они связаны либо с математикой, либо с героями книги Носова.

  1. Мелодие

  2. Пьюнилик

  3. Тонсаче

  4. Йказан

  5. Лясуг

(Каждая команда получает измененные слова и расшифровывает их; каждое расшифрованное слово – очко)

3.Поможем Незнайке.

Учитель.

- После возвращения из зеленого города Незнайка пошел в школу. Ему задали домашнее задание из 10 задач. Но у него очень мало времени, потому что они с Гунькой много гуляли. Незнайка попросил своих друзей помочь ему. Вы ведь тоже друзья Незнайки. Попробуйте и вы помочь другу. Задачи можно решать всем вместе, можно по одному, можно в парах. Нужно решить как можно больше задач.

Каждая команда получает задачи для решения (см.Приложение )

В течение 15 минут, пока идет решение задач звучит музыка из мультфильма. Далее идет взаимопроверка решения задач. Команды меняются решениями по кругу. Если позволит время, то учащиеся объясняют решение задач, если нет, то решение объясняет учитель, используя презентации.

4.Подведение итогов игры и выставление оценок.

Все участники команды занявшей 1 место получают «5», за 2 место – «4», в остальных командах оценку получают выступающие.





Приложение 1





Приложение 2



Задачи для решения на уроке



1.Сиропчик и Пончик ели пирожки, причем Пончик съел в 3 раза больше пирожков, чем Сиропчик. Сколько пирожков съел Пончик, и сколько Сиропчик, если всего они съели 20 пирожков?



2.Сиропчик и Пончик пили сок. Сиропчик выпил на 4 стакана больше, чем Пончик. Сколько стаканов сока выпил каждый из них, если всего они выпили 10 стаканов сока?



3.Кнопочка пекла пирожки. Она испекла несколько пирожков и положила их на тарелку. Прибежал Гунька и взял 3 пирожка, но Кнопочка вытащила из печки еще 8 пирожков и положила их на тарелку. Тут прибежал Незнайка и схватил 4 пирожка. Когда в очередной раз Кнопочка принесла еще 6 пирожков, то она увидела, что на тарелке лежит 23 пирожка. Сколько пирожков лежало на тарелке до того момента как прибежал Гунька?



4.Доктор медуница составляет лекарство от простуды. Для этого она взяла 3 части меда, 7 частей воды и 1 часть лимонного сока. Сколько меда взяла Медуница, у нее получилось 220 граммов лекарства?



5.Охотник Пулька и собака Булька отправились в лес, до которого было 6 км. Булька бегает в 3 раза быстрее, чем Пулька. Пулька дошел до леса за 1 час. За какое время добежал до леса Булька?



6 . У Кнопочки есть 3 шляпки, 4 блузки и 3 юбки. Сколько разных нарядов она может составить, если все предметы сочетаются по цвету, а в каждый наряд входит шляпка, блузка и юбка.



7.Доктор Пилюлькин делает лекарство от простуды. Для него он берет 2 части лука, 1 часть чеснока, 2 части сахара и 10 частей воды. Сколько граммов лука взял Пилюлькин, если воды у него ушло на 80 г больше, чем сахара?



8.Знайку спросили: «Сколько коротышек может полететь на воздушном шаре?» На что он ответил: «Если к этому количеству прибавить 10, а потом разделить на 2, то получится 13». Сколько же коротышек может полететь на воздушном шаре?



9.Малыши и Малышки собирали ягоды. Мальчики собрали на 6 кг ягод больше, чем девочки. Сколько килограммов ягод собрали Малыши и Малышки по отдельности, если всего было собрано 26 кг ягод?



10.Астроном Стекляшкин считал звезды. Когда его спросили о том, сколько их, то он ответил так: «Если количество сосчитанных звезд разделить на 4, от частного отнять2, а потом к разности прибавить 15, то получится 23». Сколько звезд насчитал Стекляшкин?



Ответы к задачам

1.Пончик съел 16 пирожков, Сиропчик – 4.

2.Пончик выпил 3 стакана сока, Сиропчик – 7.

3.16 пирожков

4.60 г меда

5.За 20 мин

6.36 вариантов

7.120 г лука

8.16 коротышек

9.10 кг собрали девочки, 16 кг – мальчики

10.40 звезд


Полный текст материала Разработка урока математики по теме «Действия с натуральными числами. Арифметические способы решения задач" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефимова Елена Игоревна  Helen39
15.07.2013 0 3773 655

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК