Моделирование в текстовых задачах. 5 класс
Зубкова Елена Николаевна
Учитель математики
МБОУ СОШ№2 г.Большой Камень Приморский край
Урок в 5 классе по теме: «Моделирование в текстовых задачах»
Цель урока:учить решать текстовые задачи с помощью моделирования; развивать самостоятельность у учащихся в решении текстовых задач.
Ход урока:
Анализ домашнего задания
Учащимся было предложено дома решить 3 задачи.
1) Во время летних каникул Женя, Федя и Зина собирали лекарственные травы. Женя собрал 1030 г., Федя на 180 г. больше, чем Женя, а Зина на 640 г. меньше, чем Женя и Федя вместе. Сколько граммов лекарственных трав собрали ребята вместе?
2) В школьном математическом кружке занимаются 18 учеников. В танцевальном кружке на 12 учеников больше, чем в математическом, а в спортивном на 5 учеников меньше, чем в танцевальном. Сколько учеников в спортивном кружке?
3) В 3 магазина привезли 3840 кг масла. После того, как первый магазин продал586 кг, второй — 624 кг и третий — 401 кг, масла осталось во всех магазинах поровну. Сколько килограммов масла получил каждый магазин?
Так как самой сложной оказалась задача № 3 (многие ученики запутались и бросили решение), то разбирать на уроке начали именно эту задачу. В процессе обсуждения этой задачи с учащимися, получили такой схематический чертеж:
3840 кг
Такая модель помогает уяснить одно из важных условий задачи, которое вызвало наибольшее затруднение в решении, а именно: после того, как в каждом магазине продали часть завезенного масла, в каждом из них осталось масла поровну.
Решение. 1 способ.
568 + 624 + 401 = 1593 (кг) - продали всего
3840 — 1593 = 2247 (кг) - осталось всего
2247 : 3 = 749 (кг) - осталось в каждом магазине
749 + 568 = 1317 (кг) - получил первый магазин
749 + 624 1373 (кг) - получил второй магазин
749 + 401 = 1150 (кг) - получил третий магазин.
Ответ: 1317 кг, 1373 кг, 1150 кг.
Можно рассмртреть и другой чертеж: (использовали цветной мел)
Получил Осталось Продали
? 568 кг
1 магазин ?
? 624 кг
2 магазин ? 3840 кг
? 401 кг
3 магазин ?
Задание на дом. Придумать другие способы решения задачи № 3.
Решение задач
1.(№ 225. стр.43 Дидактические материалы по математике для 5 класса Чесноков А.С. и др.)
За 3 ч путник прошел км. За первые 2 ч он прошел км, а за последние 2 ч - км. Сколько километров проходил путник в каждый час?
Решение. Схема
км
За 3 часа
км ? км
За первые 2 ч
? км км
За последние 2 ч
1 способ
- = (км) - за третий час
- = (км) - за первый час эти 3 способа решения
- = (км) - за второй час предложены учащимися
или 2 способ
3) - = (км)
или 3 способ
3) - ( + ) = (км)
Ответ: км; км; км.
2.(№ 225. стр.69 Дидактические материалы по математике для 5 класса Чесноков А.С. и др.)
На трех автомашинах т груза. На первой и второй автомашинах т, а на второй и третьей - т. Сколько тонн груза было на каждой автомашине?
Моделируем:
т
На 3 - х
т ? т
На 1 и 2
? т т
На 2 и 3
Решить самостоятельно. В это время слабым учащимся оказывается помощь.
3.Обучающая самостоятельная работа
Дидактические материалы по математике для 5 класса Чесноков А.С. и др.
Вариант 1 стр.42 № 221
Вариант 2 стр.68 № 221
Вариант 1
На элеватор в первый день привезли т зерна, а во второй день - на т меньше, чем в первый день. Сколько тонн зерна привезли в третий ден, если всего привезли 13 т зерна?
т
1 день
на т м 13 т
2 день
3 день ? т
1) - = (т) — 2 день
2) + = (т) — за 1 и 2 дни
3) 13 - = (т) — в 3 день
Ответ: т
Вариант 2
На стройку привезли на трех автомашинах 16 т раствора бетона. На второй автомашине привезли т, а на третьей - на т больше, чем на второй. Сколько тонн раствора бетона привезли на первой автомашине?
1м ? т
т
2 м 16 т
на т б
3 м
1) + = (т) — на третьей машине
2) + = (т) — на второй и третьей машине
3) 16 - = (т) — на 1 машине
Ответ: т
4. Подведение итога урока.
Сегодня на уроке мы записывали краткую запись к задачам по-новому: с помощью чертежа, рисунка. Делали мы это для того, чтобы понять задачу, т. е. уяснить, о чем эта задача, что в ней известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные и т. п. Поэтому, и в домашнем задании краткую запись к задачам пробуйте нарисовать.
5. Задание на дом.
Сделать схематические чертежи к задачам №1 и№2 из прошлого домашнего задания;
к задаче №3 найти другие способы решения
по учебнику( Н.Я. Виленкин и др. Математика 5) №1119,№1120,№1140.
Данный урок проводился после изучения темы «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Литература
1.Газета «Математика» (приложение к «Первое сентября») №33/ 2002, стр.6-8 И.Целищева, С.Зайцева «Моделирование в текстовых задачах»
2. Газета «Математика» (приложение к «Первое сентября») №17-24/ 2005, лекции по курсу «Текстовые задачи в школьном курсе математики 5-9 классы»
3.Учебник «Математика 5» Виленкин Н.Я. И др.
4. Чесноков А.С. И др «Дидактические материалы по математике для 5 класса»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зубкова Елена Николаевна
→ Зена 25.07.2013 0 6125 763 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.