Урок математики "Признаки делимости"; 5 класса


БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ОМСКА «ЛИЦЕЙ №92»


Методическое объединение учителей математики


Математика















Разработка урока математики


на тему «Признаки делимости» для 5 класса















Выполнил:

Выплов Ю.И.

учитель математики

высшей квалификационной категории.





г. Омск


2013год



Тема урока: Признаки делимости.


Цели урока:


  1. обучающие:

сформировать представление о признаках деления;

совершенствование вычислительных навыков и навыков устного счета;

отрабатывать практические навыки возведения натуральных чисел в степень;

  1. развивающие:

развитие умения аргументировать собственное мнение;

развитие умения самостоятельно работать: анализировать,

систематизировать;

развитие умений работать в группах;

  1. воспитательные:

способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся;

воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;

воспитание культуры общения.


Тип урока: изучение нового материала.




Ход урока


1. Организационный момент

Цель этапа (ожидаемый результат) - создание психологической готовности класса к уроку.


- Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычный урок, девизом которого являются слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!


2. Устный счет.


«Счет и вычисления – основа порядка в голове». Песталоцци И.

Сегодня устный счет мы проведем в виде небольшого соревнования, изменив условие устного счета: необходимо не найти частное чисел, а быстро определить, можно ли выполнить действие деление.

Если можно выполнить деление, то ставим знак «плюс», если нельзя, то ставим знак «минус».

Применение игрового приема «ШОК» (создание на уроке такой ситуации, которая стимулировала учащихся к активной деятельности при изучении нового материала). Это задание у доски будут выполнять два ученика: «сильный» и «слабый» (с ним мы разобрали и отработали признаки делимости заранее).


420÷10 95÷10 47÷3 25÷5

78÷3 30÷10 90÷10 27÷3

144÷5 405÷9 128÷2 347÷3

36÷9 23÷2 81÷9 114÷2

58÷2 185÷5 281÷9 77÷2


В нашем соревновании победил ………(слабый ученик), он быстрее выполнил задание и самое главное без ошибок.

Как вы думаете, ребята, почему победил ……. и в чем секрет его успеха? (Ответы учеников).

Давайте ребята не будем гадать, а вместе попробуем раскрыть загадку его успеха, проведя несколько исследований. Вы наверно обратили внимание, что делителями были только числа 2,3,5,9,10.

Поэтому наше исследование будет, состоят из нескольких этапов. Вначале будем работать индивидуально, а затем в паре.


3. Изучение нового материала.

Первое исследование (индивидуальное):

Когда число делится на 10?

Время исследования: 2 минуты.


20÷10 35÷10 46÷10

62÷10 30÷10 97÷10

54÷10 43÷10 120÷10

50÷10 29÷10 88÷10

11÷10 70÷10 450÷10

Вывод: Число делиться на 10, если оно заканчивается цифрой 0.


Второе исследование (индивидуальное):

Когда число делится на 5?

Время исследования: 2 минуты.


10÷5 55÷5 49÷5 84÷5 65÷5

42÷5 33÷5 90÷5 36÷5 47÷5

94÷5 11÷5 28÷5 30÷5 100÷5


Вывод: Число делиться на 5, если оно заканчивается цифрой 0 или

цифрой 5.

Третье исследование (индивидуальное):

Когда число делится на 2?

Время исследования: 2 минуты.


40÷2 13÷2 36÷2 89÷2

31÷2 44÷2 27÷2 70÷2

22÷2 15÷2 68÷2 11÷2

Вывод: Число делиться на 2, если оно заканчивается одной из цифр

0,2,4,6,8.


Четвертое исследование (пары):

Когда число делится на 3?

Время исследования: 4 минуты.


10÷3 22÷3 44÷3 26÷3 18÷3

30÷3 12÷3 24÷3 36÷3 28÷3

11÷3 63÷3 25÷3 37÷3 39÷3

21÷3 13÷3 15÷3 27÷3 19÷3

Вывод: Число делиться на 3, если сумма цифр числа делиться на 3.


Пятое исследование (пары):

Когда число делится на 9?

Время исследования: 3 минуты.

30÷9 72÷9 44÷9 36÷9 68÷9

90÷9 22÷9 54÷9 16÷9 18÷9

21÷9 63÷9 45÷9 17÷9 99÷9

81÷9 53÷9 35÷9 27÷9 19÷9


Вывод: Число делиться на 9, если сумма цифр числа делится на 9.


Молодцы! Все хорошо потрудились.

На самом деле наши выводы являются признаками делимости на 10, на 5, на 2, на 3 и на 9, которые позволяют узнать по самой записи числа, делится ли данное число на эти числа.

Давайте еще раз повторим признаки делимости, которые записаны в рубрике «Математический блокнот» на стр.106 и стр.107. (До этого момента учебники у учеников находились в портфелях.)


4. Закрепление нового материала.


Многие спросят, зачем мы изучаем признаки делимости, все равно в жизни они не пригодятся.

На самом деле мы в жизни часто сталкиваемся с ситуациями, в которых нам помогут признаки делимости.

Рассмотрим такие ситуации и представим их в виде задач. (Вызывается по одному ученику).

Ситуация №1. (№377 (а)). Ты купил в магазине 3 одинаковых блокнота. Продавец

назвал тебе стоимость покупки -158 рублей. Прав ли продавец?

Ситуация №2. (№377 (б)). Ты с двумя друзьями решил купить футбольный мяч и

разделить его стоимость между собой поровну. Получиться ли у

вас деление поровну, если мяч стоит 559 рублей?


На уроках математики признаки делимости помогут при решении задач, связанных с разложением числа на простые множители.


380. Разложите на простые множители число:

а). 1452 б). 1980 в). 3980 г). 2295 д). 35 100.


5. Домашнее задание. Параграф 23. №371, №373, №382.

6. Итоги урока.


Давайте вместе вспомним:

-Что нового и полезного вы узнали на уроке?

-Нужно ли нам было изучать признаки делимости?

Теперь проверим, как вы усвоили признаки делимости с помощью теста

(два варианта).

В тетрадях записали в столбик номера от 1 до 11. Каждый из вас получил

тест на карточке и вы должны из трех утверждений определить верное и

записать букву этого утверждения.

Время на выполнение работы – 6 минут.

Тест. «Признаки делимости»


1). я). Число 69 делиться на 2.

т). Число 34 делиться на 2.

г). Число 57 делиться на 2.

2). п). Число 24 делиться на 5.

ю). Число 99 делиться на 5.

ы). Число 55 делиться на 5.

3). а). Число 94 делиться на 3.

б). Число 35 делиться на 3.

в). Число 54 делиться на 3.

4). с). Число 30 делиться на 10.

д). Число 94 делиться на 10.

к). Число 85 делиться на 10.

5). а). Число 232 делиться на 9.

о). Число 233 делиться на 9.

е). Число 234 делиться на 9.


6). е). Число 114 не делиться на 2.

у). Число 114 не делиться на 9.

я). Число 114 не делиться на 3.


7). с). Число 84 делиться на 3.

п). Число 45 не делиться на 3.

м). Число 62 делиться на 3 .

8). д). Число 27 не делиться на 9.

а). Число 35 делиться на 2.

о). Число 89 не делиться на 5.

9). т). Число 79 делиться на 3.

и). Число 75 делиться на 5.

в). Число 86 не делиться на 10.

10). п). Число 45 не делиться на 5.

р). Число 95 делиться на 2.

л). Число 342 делиться на 9.


Ответы к тесту «Квадрат и куб числа»

Номер задания 1; 2 3; 4; 5 6; 7; 8; 9; 10; 11

Ответ Т ы в с е у с в о и л


Теперь проверим, как вы справились с тестом.

Прочитали предложение, которое у вас получилось, встали те, у кого в тетради получилось предложение «Ты все усвоил».

Молодцы! Вы справились с заданием, и получаете оценку «отлично».

Остальные нашли свои ошибки, и я уверен, что больше вы такие ошибки допускать не будете.


Спасибо всем за урок!


Литература


- УМК по математике для 5 класса.

Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс.

Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Л.В.Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М., «Просвещение», 2010


- Программа курса «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс.» для общеобразовательных учреждений.

Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Л.В.Кузнецова, С.С. Минаева,

Л.О. Рослова – М., «Просвещение», 2009


- Тема: «Умножение одночлена на многочлен».
desjatka.at.ua/umnozhenie_odnochlena_na_mn-n.pptx‎1


- Счет и вычисления – основа порядка в голове. (Песталоцци) песталоцци...
rpp.nashaucheba.ru›docs/index-50438.html



7



Полный текст материала Урок математики "Признаки делимости"; 5 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Выплов Юрий Иванович  костяморяк
11.12.2013 0 5641 966

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК