Разработка урока математики "Деление десятичных дробей на натуральные числа"; 5 класс


Урок по теме

«Деление десятичных дробей на натуральные числа»

Учитель математики ВКК

МБОУ БГО СОШ №4

Конева Надежда Александровна

г. Борисоглебск Воронежская область

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель урока: повторить понятия, связанные со сложением, вычитанием, умножением и делением десятичной дроби на натуральное число.

Задачи урока:

Образовательные: повторить определения, связанные с действиями над десятичными дробями; осуществить контроль знаний с помощью проверочных заданий.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, математическую интуицию, умение анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.

Воспитательные: воспитывать информационную культуру, самостоятельность, умение слушать.

Методы обучения:

  • систематизирующий;

  • наглядно-иллюстративный;

  • проектный;

  • использование идеи самоанализа с систематическим применением самоконтроля учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер и мультимедийный проектор

  • Презентация к уроку. Начало демонстрации со слайда» 2.

  • Документ-камера

  • Ноутбуки для тестирования

Используемый УМК: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд «Математика 5 класс»

Этап подготовки к уроку

Домашнее творческое задание: «Из истории десятичных дробей» - сообщения, презентация.

Составление теста по теме урока в программе – конструкторе тестов easyQuizzy

Ход урока.

I. Организационный момент, проверка готовности учащихся у к уроку. Тему урока учащиеся сформулируют сами в процессе работы на уроке.

II. Проверка выполнения домашнего задания

Через документ камеру фронтально 6 обучающихся по очереди предлагают свои решения №1375(г, з, м), № 1376, №1379(в), № 1380(в). Остальные выполняют самопроверку с выставлением оценки.

III. Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения учебного материала.

Устная работа (слайд 2 - 4):

    1. Прочитайте дроби: 9,03; 56,117; 1,023; 12,0102; 5,0005; 123,20007.

    2. Сравните дроби:

0,123 и 1,01; 10,1 и 10,099; 5,13 и 5, 1289;

8,19 и 8,1801; 8,18 и 8,1801; 3,028 и3,0209.

    1. Коля, Петя, Женя и Сеня взвесились на весах. Получились результаты: 37,7кг; 42,5 кг; 39,2 кг; 40,8 кг. Найдите массу каждого мальчика, если известно, что Коля тяжелее Сени и легче Пети, а Женя легче Сени. (Женя -37,7кг, Сеня-39,2 кг, Коля-40,8 кг, Петя -42,5 кг)

    2. Умение мыслить вам поможет выяснить, что же на уроке будет самым главным. А сделать это вы сможете, если правильно решите примеры и ответы вставите в таблицу.

4,1+2,12 Е
510:3 Е
6,87:10 Е
7,12·2 И
2,1· 4 Н
73,52·10 Д
7:5 Л

735,2

0,687

1,4

6,22

8,4

14,24

170










Верно! Это «Деление» и мы продолжим изучение темы «Деление десятичных дробей на натуральное число». Записывается тема урока.

IV. Работа по теме урока.

      1. Математический диктант (слайд 6):

1вариант

2вариант

1. Раздели на 10 число тринадцать целых пять десятых.

1.Раздели на 10 число двадцать семь целых две десятых.

2.Раздели на 10 число две целых три десятых.

2.Раздели на 10 число пять целых две десятых.

3.Найди частное нуля целых восьми десятых и четырех.

3.Найди частное нуля целых шести десятых и трёх.

4.Найди частное трёх и двух.

4.Найди частное пяти и двух.

5.Найди произведение четырёх и одной целой пяти десятых.

5. Найди произведение пяти и одной целой четырёх десятых.

6. Найди произведение нуля целых семидесяти одной тысячной и ста.

6. Найди произведение двух целых пятнадцати тысячных и десяти.

7.Верно ли высказывание(ответить «да» или «нет»): корень уравнения у·23,17=231,7 – число 10.

7. Верно ли высказывание(ответить «да» или «нет»): корень уравнения 0,5162 · х = 516,2 – число 100.



      1. Работа с учебником

1340(е,м)­- примеры на деление десятичной дроби на натуральное число, №1348 (г) - уравнение, №1352-задача на составление уравнения, №1359(г) - пример на выполнение нескольких действий с десятичными дробями. Примеры решаются обучающимися через документ камеру, задача решается с подробной записью решения - у доски (слайд 7). В процессе решения даются ответы на все возникающие вопросы.

      1. Историческая справка (слайды 8-10)

  • Человечество пользуется дробными числами уже несколько тысячелетий, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. Сегодня мы пользуемся десятичными дробями естественно и свободно. В Западной Европе 16 в. вместе с широко распространённой десятичной системой представления целых чисел в расчётах повсюду применялись шестидесятеричные дроби, восходящие ещё к древней традиции вавилонян.

  • Понадобился светлый ум нидерландского математика Симона Стевина, чтобы привести запись и целых, и дробных чисел в единую систему. По-видимому, толчком создания десятичных дробей послужили составленные им таблицы сложных процентов. В 1585 г. он опубликовал книгу “Десятина”, в которой объяснил десятичные дроби.

  • С начала XVII века начинается интенсивное проникновение десятичных дробей в науку и практику. В Англии в качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка. Запятая, как и точка, в качестве разделительного знака была предложена в 1617 году математиком Непером.

  • Развитие промышленности и торговли, науки и техники требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять. Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Например, в нашей стране в сельском хозяйстве и промышленности десятичные дроби и их частный вид – проценты – применяются намного чаще, чем обыкновенные дроби.



        1. Тестирование.

Тестирование на компьютерах (тест составлен в конструкторе тестов easyQuizzy) и состоит из пяти вопросов. Программа перемешивает вопросы и ответы к ним, задавая вопросы и предлагая ответы в случайном порядке. Оценку за тест ребята узнают сразу, могут посмотреть комментарии к выполненным заданиям.

1. При делении 1,75 на 7 получится:

0, 25 ; 0, 025; 25; 2.5

2. Выполни действие: 543,4:143

3,8; 0,38; 38; 380

3. Поставь каждому действию в соответствие результат данного действия

5,35:5; 5,035:5; 5,35·10 ; 5,35:10 .

4. Верно ли высказывание(ответьте "да" или "нет"): при делении десятичной дроби на тысячу запятая в записи дроби переносится вправо через три цифры

5. Какое число надо вставить вместо многоточия, чтобы ответ в данном примере был верным? 46,95: ....=0,4695


V. К итогу урока

«Соберите правила» (слайд 11)

Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:

- выполнить действия сложения и вычитания;

- в ответе запятую поставить после запятой в данных дробях;

- уравнять число знаков после запятой;

- записать дроби так, чтобы запятая оказалась после запятой.

2. Чтобы перемножить десятичную дробь на натуральное число надо:

- отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в десятичной дроби;

- выполнить умножение, не обращая внимания на запятые.

3. Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:

- поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;

- разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую.

В продолжение - блиц – опрос по правилам (вопросы формулируют ученики)

  1. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?

  2. Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.

  3. Как сложить натуральное число и десятичную дробь?

  4. Как из натурального числа вычесть десятичную дробь? Всегда ли это возможно?

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.35, №1380(г), №1389(а), №1387



Литература :

  1. В. И. Жохов, И. М. Митяева «Математические диктанты. 5 класс»

  2. Виленкин Н.Я. « Из истории дробей»

  3. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд «Математика 5 класс»













Слайд 1
Деление десятичной дроби на натуральное число. урок математики в 5 классе Учитель математики ВКК МБОУ БГО СОШ №4 Конева Надежда Александровна
Слайд 2
Проверка домашней работы №1375(г, з, м), № 1376, №1379(в), № 1380(в). Устная работа: 1. Прочитайте дроби: 9,03; 56,117; 1,023; 12,0102; 5,0005; 123,20007. 2. Сравните дроби: 0,123 и 1,01; 10,1 и 10,099; 5,13 и 5, 1289; 8,19 и 8,1801; 8,18 и 8,1801; 3,028 и3,0209. 3. Коля, Петя, Женя и Сеня взвесились на весах. Получились результаты: 37,7кг; 42,5 кг; 39,2 кг; 40,8 кг. Найдите массу каждого мальчика, если известно, что Коля тяжелее Сени и легче Пети, а Женя легче Сени. (Женя -37,7кг, Сеня-39,2 кг, Коля-40,8 кг, Петя -42,5 кг)
Слайд 3
4,1+2,12 510:3 6,87:10 7,12·2 2,1· 4 73,52·10 7:5 735,2 0,687 1,4 6,22 Е Е Е И Н Д Л 8,4 14,24 170
Слайд 4
4,1+2,12 510:3 6,87:10 7,12·2 2,1· 4 73,52·10 7:5 Е Е Е И Н Д Л 735,2 0,687 1,4 6,22 8,4 14,24 170 Д Е Л Е Н И Е
Слайд 5
Тема урока: Деление десятичной дроби на натуральное число.
Слайд 6
Математический диктант: 1вариант 1. Раздели на 10 число тринадцать целых пять десятых. 2.Раздели на 10 число две целых три десятых. 3.Найди частное нуля целых восьми десятых и четырех. 4.Найди частное трёх и двух. 5.Найди произведение четырёх и одной целой пяти десятых. 6. Найди произведение нуля целых семидесяти одной тысячной и ста. 7.Верно ли высказывание (ответить «да» или «нет»): корень уравнения у·23,17=231,7 – число 10. 2вариант 1.Раздели на 10 число двадцать семь целых две десятых. 2.Раздели на 10 число пять целых две десятых. 3.Найди частное нуля целых •Математический диктант: шести десятых и трёх. 4.Найди частное пяти и двух. 5. Найди произведение пяти и одной целой четырёх десятых. 6. Найди произведение двух целых пятнадцати тысячных и десяти. 7. Верно ли высказывание (ответить «да» или «нет»): корень уравнения 0,5162 · х = 516,2 – число 100.
Слайд 7
Для решения №1340(е,м), №1348 (г), №1352, №1359(г). №1352 В двух мешках 1,28ц муки. В первом мешке на 0.12ц муки больше, чем во втором. Сколько центнеров муки в каждом мешке? Решение задачи. Пусть х ц муки во втором мешке, тогда (х+0,12) ц муки в первом мешке. х+х+0,12 ц муки в двух мешках вместе, а по условию в двух мешках 1,28ц. Составим и решим уравнение: х+х+0,12 = 1,28 2х + 0,12 = 1,28 2х = 1.28 – 0,12 2х = 1, 16 х = 1,16:2 х = 0,58 (ц) во втором мешке 0,58 + 0,12 = 0,7(ц) в первом мешке Ответ: 0, 7 ц и 0, 58 ц
Слайд 8
Историческая справка Человечество пользуется дробными числами уже несколько тысячелетий, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. Сегодня мы пользуемся десятичными дробями естественно и свободно. В Западной Европе 16 в. вместе с широко распространённой десятичной системой представления целых чисел в расчётах повсюду применялись шестидесятеричные дроби, восходящие ещё к древней традиции вавилонян.
Слайд 9
Понадобился светлый ум нидерландского математика Симона Стевина, чтобы привести запись и целых, и дробных чисел в единую систему. По-видимому, толчком создания десятичных дробей послужили составленные им таблицы сложных процентов. В 1585 г. он опубликовал книгу “Десятина”, в которой объяснил десятичные дроби.
Слайд 10
Применение десятичных дробей С начала XVII века начинается интенсивное проникновение десятичных дробей в науку и практику. В Англии в качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка. Запятая, как и точка, в качестве разделительного знака была предложена в 1617 году математиком Непером. Развитие промышленности и торговли, науки и техники требовали все более громоздких вычислений, которые с помощью десятичных дробей легче было выполнять. Широкое применение десятичные дроби получили в XIX веке после введения тесно связанной с ними метрической системы мер и весов. Например, в нашей стране в сельском хозяйстве и промышленности десятичные дроби и их частный вид – проценты – применяются намного чаще, чем обыкновенные дроби.
Слайд 11
Соберите правила 1. Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо: - выполнить действия сложения и вычитания; - в ответе запятую поставить после запятой в данных дробях; - уравнять число знаков после запятой; - записать дроби так, чтобы запятая оказалась после запятой. 2. Чтобы перемножить десятичную дробь на натуральное число надо: - отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в десятичной дроби; - выполнить умножение, не обращая внимания на запятые. 3. Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:  поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;  разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую.
Слайд 12
Литература : 1.В. И. Жохов, И. М. Митяева «Математические диктанты. 5 класс» 2.Виленкин Н.Я. « Из истории дробей» 3.Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд «Математика 5 класс 4.На фото Симона Стевина - ссылка

Полный текст материала Разработка урока математики "Деление десятичных дробей на натуральные числа"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Конева надежда Александровна  nakon59
15.12.2012 0 9240 1282

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК