Разработка урока математики в 6 классе по теме "Диаграммы"


Конспект урока математики в 6 классе по теме «Диаграммы».

Автор: Смирнова Лариса Владимировна, учитель МОУ Большекошинской сош Тверской области Селижаровского района д. Большая Коша

Описание материала: Предлагаю разработку урока математики с использованием интерактивных приемов обучения в 6 классе по теме «Диаграммы». Данный материал будет полезен учителям математики, которые преподают по учебнику

И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича.

Цель урока: познакомить с понятием диаграммы, с различными видами диаграмм; научить обучающихся читать диаграммы, отвечая на поставленные вопросы.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Методические приемы: беседа – диалог, игровая ситуация, работа в малых группах.

Ход мероприятия.

Мотивация. (Слайд 2)Ежедневно нам приходится работать с огромным количеством информации. Всю информацию, которая к нам поступает, запомнить невозможно. Поэтому самую необходимую для нас мы записываем. Причем стараемся записывать таким образом, чтобы впоследствии нам этой информацией было легко воспользоваться – выбрать нужные данные, что-то сравнить.

Таблица - самый простой способ упорядочить данные. С некоторыми таблицами мы уже знакомы (таблица умножения, расписание уроков, страница дневника).

Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных (облегчают поиск необходимых сведений, не заставляют изучать всю имеющуюся информацию, а сразу найти то, что нужно, позволяют легко сравнивать однотипные сведения и делать необходимый выбор). Однако они не дают наглядного представления. Поэтому сегодня мы познакомимся с еще одним способом подачи информации, который во многом удобнее и нагляднее, чем таблица.

(Слайд 3,4)Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать несложную шифровку. Вы легко справитесь с заданием, если вспомните, как раскладывать числа на простые множители.

Сообщение темы и задач урока.

Итак, тема нашего урока «Диаграммы, чтение диаграмм»

Сегодня на уроке мы узнаем: что такое диаграмма, какие виды диаграмм существуют, как правильно читать диаграммы.

Изучение нового материала.

Вы проводили опрос среди учеников 4-9 классов по теме «Любимое время года» и предоставили мне таблицу. Я же составила диаграмму по этой таблице. (Слайд5)

Сравните таблицу и диаграмму.

1.Как на ваш взгляд, с помощью чего – таблицы или диаграммы сравнивать данные удобнее?

2. Какой способ предоставления информации наиболее яркий, наглядный – в форме таблицы или форме диаграммы?

Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно. Диаграммы часто используются в газетах, журналах и книгах для иллюстрации различных данных. С помощью диаграмм сравнивать данные удобнее, чем с помощью таблиц.

Давайте запишем определение диаграммы.

(Слайд 6) Диаграмма ( в переводе с греческого diagramma - изображение, рисунок, чертёж)- графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин.

(Слайд7). Известно множество видов диаграмм: столбчатая, линейная, круговая, конусная;

цилиндрическая. Вид диаграммы зависит от того, какой геометрической фигурой представлена информация.

(Слайд8). На нем информация о распределении расходов на человека в месяц дана в виде диаграммы . Как вы думаете, какая информация на этой диаграмме расположена горизонтально? (Вид расходов) А вертикально? (Сумма расходов) В виде каких фигур представлены виды расходов на диаграмме? (Столбики) Как может называться такая диаграмма? (Столбчатая)

(Слайд9). В виде каких фигур представлены виды расходов на этой диаграмме? (Линии) Как может называться такая диаграмма? (Линейная)

(Слайд10). В виде каких фигур представлены виды расходов на данной диаграмме? (Конусы). Как может называться такая диаграмма? (Конусная)

(Слайд11).В виде каких фигур представлены виды расходов на данной диаграмме? (Цилиндры). Как может называться такая диаграмма? (Цилиндрическая)

(Слайд12). В виде какой фигуры представлены виды расходов на данной диаграмме? (Круг). Как может называться такая диаграмма? (Круговая). В чем отличие круговой диаграммы ото всех остальных? (Круг поделен на доли ( части). Каждая часть – это определенный вид расхода)

Интерактивное упражнение.

Объяснение правил выполнения интерактивного упражнения:

А теперь будем учиться читать диаграммы. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью». Вы будете выполнять роли журналистов, т. е. задавать мне вопросы, а я буду статистом – на ваши вопросы отвечать. (Ребятам предлагаются готовые вопросы на карточках, учитель отвечает на поставленные вопросы, показывая, как читать по диаграмму) (Слайд13).

Вопросы к диаграмме:

В какое время года лучше всего продаются зонты? (летом)

В какое время года зонты продаются хуже всего? (зимой)

В какое время года не продаются варежки? (летом)

В какое время года варежки продаются лучше всего? (зимой)

Какой товар продается приблизительно одинаково во все времена года? (перчатки)

Что лучше продается весной – перчатки или варежки? (перчатки)

Во сколько раз варежки зимой продаются лучше, чем зонты? (в 2 раза)

Во сколько раз зонты продаются летом лучше, чем перчатки? ( в 9 раз)

Какой товар одинаково продается весной и летом? (сумки)

Выполнение интерактивного упражнения.

Теперь я предлагаю вам поиграть в эту игру в парах между собой.

Ваша задача – обсудить вопросы и написать ответы в тетрадь.

Далее вы должны у доски в форме интервью дать ответы на эти вопросы.

Вопросы к диаграммам.

(Слайд14). Содержание витамина А (мг в 100 гр)

Верно ли утверждение, что морковь является главным источником витамина А?

Расположите продукты питания в порядке увеличения в них витамина А.

Какой продукт на первом месте по количеству витамина А?

Какой продукт на последнем месте по количеству витамина А?

На сколько в зеленом горохе витамина А больше, чем в черной смородине?

На сколько в сухом шиповнике витамина А меньше, чем в моркови?

Во сколько раз в моркови витамина А больше, чем в красном перце?


(Слайд15). Содержание витамина С (мг в 100 гр)

Верно ли утверждение, что лимон является основным источником витамина С?

В каком продукте содержится наибольшее количество витамина С?

В каком продукте содержится наименьшее количество витамина С?

Во сколько раз в сухом шиповнике витамина С содержится больше, чем в лимоне?

Во сколько раз в апельсине витамина С содержится меньше, чем в сухом

шиповнике?

Какой продукт по количеству витамина С находится на втором месте?

На сколько в красном перце витамина С больше, ч ем в черной смородине?

(Слайд16). Размер выручки торгового предприятия (в тыс. р.) за различные товары

В какое время года лучше всего продаются платья?

В какое время года хуже всего продаются юбки?

Какой товар лучше всего продается весной?

Какой товар хуже всего продается весной?

Какой товар лучше всего продается зимой?

Какой товар хуже всего продается зимой?

Во сколько раз юбки лучше продаются весной, чем зимой?

Какой товар наименее популярен осенью, зимой и весной?

(Слайд17). Размер выручки торгового предприятия (в тыс. р.) за различные товары

В какое время года лучше всего продаются бананы?

В какое время года хуже всего продаются апельсины?

Какой продукт лучше всего продается осенью?

Какой продукт хуже всего продается летом?

Какой продукт лучше всего продается весной?

Какой продукт лучше всего продается летом?

Во сколько раз бананы зимой продаются лучше, чем осенью?

Какой продукт наименее популярен во все времена года?

Рефлексия.

Продолжите фразу:
Сегодня я узнал(а)….
Сегодня я научился ….
Мне хотелось бы в будущем научиться….

Ответьте на вопросы:

Что такое диаграмма?

Какие бывают диаграммы?

Что общего у таблиц и диаграмм, в чем различие?

Хотели бы вы научиться самостоятельно строить диаграммы?

Оценивание. Самооценка.

Постарайтесь оценить свою работу и работу своей группы в нескольких словах.

Что удалось? Над чем еще нужно поработать?

Домашнее задание: параграф 34, №1028 (а,б), с.229-230 контр. задания №2,3

Слайд 1
Разработка урока математики в 6 классе по теме «Диаграммы» Автор: Смирнова Лариса Владимировна учитель математики МОУ Большекошинская сош
Слайд 2
Таблицы Дни недели Понедельн ик _____ Предметы Домашнее задание Оценка Подпис ь учител я
Слайд 3
ТЕМА УРОКА: 300 90 120 54 60 120 84 д и а г р 84 75 а м м ы 2 ·2·3·7 - М; 2·3·3·3 - Г; 2·2·3·5·5 -Д; 2·2·3·5 - Р 2·3·3·5 - И; 3·5·5 -Ы; 2·2·2·3·5 - А;
Слайд 4
Диаграммы. Чтение диаграмм. Сегодня на уроке мы узнаем: 1.Что такое диаграмма. 2.Какие виды диаграмм существуют. 3.Как правильно читать диаграммы.
Слайд 5
Время года Лето Весна Зима Осень Количество человек. 13 5 5 8 Любимое время года 14 12 10 8 Ряд 1 6 4 2 0 Лето Весна Зима Осень
Слайд 6
Диаграмма графическое изображение, наглядно показывающее соотношение какихлибо величин.
Слайд 7
Виды диаграмм: • столбчатая; • линейная; • круговая; • конусная; • цилиндрическая.
Слайд 8
Столбчатая диаграмма 3 3 2 2 1 1 500 000 500 000 500 000 500 0 Сумма расходов Распределение расходов в семье из 3 человек 3000 Питание Жилье Одежда 1200 600 Хоз. нужды 1000 300 Вид расходов 1 500 Развлечения Транспорт
Слайд 9
Линейная диаграмма Распределение расходов в семье из 3 человек Транспорт Развлечения Хоз. нужды 1 Одежда Жилье Питание 0 1 000 2 000 3 000 4 000
Слайд 10
Конусная диаграмма Распределение расходов в семье Распределение расходов вв семье из 3 из 3 3 человек Распределение издоходов семье человек человек 3 000 Питание 2 000 Жилье Одежда 1 000 Хоз. нужды 0 1 Развлечения Транспорт
Слайд 11
Цилиндрическая диаграмма Распределение расходов в семье из 3 человек 3 000 Питание Жилье 2 000 Одежда 1 000 Хоз. нужды Развлечения 0 Транспорт 1
Слайд 12
Круговая диаграмма 8.00% 15.00% 45.00% 5.00% 18.00% 9.00% Питание Жилье Одежда Хоз.нужды Развлечения Транспорт
Слайд 13
Размер выручки торгового предприятия (в тыс. р.) за различные товары 9000 8000 Осень 7000 6000 Зима 5000 4000 Весна 3000 2000 Лето 1000 0 Зонты Сумки Перчатки Варежки
Слайд 14
Содержание витамина А в продуктах питания Витамин А, мг 9 10 9 6.7 8 7 6 5 2 4 3 2 Вит. А, мг 0 о М ь в о к р К с а р ны й пе ц ре Ч ер 0.4 0.1 1 я а н о м с д ро а н и ы н е л Зе й го х о р ой х у С ш и в о п к и н
Слайд 15
Содержание витамина С в продуктах питания Витамин С, мг 1400 1200 1200 1000 800 600 250 400 200 40 0 Л н о им 60 ин с ль е Ап й ы сн а Кр ец р пе ая н р Че Витамин С 200 о см а н ди о р ой х Су к и вн о ип ш
Слайд 16
Размер выручки торгового предприятия (в тыс. р.) за товары 1400 1200 1000 Осень 800 Зима 600 400 Весна 200 Лето 0 Юбки Блузки Брюки Платья
Слайд 17
Размер выручки торгового предприятия (в тыс. р.) за товары 1200 1000 Осень 800 Зима 600 400 Весна 200 Лето 0 Бананы Апельсины Яблоки Авокадо
Слайд 18
Результаты 1 тура голосования по выборам на пост главы администрации города NN Александров Григорьев 36.00% Борисов Дмитриев Владимиров Егоров 18.00% 12.00% 6.00% 3.00% 25.00%
Слайд 19
Результаты 1 тура голосования по выборам на пост главы администрации города К Рыбкин Баранов Козлов Петухов Медведе в
Слайд 20
Продолжите фразу: Сегодня я узнал(а)…. Сегодня я научился …. Мне хотелось бы в будущем научиться….
Слайд 21
Итоги урока: • Что такое диаграмма? • Какие бывают диаграммы? • Что общего у таблиц и диаграмм, в чем различие? • Хотели бы вы научиться самостоятельно строить диаграммы?
Слайд 22
Давайте оценим нашу работу!
Слайд 23
Домашнее задание: ξ34, №1028 (а,б), с.229-230 контр. задания №2,3
Слайд 24
Спасибо за урок!
Слайд 25
Список источников: 1. И.И. Зубарева А.Г. Мордкович Математика 6 кл 2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d 27f37dcd725/114230 /? изображения диаграмм

Полный текст материала Разработка урока математики в 6 классе по теме "Диаграммы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Лариса Владимировна  larvla2014
02.07.2014 2 6009 967

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК