Статья "Промежуточная аттестация по математике как способ повышения эффективности обучения математике"
Промежуточная аттестация по математике как способ повышения эффективности обучения математике.
Аннотация: Статья посвящена промежуточной аттестации учащихся 10-х классов по математике. Целями промежуточной аттестации являются: установление фактического уровня освоения учащимися знаний по математике, реализуемых образовательной организацией в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, объективная оценка уровня подготовки учащихся старших классов, повышение ответственности учащихся за качество.
Ключевые слова: промежуточная аттестация, контроль, знания, задание, тест, балл, вариант.
Для современного человека важную роль играют те приобретенные знания (и математические в том числе), которые необходимы для применения на практике, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Также способствует интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе.
Освоение учениками знаний, овладение ими умениями и навыками более качественное, если происходит преимущественно в форме деятельности. Чтобы знания становились инструментом с ними нужно работать. Необходимо их применять, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях.
Учитель постоянно находится в поиске таких форм деятельности учащегося, при которых полученные знания давали бы наибольшую продуктивность. Поэтому в процессе обучения требуется своевременное внесение необходимых корректив, совершенствование приёмов и содержания деятельности учащихся. Для этого служит планомерно осуществляемый учителем контроль. К контролю относится, например, такие формы аттестации как: промежуточная, зачетная (по темам), итоговая и творческая.
Остановимся на промежуточной аттестации. Целями промежуточной аттестации являются: установление фактического уровня освоения учащимися образовательного учреждения содержания образовательных программ учебных предметов, реализуемых образовательной организацией в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, установление фактического уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных умений учащихся и соотнесение этого уровня с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов; контроль сформированности у учащихся предметных и метапредметных умений; объективная оценка уровня подготовки учащихся переводных классов; повышение ответственности учащихся за качество образования в переводных классах всех уровней обучения. Покажем пример реализации промежуточной аттестации в нашей гимназии для учеников 10-х классов.
Предлагаемые в промежуточной аттестации задания разделяются по уровню сложности на задания базового уровня и задания повышенного уровня в соответствии с планируемыми результатами освоения программы по математике для средней школы.
Достижение учащимися базового уровня подтверждает, что они готовы к дальнейшему обучению в средней школе. Выполнение заданий повышенного уровня свидетельствует о более высокой подготовке учащихся по математике.
Экзаменационный комплект содержит 8 тестов. Экзаменационный тест состоит из базового и углубленного уровней, который включает в себе две части. Часть 1 содержит 9 заданий базового уровня сложности с кратким ответом. Часть 2 содержит 2 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом и 5 заданий повышенного уровня сложности с развернутым ответом.
Работа содержит задания по направлениям:
- Вычисление значения выражения.
-
Алгебраические выражения и преобразования.
-
Уравнения и неравенства.
-
Числовые функции.
-
Начала математического анализа.
-
Вероятность и комбинаторика.
-
Текстовые задачи.
-
Нахождение значения тригонометрической функции по заданному значению функции.
Правильное решение каждого из 9 заданий части 1 и 10-11 задания части 2 оценивается 1 баллом. Полное правильное решение каждого из заданий 12-14 оценивается 2 баллами, 15 и 16 заданий - 3 баллами. Максимально возможный балл за всю работу - 23.
Характеристика общей экзаменационной оценки, складывающейся из оценок за выполнение каждого из заданий: оценка «5» выставляется за 12 баллов и более, оценка «4» - за 9 баллов – 11баллов, оценка «3» - за 6 баллов – 8 баллов, оценка «2» - за 5 баллов и менее.
Приведем пример одного варианта.
Часть 1
1. В летнем лагере 218 детей и 26 воспитателей. В автобус помещается не более 45 пассажиров. Сколько автобусов требуется, чтобы перевезти всех из лагеря в город?
2. В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным на начало 2010 года).
Наименование продукта |
Тверь |
Липецк |
Барнаул |
Пшеничный хлеб (батон) |
11 |
12 |
14 |
Молоко (1 литр) |
26 |
23 |
25 |
Картофель (1 кг) |
9 |
13 |
16 |
Сыр (1 кг) |
240 |
215 |
260 |
Мясо (говядина) (1 кг) |
260 |
280 |
300 |
Подсолнечное масло (1 литр) |
38 |
44 |
50 |
Определите, в каком из этих городов окажется самым дешевым следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг картофеля, 1,5 кг говядины, 1 л подсолнечного масла. В ответ запишите стоимость данного набора продуктов в этом городе (в рублях).
3. Конкурс исполнителей проводится в 5 дней. Всего заявлено 80 выступлений — по одному от каждой страны. В первый день 8 выступлений, остальные распределены поровну между оставшимися днями. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится в третий день конкурса?
4. Найдите корень уравнения .
5. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на
интервале (−5; 7). Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.
6. Найдите значение выражения .
7. Найдите 17sin , если cos , .
8. Найдите значение выражения
9. Найдите значение выражения .
Часть 2
10. Найдите точку минимума функции , принадлежащую промежутку .
11. Найдите наименьшее значение функции на отрезке .
12. а) Решите уравнение
б) Укажите корни, принадлежащие отрезку .
13. Решите уравнение
14. Решите неравенство .
15. Решите неравенство .
16. 31 декабря 2014 года Василий взял в банке некоторую сумму в кредит под 11% годовых. Схема выплаты кредита следующая – 31 декабря каждого года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть учеличивает долг на 11%), затем Василий переводит в банк 3 696 300 рублей. Какую сумму взял Василий в банке, если он выплатил долг двумя равными платежами (то есть за два года)?
Использование промежуточной аттестации позволяет нам добиваться глубоких и прочных знаний учащихся.
Список литературы
1. Учебник. Математика: алгебра и начала анализа, геометрия. Алгебра и начала анализа 10 класс. Ю.М. Колягин, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. М.: Просвещение. 2017.
2. Учебник. Математика: алгебра и начала анализа, геометрия. Геометрия 10-11 классы. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк. М.: Просвещение. 2017.
3. Дидактические материалы для 10 и 11 классов. Б.Г. Зив, М.: Просвещение. 2016.
4. Дидактические материалы для 10 и 11 классов. М.И. Шабунин и др. М.: Просвещение. 2016.
5. Тематические тесты для 10 и 11 классов. М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.: Просвещение. 2016.
6. Математика. Типовые тестовые задания. И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин. М.: Экзамен. 2017.
7. Я.Л. Александрова. Комплексная аттестация по предмету как способ повышения эффективности обучения математике. https://открытыйурок.рф (02.06.2018).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гареева Лилия Хамитовна
→ gareeva_liliya84 17.05.2020 0 2078 249 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.