Конспект урока математики "Геометрия и архитектура"


Цели:

  • Ввести понятия «отображение плоскости на себя» и «движение».
  • Добиться осознанного усвоения темы «Симметрия».
  • Систематизировать знания учащихся по этой теме.
  • Усилить виденье прикладного значения математики.
  • Расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта и познавательного интереса к геометрии.
  • Привитие любви к родному городу.

Задачи

  • Научить распознавать симметрии разного вида.
  • Научить  определять центры симметрии, оси симметрии, плоскости симметрии для куба, параллелепипеда, пирамиды и тел вращения.
  • Добиться узнавания геометрических тел в архитектурных строениях.
  • Развивать познавательный и творческий интерес к предмету.
  • Развивать у учащихся умение выделять главное, устанавливать связи, сходства и различия.
  • Способствовать развитию творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.

Планируемые результаты
Личностные результаты

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения.
  • Развитие познавательного интереса к предмету. 
  • Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
  • Эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
  • Осознание значимости изучаемого материала.
  • Умение выполнять задания творческого характера.
  • Осмысление красоты и гармонии окружающего мира.

Метапредметные результаты
Познавательные
Умение:

  • распознавать симметрии разного вида;
  • определять центры симметрии, оси симметрии, плоскости симметрии для куба, параллелепипеда, пирамиды и тел вращения; узнавать геометрические тела в архитектурных строениях;
  • перерабатывать полученную информацию;
  • применять полученные знания в процессе решения практических заданий;
  • приводить аргументы, формулировать выводы;
  • давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Регулятивные
Умение:

  • выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
  • мыслить, сопоставлять, делать выводы;
  • вырабатывать навыки рациональной организации труда.

Коммуникативные
Умение:

  • использовать речевые и символьные средства для представления результата;
  • слушать мнения других и высказывать свою точку зрения;
  • организовывать совместную деятельность с другими ее участниками;
  • объективно оценивать свой вклад в решение общей задачи коллектива.

Предметные результаты

  • умение оперировать определениями изучаемых понятий;
  • усвоение изучаемых понятий и определений;
  • умение решать практические проблемы, проводить учебное исследование;
  • овладение учащимися комплексом знаний и умений, необходимых для решения задач на изученную тему.

Межпредметные связи
История математики. История Санкт-Петербурга.  История архитектуры. Архитектура и  искусство. Литература. Экология. Теология. География и геология Ленинградской области.

Технология изучения темы
Этап 1.
Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Актуализация знаний учащихся
Учитель предлагает учащимся  просмотреть слайды презентации и обсудить их.
Слайд 1. Слова древнегреческого мыслителя Платона: «Легко отыскать примеры прекрасного, но так трудно объяснить, почему они прекрасны».
Слайд 2. По-мнению русского архитектора Жолтовского, гармония лежит в основе  прекрасного. А другой советский архитектор Мордвинов рассматривает архитектуру как вид искусства.
Слайд 3. Математические принципы в прекрасном были замечены давно, и не только математиками.
Слайд 4. Примитивные функциональные постройки по математическим законам стремились к совершенству.

Этап 2.
Учебно-познавательная деятельность
Слайд 5. Рассматривая архитектурные сооружения, можно заметить использование различных геометрических форм, их соразмерности и расположения, что дает ощущения красоты и гармонии.
Слайд 6. Первый архитекторский опыт ребенок получает, когда строит дом из кубиков. И уже на этом этапе возникает желание скомбинировать различные геометрические тела.
Слайд 7. Представление призмы как пространственной фигуры. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковые грани. Прямая, наклонная, правильная призмы.
Слайд 8. Пирамида: основание, боковые ребра, высота, боковые грани. Виды пирамид по основанию. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Слайд 9. Тела вращения: цилиндр, конус, усеченный конус, шар. Элементы тел вращения: ось,  высота, боковая поверхность, образующая, основание, вершина конуса, радиус основания, радиус сферы, диаметр шара.
Слайд 10. Архитектурные сооружения являются композициями геометрических тел.
Слайд 11. Но кроме геометрических форм, обладающих притягивающей красотой и гармонией, математика дает и другое средство для усиления воздействия красоты на человека. Симметрия, существующая повсеместно, удваивает все прекрасное.
Слайд 12. Симметрия – царица архитектурного совершенства. Плоскостная симметрия. Рассмотреть геометрические фигуры, симметричные относительно плоскости. Решить предложенные задачи, используя макеты.
Слайд 13. Примеры симметрии в архитектуре. Понятия асимметрии и диссимметрии, примеры, архитектурные цели использования.
Слайд 14. «Чувствам человека приятны объекты, обладающие правильными пропорциями» - слова Святого Фомы Аквинского подтверждают гармоничность и математичность окружающего мира.


Полный текст материала Конспект урока математики "Геометрия и архитектура" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сотникова Ирина Владимировна  Публикатор
16.09.2020 0 892 22

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК