Статья "Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения математике"


М.Н.Исмагилова

Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения математике

Организация самостоятельной работы обучающихся – один из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но и с современным пониманием образования - включением в «образование длинною в жизнь». К.Д. Ушинский писал: «Задача школы состоит в том, чтобы пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить им привычку к ней; направлять деятельность ребёнка помогая ей, где необходимо, и оставляя её действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способности без учителя приобретать новые познания». Поэтому для учителя математики главным принципом работы является организация деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, а так же на формирование предметных знаний и умений.

Самостоятельная работа занимает очень важное место в образовании каждого. Только в результате самостоятельной учебной деятельности обучающийся получает прочные знания. Самостоятельная работа у многих современных детей вызывает серьезные трудности. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и сомнений, ошибок и переживаний, поэтому необходимо прививать навыки самостоятельной работы как можно раньше, ещё в начальных классах. Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его мышления и делает его не способным к применению полученных знаний.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Правильная организация самостоятельной работы активирует умственную деятельность, развивает мышление, вырабатывает самостоятельность. Обучающийся постепенно овладевает общими приёмами самостоятельной работы: понимание цели выполняемой работы, её выполнение, проверка, определение ошибок и исправление их.

Самостоятельную работу можно поделить на 2 вида: классная (во время урока в школе, в училище и т.д.) и внеурочная (домашняя: дома, в библиотеке и т.д.). Рассмотрим эти два вида.

Классная самостоятельная работа. Самостоятельная работа на уроках математики - это мыслительная деятельность учащихся направленная на:

  • приобретение ими математических знаний, умений и навыков;

  • развитие наблюдательности; развитие умений сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

  • овладение анализом, обобщением; развитие интуиции и логического мышления.

Во время проведения самостоятельной работы педагог организует деятельность обучающихся, не принимая участия в выполнении задания. Самостоятельная работа завершается какими-либо результатами, к ним обучающийся приходит самостоятельно. Ценность и значимость результатов осознаются ярче по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности.

При организации самостоятельной работы на уроке необходимо придерживаться некоторых правил:

Перед началом самостоятельной работы необходимо чётко сформулировать цель работы. Преподавателю нужно найти такую формулировку задания, которая вызывала бы интерес к работе, мотивировала бы их выполнить работу как можно лучше. Обучающиеся должны понимать, в чем заключается задача, каковы критерии оценивания работ. При невыполнении указанных требований, учащиеся вынуждены в процессе её выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю, что приводит к нерациональной трате времени, снижению уровня самостоятельности обучающихся в работе.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть доступными для обучающихся, а сами обучающиеся — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

Для самостоятельной работы нужно предлагать задания, выполнение которых потребует от обучающихся применения знаний в новой ситуации, а не действия по готовым шаблонам. В этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для разных учащихся требуется разное время для выполнения работы. Поэтому нужно применять дифференцированный подход к обучающимся. Наблюдая за ходом работы во время урока, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных заданий. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать гораздо больше упражнений различных типов, чтобы они научились самостоятельно применять знания к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным, иначе это вызовет «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

Самостоятельные работы обучающихся необходимо включать в учебный процесс планомерно и систематически. Результаты работы оказываются более ощутимыми, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Здесь нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы продвижения учащихся вперед в познании нового. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, а так же методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он учит обучающихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Внеурочная самостоятельная работа. Кроме самостоятельной работы на уроке, важное значение имеет самостоятельная внеурочная работа. Это задания для самостоятельного выполнения вне стен образовательного учреждения. Такими заданиями могут быть, например, задания для систематизации знаний по ранее пройденному (возможно даже в прошлом году) материалу, подготовка к экзаменам по определённой теме, самостоятельное изучение нового материала, поиск интересных фактов по теме, подготовка сообщений, докладов, проектов и т.д. Внеклассная самостоятельная работа может быть выдана на разный по времени промежуток времени. Всё зависит от характера выполняемой работы и её объёма. Возможно, работу нужно выполнить к следующему уроку, а возможно через неделю, две, месяц.

 Приведу один из примеров самостоятельной внеурочной работы. Обучающимся 9 класса при подготовке к ОГЭ по математике выдаётся задание на 2 недели. Первое задание: обобщить теоретический материал по теме «Рациональные неравенства». Нужно «проработать» материал по теме, изученной в прошлом году, поместить теорию на свой слайд совместной гугл-презентации. Материал не должен повторяться. Понятно, что кто первый приступит к выполнению задания, у того больше возможностей в выборе помещаемого на слайд материала. Остальные знакомятся с уже имеющейся информацией и дополняют её на следующем своём слайде. Такая работа носит в какой-то мере соревновательный характер. Второе задание. На второй совместной гугл-презентации классифицировать рациональные неравенства и рассмотреть примеры их решения. И снова в ходе создания своего слайда, обучающийся должен ознакомиться со слайдами своих товарищей, чтобы найти в них возможные ошибки (указав их на своём слайде) и не повторять ранее использованный материал. Всё это время преподаватель ежедневно следит за выполнением заданий, отмечает активность обучающихся, исследует материал на наличие ошибок или недочётов, на правильность в оформлении решений неравенств. Через 2 недели проводится обобщающий урок по данной теме. Просматриваются гугл-презентации, отмечаются плюсы и минусы в работе, разбираются допущенные ошибки в решении неравенств. Обучающиеся на уроке активны, так как в результате самостоятельной работы вне стен образовательного учреждения они повторили, закрепили теорию и практику по теме «Рациональные неравенства». На следующем уроке проводится проверочная работа с целью выявления возможных пробелов в знаниях, дальнейшей их корректировки. Практика показывает, что при такой организации самостоятельной работы высок уровень познавательного интереса. Обучающиеся не просто выполняют свою часть задания (создание слайда), но и практически ежедневно просматривают эти презентации, оценивают, каким материалом она пополняется, вносят свои коррективы.

Таким образом, оба вида самостоятельной работы обучающихся оказывают значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала, повторения старого.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

 


Полный текст материала Статья "Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе обучения математике" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исмагилова Миннур Нутфулловна  Публикатор
26.11.2021 0 869 142

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК