Конспект урока математики "Сравнение дробных чисел"; 5 класс
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Сравнение дробных чисел»
Урок разработан учителем: Матвиенко Т.Е.
Тема урока: Сравнение дробных чисел
Класс: 5
Дидактическая цель: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков сравнения произвольных дробей.
Цели по содержанию:
-обучающие: преобразовывать дроби, сравнивать и упорядочивать дробные числа с использованием знаков отношений «больше» и «меньше»;
- развивающие: формировать читательские компетентности, оценочные умения; развивать наблюдательность, сообразительность и умение анализировать;
- воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету, формировать регуляторный опыт и самостоятельность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа4
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; овладение новыми знаниями, умениями и навыками;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др.; под ред. В.В.Козлова и А.А. Никитина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2012. – 353 с. – (ФГОС, инновационная школа). Рабочая тетрадь к учебнику «Математика 5 класс»: в 4 ч. / В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоногов и др. под ред. В.В. Козлова и А.А. Никитина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. 80 с.- (ФГОС, Инновационная школа), мультимедиа проектор, компьютер. ИД, рабочие тетради учащихся.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей |
Включаются в деловой ритм урока |
Реулятивные –умение организовывать себя, настраивать на работу; |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и умений |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Начнем урок с устной работы и поможем нашей гостье сове, которая очень любит дроби, ответить на вопросы. Все готовы? Выполните устно: 1 ) Приведите дроби: ; ; к знаменателю 20; 2) Приведите дроби: к знаменателю 6; 3) Помогите сове исправить ошибки: = = Ребята, сформулируйте основное свойство дроби.
|
Учащиеся работают с места: отвечают на вопросы.
Учащиеся формулируют основное свойство дроби. |
Коммуникативные – Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
4) Даны дроби: ; ; ; ; ; ; ; ; . Какие из них: а) меньше 1; б) равны 1; в) больше 1? Какой вывод можно сделать?
5) Расположите дроби ; ; ; ; ; в порядке возрастания. Ребята, какие дроби мы сравнивали?
Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями
6) А теперь наша гостья, сова желает расположить данные дроби в порядке убывания: ; ; ; ; Дети, какие дроби хотела сравнить сова? Сформулируйте, пожалуйста, правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.
Молодцы, ребята, а теперь нас ждет «Арифметическая разминка»
|
Ребята активизировались и продолжают отвечать на вопросы.
-Всякая правильная дробь меньше 1, - Всякая неправильная дробь больше или равна единице.
- Дроби с одинаковыми знаменателями. Формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
-Дроби с одинаковыми числителями. Учащиеся формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. |
Личностные –потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; понимание смысла поставленной задачи;умение выстраивать аргументацию |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание и мотивация |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
А теперь «Арифметическая разминка» (Работа с ИД)
и т.д. Вопросы:
Цель урока: сегодня мы продолжаем сравнивать дробные числа
|
Дети устно решают примеры, и один ученик у доски открывает ответы на интерактивной доске.
Дети отвечают на вопросы по ответам, полученным в таблице.
Учащиеся расшифровывают тему урока и записывают в тетрадь тему: «Сравнение дробных чисел»
|
Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач и устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; умение проводить сравнение объектов; Регулятивные: умение принимать познавательную цель и четко выполнять требования познавательной задачи; |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка «Хлопушка» |
|
; ; ; ; ; и т. д. |
Учащиеся встают рядом с партами. Ребята хлопают в ладоши, если названа неправильная дробь, и топают ногами, если названа правильная дробь. |
Коммуникативные:умение воспринимать информацию на слух, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение новых знаний |
Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы «Сравнение дробных чисел» |
Учащимся предлагается рассмотреть задачу. Бабушка попросила внуков распилить бревна на поленья. Вася распилил трехметровое бревно на 7 равных частей, а Ваня четырехметровое бревно на 11 частей. Чьи поленья удобнее использовать для растопки бани? Как ответить на этот вопрос? -Дети, давайте обсудим, как вы думаете, какие поленья удобнее использовать для растопки бани? -А мы можем сразу определить, чьи поленья короче? А мы можем найти длины поленьев?
Молодцы, ребята! Продолжаем работать. -Запишем решение задачи в тетрадь. Учитель решает задачу с детьми у доски. 1)3:7= (м) – длина Васиного полена 2)4:11= (м) – длина Ваниного полена Уже понятно, чье полено короче?
Сравним дроби и Мы можем это сделать? Почему?
Ребята, что мы можем сделать в этой ситуации? Давайте запишем третье действие в тетради. 3) = = ; = = Так как 33>28, то > Поэтому > -Сделайте вывод. Дети, запишите ответ в тетрадь. Ребята, откройте учебник на стр. 246
Рассмотрим пример 3 на стр. 246. |
-Те, которые короче.
- Нет.
- Да. Сначала найдем длину Васиного полена, а потом длину Ваниного полена.
Учащиеся выполняют решение задачи в тетради.
-Нет, необходимо сравнить дроби.
-Нет. -Эти дроби с разными знаменателями и числителями. - Привести к общему знаменателю. Дети записывают третье действие в тетради.
- Значит поленья Вани удобнее.
Учащиеся открывают учебник на стр. 246 и читают вслух правило сравнения двух любых дробей. Учащиеся слушают объяснение учителя. |
Познавательные: умение понимать информацию, представленную в виде текста; умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; умение делать выводы на основе полученной информации; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи; |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация первичного закрепления |
Установление правильности и осознанности изучения темы «Сравнение дробных чисел». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Открываем учебники на стр. 249, №3 (а, в, г, д) и решаем у доски. Учитель комментирует ответы детей.
Самостоятельно выполняем № 4 (по вариантам). Необходимо найти наибольшую и наименьшую дроби. 1 вариант №4 (а) 2 вариант №4 (б) - Выполните задание, при необходимости советуясь с соседом по парте. Пара, закончившая работу первой, становятся экспертами при подведении итогов урока. |
Двое учащихся отвечают у доски, а остальные работают в тетрадях.
Ребята выполняют задание в своих рабочих тетрадях, помогают и советуются с соседом по парте.
Пара, закончившая работу первой, озвучивает свое решение у доски. Остальные учащиеся сверяются с доской. |
Регулятивные: умение выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение сопоставлять полученный результат с условием задачи; Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в письменной форме; умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи; умение слушать учителя и одноклассников; умение аргументировать свою точку зрения; умение овладевать навыками выступлений перед аудиторией;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников. |
- Что нового сегодня узнали на уроке?
Сформулируйте правило сравнения дробей с разными знаменателями.
Какие приемы сравнения дробных чисел мы использовали на уроке? Перечислите. Слово предоставляется экспертам для подведения итогов. |
- Правило сравнения дробей с разными знаменателями.
Учащиеся формилируют правило.
- Сравнение дробей с равными знаменателями; -Сравнение дробей с равными числителями; - сравнение дробей с 1; - Сравнение дробей с разными знаменателями. Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся … |
Познавательные:умение делать выводы на основе полученной информации; Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения; умение отвечать на вопросы и грамотно формулировать вопросы; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение выступать перед аудиторией;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Обеспечение понимания и способов выполнения домашнего задания. |
Ребята, запишите домашнее задание. 1.Учебник стр.246 п 5.2(правило); 2.Учебник стр.249 №2, №3(е,ё,ж,з), №10 3. Сравнить дроби и , не приводя их к общему знаменателю. Найдите еще один способ сравнения дробей. Задания1 и 2 являются обязательным. Задание 3 имеет исследовательский характер и выполняется по желанию |
Дети записывают домашнее задание и слушают комментарий учителя. |
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух; |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Инициировать рефлексию по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Если вы считаете, что вы поняли тему урока, то запишите в тетради неправильную дробь с числителем 7. Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то запишите в тетради правильную дробь со знаменателем 4. Если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока, то запишите в тетради неправильную дробь с равным числителем и знаменателем. |
Учащиеся записывают в тетрадь дробь, соответствующую уровню усвоения материала. |
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения; умение развивать навык самооценки. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвиенко Татьяна Ефимовна
→ Публикатор 04.01.2022 0 1022 149 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы