Конспект урока математики "Сравнение дробных чисел"; 5 класс


Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Сравнение дробных чисел»

Урок разработан учителем: Матвиенко Т.Е.

Тема урока: Сравнение дробных чисел

Класс: 5

Дидактическая цель: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков сравнения произвольных дробей.

Цели по содержанию:

-обучающие: преобразовывать дроби, сравнивать и упорядочивать дробные числа с использованием знаков отношений «больше» и «меньше»;

- развивающие: формировать читательские компетентности, оценочные умения; развивать наблюдательность, сообразительность и умение анализировать;

- воспитательные: развивать познавательный интерес к предмету, формировать регуляторный опыт и самостоятельность.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа4

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; овладение новыми знаниями, умениями и навыками;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник: Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др.; под ред. В.В.Козлова и А.А. Никитина. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2012. – 353 с. – (ФГОС, инновационная школа). Рабочая тетрадь к учебнику «Математика 5 класс»: в 4 ч. / В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоногов и др. под ред. В.В. Козлова и А.А. Никитина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. 80 с.- (ФГОС, Инновационная школа), мультимедиа проектор, компьютер. ИД, рабочие тетради учащихся.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Включаются в деловой ритм урока

Реулятивные –умение организовывать себя, настраивать на работу;

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

Начнем урок с устной работы и поможем нашей гостье сове, которая очень любит дроби, ответить на вопросы. Все готовы?

Выполните устно:

1 ) Приведите дроби: ; ; к знаменателю 20;

2) Приведите дроби: к знаменателю 6;

3) Помогите сове исправить ошибки:

= =

Ребята, сформулируйте основное свойство дроби.

 

Учащиеся работают с места: отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют основное свойство дроби.

Коммуникативные –

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

 

 

4) Даны дроби:

; ; ; ; ; ; ; ; .

Какие из них:

а) меньше 1;

б) равны 1;

в) больше 1?

Какой вывод можно сделать?

 

 

 

 

 

5) Расположите дроби ; ; ; ; ;

в порядке возрастания.

Ребята, какие дроби мы сравнивали?

 

Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

 

 

 

6) А теперь наша гостья, сова желает расположить данные дроби в порядке убывания: ; ; ; ;

Дети, какие дроби хотела сравнить сова?

Сформулируйте, пожалуйста, правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

 

 

Молодцы, ребята, а теперь нас ждет «Арифметическая разминка»

 

Ребята активизировались и продолжают отвечать на вопросы.

 

 

 

 

-Всякая правильная дробь меньше 1,

- Всякая неправильная дробь больше или равна единице.

 

 

 

 

- Дроби с одинаковыми знаменателями.

Формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

 

 

 

 

 

-Дроби с одинаковыми числителями.

Учащиеся формулируют правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

Личностные –потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; понимание смысла поставленной задачи;умение выстраивать аргументацию

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

А теперь «Арифметическая разминка»

(Работа с ИД)

Е

5

И

 

В

 

Х

 

Ы

 

О

 

Н

 

Л

 

А

+

Р

 

С

 

 

 

Д

-

Б

 

Ч

 

 

 

и т.д.

Вопросы:

  • Назовите несократимые дроби;

  • Назовите сократимые дроби и выполните сокращение;

  • Назовите правильные дроби;

  • Назовите неправильные дроби;

  • выберите среди них те, которые являются натуральными числами;

  • выберите среди них те, которые являются смешанными дробями и назовите целую и дробную часть;

  • Расшифруйте тему урока.

 

 

 

Цель урока: сегодня мы продолжаем сравнивать дробные числа

 

 

 

 

Дети устно решают примеры, и один ученик у доски открывает ответы на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы по ответам, полученным в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся расшифровывают тему урока и записывают в тетрадь тему: «Сравнение дробных чисел»

 

 

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач и устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; умение проводить сравнение объектов;

Регулятивные:

умение принимать познавательную цель и четко выполнять требования познавательной задачи;

Физкультминутка

«Хлопушка»

 

; ; ; ; ; и т. д.

Учащиеся встают рядом с партами. Ребята хлопают в ладоши, если названа неправильная дробь, и топают ногами, если названа правильная дробь.

Коммуникативные:умение воспринимать информацию на слух, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы;

Усвоение новых знаний

Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы «Сравнение дробных чисел»

Учащимся предлагается рассмотреть задачу.

Бабушка попросила внуков распилить бревна на поленья. Вася распилил трехметровое бревно на 7 равных частей, а Ваня четырехметровое бревно на 11 частей. Чьи поленья удобнее использовать для растопки бани? Как ответить на этот вопрос?

-Дети, давайте обсудим, как вы думаете, какие поленья удобнее использовать для растопки бани?

-А мы можем сразу определить, чьи поленья короче?

А мы можем найти длины поленьев?

 

 

Молодцы, ребята! Продолжаем работать.

-Запишем решение задачи в тетрадь.

Учитель решает задачу с детьми у доски.

1)3:7= (м) – длина Васиного полена

2)4:11= (м) – длина Ваниного полена

Уже понятно, чье полено короче?

 

Сравним дроби и

Мы можем это сделать?

Почему?

 

Ребята, что мы можем сделать в этой ситуации?

Давайте запишем третье действие в тетради.

3) = = ; = =

Так как 33>28, то >

Поэтому >

-Сделайте вывод.

Дети, запишите ответ в тетрадь.

Ребята, откройте учебник на стр. 246

 

 

 

Рассмотрим пример 3 на стр. 246.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Те, которые короче.

 

- Нет.

 

- Да. Сначала найдем длину Васиного полена, а потом длину Ваниного полена.

 

 

 

Учащиеся выполняют решение задачи в тетради.

 

 

 

-Нет, необходимо сравнить дроби.

 

 

-Нет.

-Эти дроби с разными знаменателями и числителями.

- Привести к общему знаменателю.

Дети записывают третье действие в тетради.

 

 

 

- Значит поленья Вани удобнее.

 

 

Учащиеся открывают учебник на стр. 246 и читают вслух правило сравнения двух любых дробей.

Учащиеся слушают объяснение учителя.

Познавательные: умение понимать информацию, представленную в виде текста; умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; умение делать выводы на основе полученной информации;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи;

Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы «Сравнение дробных чисел».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Открываем учебники на стр. 249, №3 (а, в, г, д) и решаем у доски. Учитель комментирует ответы детей.

 

Самостоятельно выполняем № 4 (по вариантам). Необходимо найти наибольшую и наименьшую дроби.

1 вариант №4 (а)

2 вариант №4 (б)

- Выполните задание, при необходимости советуясь с соседом по парте. Пара, закончившая работу первой, становятся экспертами при подведении итогов урока.

Двое учащихся отвечают у доски, а остальные работают в тетрадях.

 

Ребята выполняют задание в своих рабочих тетрадях, помогают и советуются с соседом по парте.

 

 

 

Пара, закончившая работу первой, озвучивает свое решение у доски. Остальные учащиеся сверяются с доской.

Регулятивные: умение выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение сопоставлять полученный результат с условием задачи;

Коммуникативные:умение оформлять свои мысли в письменной форме; умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи; умение слушать учителя и одноклассников; умение аргументировать свою точку зрения; умение овладевать навыками выступлений перед аудиторией;

 

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

- Что нового сегодня узнали на уроке?

 

 

Сформулируйте правило сравнения дробей с разными знаменателями.

 

Какие приемы сравнения дробных чисел мы использовали на уроке? Перечислите.

Слово предоставляется экспертам для подведения итогов.

- Правило сравнения дробей с разными знаменателями.

 

Учащиеся формилируют правило.

 

 

 

 

- Сравнение дробей с равными знаменателями;

-Сравнение дробей с равными числителями;

- сравнение дробей с 1;

- Сравнение дробей с разными знаменателями.

Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся …

Познавательные:умение делать выводы на основе полученной информации;

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения; умение отвечать на вопросы и грамотно формулировать вопросы; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение выступать перед аудиторией;

 

Домашнее задание

Обеспечение понимания и способов выполнения домашнего задания.

Ребята, запишите домашнее задание.

1.Учебник стр.246 п 5.2(правило);

2.Учебник стр.249 №2, №3(е,ё,ж,з), №10

3. Сравнить дроби

и , не приводя их к общему знаменателю. Найдите еще один способ сравнения дробей.

Задания1 и 2 являются обязательным. Задание 3 имеет исследовательский характер и выполняется по желанию

Дети записывают домашнее задание и слушают комментарий учителя.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух;

Рефлексия

Инициировать рефлексию по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что вы поняли тему урока, то запишите в тетради неправильную дробь с числителем 7.

Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то запишите в тетради правильную дробь со знаменателем 4.

Если вы считаете, что не поняли тему сегодняшнего урока, то запишите в тетради неправильную дробь с равным числителем и знаменателем.

Учащиеся записывают в тетрадь дробь, соответствующую уровню усвоения материала.

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознавать качество и уровень усвоения; умение развивать навык самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока математики "Сравнение дробных чисел"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвиенко Татьяна Ефимовна  Публикатор
04.01.2022 0 919 125

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК