Конспект урока математики "Рациональные числа"; 6 класс
Обобщающий урок по теме «Рациональные числа» (6 класс)
Цели урока:
- обобщить и систематизироватьтеоретический материал по теме «Рациональные числа»;
- закрепить умения выполнять арифметические действия над рациональными числами;
- развиватьпознавательныйинтерес, наблюдательность, логическоемышление;
- формировать умение работать в группе и находить общее решение.
Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.
Структура урока.
1. Организационный этап.
2. Определение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Актуализация знаний.
4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в нестандартных условиях.
5. Контроль усвоения системы знаний и умений, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный этап.
На перемене, при входе в класс, каждый ученик получает вырезанный из цветной бумаги круг одного из пяти цветов и рассаживается в соответствии с цветом в одну из пяти групп.
Приветственные слова учителя.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Задание 1. Распределить числа по группам и найти на числовой прямой точки с соответствующими координатами:
-4; ; -2,5; 4; - ; 2,0; 3 ; - 0,8; 0; -1; -2; - 4 ; 5,6
LEFGRH О АK В СD
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
На доске размещены круги с заданиями. Каждая группа обучающихся должна выбрать своичисла в соответствии с заданием, определить их положение на числовой прямой и датьим определение или краткую характеристику.
Какое общее название у всех этих чисел?
Сформулируйте пожалуйста тему урока (Рациональные числа).
Какие действия вы уже научились выполнять с рациональными числами? (Сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить).
Как вы думаете, что является основной целью нашего урока? (Повторение, обобщение по теме «Рациональные числа»).
3. Актуализация знаний.
3.1.
Объясните, что изображено на рис. 92?Прочитайте запись: N⊂Z⊂Q.
3.2.Историческая справка.
Еще в XVII веке многие европейские математики относились с недоверием к отрицательным числам, большинство ученых называли отрицательные числа «ложными», «абсурдными», «невозможными», в отличии от «истинных» - положительных.
|
Французский математик, физик и философ РЕНЕ ДЕКАРТ дал геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел: положительные изображаются точками на числовой прямой вправо от начала, отрицательные – влево.
А(-7), В(-3), О (0), С(2), D(5) |
Что называется модулем числа? Приведите примеры.
3.3.Блиц-опрос. Заполнитепропуски :
Любое положительное число 0.
Любое отрицательное число 0.
Любое отрицательное число любого положительного.
Из двух отрицательных чисел меньше то, у которого модуль .
Большим из двух чисел является число, расположенное на координатной прямой .
Число, отличающееся от данного только знаком, называется . Примеры.
Сумма противоположных чисел равна .
Сумма отрицательных чисел есть число .
Сумма чисел с разными знаками имеет знак числа .
Произведение четного числа отрицательных множителей .
Произведение нечетного числа отрицательных множителей .
3.4. Историческая справка:
Индийские математики признавали существование отрицательных чисел. Отрицательные числа ими толковались как долг, положительные как имущество. Но все же люди относились к ним с недоверием, считая их своеобразными, не совсем реальными. Индийский математик Бхаскара прямо писал:«Люди не одобряют отрицательных чисел…».
В старинной задаче имеются такие сведения: «Один купец имел 730 рублей и был должен другому 380 рублей. Второй купец имел 970 рублей и был должен первому 460 рублей». Сколько денег останется у каждого купца после взаимных расчётов? Попробуйте сформулировать задачу, используя понятие отрицательного числа.
3.5. Работа в группах. Выполнить действия:
Разбор заданий на доске с комментариями.
4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в нестандартных условиях.
Обучающимся предлагается выполнить задания в группах по карточкам с последующим разбором на доске. В случае затруднений, учителем даются комментарии по поводу выполнения заданий.
Задание для 1 группы.
Укажите какие-нибудь три значения a, при которых между числами – aиa на координатной прямой лежит только одно целое число.
Существует ли такое значение a, при котором между числами – aиa на координатной прямой лежит тысяча целых чисел?
Задание для 2 группы.
Найдите все целые значения х, при которых верны одновременно оба двойных неравенства:
1) -7<х<3 и -5≤х≤9;2) -3,8≤х≤4 и-2,6<х<6,3.
Задание для 3 группы.
Найдите значения выражений |a| + |b | и | a +b|, если:
а) a = -3,b= -7; б) a=-4, b=10; в) a=7,2,b=2,8. Сделайте вывод, какими должны быть числа aиb,чтобы выполнялось равенство|a| + | b |= | a +b |?
Задание для 4 группы.
Вычислите наиболее простым способом:
а) 653 – 385 – 453 + 385 - 600;
б) (4,9-4,3) + (4,3-5,7) - (-5,7-5,3).
Задание для 5 группы.
Найдите ошибки:
- 1,6 + (- 4,69) = 3,09;
- 5,27 - (- 1,27) = - 4;
- (- 0,5) - (- 0,84) = - 1,34;
- (-9,15 - (-3,4)) = -12,19.
5. Контроль усвоения системы знаний и умений, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самостоятельная работа (самоконтроль).
Задания представлены на карточках в пяти вариантах. Работа выполняется индивидуально каждым учеником или в группах (на усмотрение учителя),решение оформляется прямо в карточках. После выполнения заданий на доске открываются правильные ответы и разбираются задания, вызвавшие затруднения.
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
4 вариант |
5 вариант |
Вычислить: |
Вычислить: |
Вычислить: |
Вычислить: |
Вычислить: |
-(-(-3,75)-(-4,25)) |
-(-(-24,5)-(-7,5)) |
-(-(-13,15)-(-4,85)) |
-(-(-33,25)-(-24,75)) |
-(-(-53,54)-(-34,46))
|
-640:(-80)-560∙ – 720:0,9 |
-540 ∙ -450:5-15:(- ) |
720∙(- )-840:(-42)-25:(-0,2) |
-860:(-20)-625∙ -17:(- ) |
360∙(- ) – 540 ∙(- )-17∙(-3)
|
49∙68+51∙68+49∙12-51∙12 |
87∙52-17∙52+87∙38-17∙38 |
77∙99+23∙99-77∙29-23∙29 |
108∙86-86∙18-108∙56+18∙56 |
28∙35+72∙35+144∙28+72∙144
|
Решить уравнение: |
Решить уравнение |
Решить уравнение |
Решить уравнение |
Решить уравнение |
- (x-4)= 40 |
- (4-x)=40 |
- (x-9)=63 |
- (9-x)=-63 |
- (x-24)=-100
|
|x-6|= - 8
|
|x+ 8|= - 12 |
|9 - x|= - 8 |
|x-6|= - 24 |
|15 - x|= - 30
|
6. Подведение итогов урока.
Выставление оценок за самостоятельную работу и наиболее активным обучающимся.
7. Рефлексия.
Вопросы к обучающимся:
- Какая цель была поставлена в начале урока? Достигли ли мы этой цели?
- Какие вопросы по заданиям, выполненным на уроке, у вас остались?
- Какие задания вызвали у вас сложности?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирилова Ирина Витальевна
→ Публикатор 07.01.2022 0 3559 315 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.