Статья "Анализ теоретических подходов к определению самостоятельности в обучении"


1.2. Анализ теоретических подходов к определению самостоятельности в обучении

В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая формулировка: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». [30] Данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия.

Рассмотрим определение «самостоятельности», учитывая мнение различных педагогов-исследователей (Таблица 1).

Таблица 1. Определение самостоятельности в обучении

Автор

Определение самостоятельности

Жарова Л. В.

Самостоятельность - замечательное свойство человека - результат воспитания и самовоспитания. Она же - важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей.

Клаус Гюнтер

Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря - способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии.

Д.Н.Богоявленский, П.Я.Гальперин, Л.С.Выготский, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.А.Менчинская, С.Л.Рубенштейн и др.

В их работах раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в творческий поиск в обучении. Кроме того, психологи отмечают, что учитель не должен забывать о сензитивных периодах повышения чувствительности к определенным воздействиям. Правомерно говорить о возрастных предпосылках развития познавательной самостоятельности.

В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев

Теория поэтапного формирования умственных действий, обучение школьников приемам умственной деятельности, организация научного управления познавательной деятельностью учащихся обоснованы на идеи изучения творчества как механизма развития личности.

М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин и др

Самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития школьников.

 

В нашем исследовании будем руководствоваться последним пдходом к определнию самостоятельности в обучении, характерному для работ М.А.Данилова.


 


Полный текст материала Статья "Анализ теоретических подходов к определению самостоятельности в обучении" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свечникова Ольга Алексеевна  Публикатор
13.02.2022 0 613 108

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК