Статья "Анализ теоретических подходов к определению самостоятельности в обучении"
1.2. Анализ теоретических подходов к определению самостоятельности в обучении
В педагогическом же энциклопедическом словаре приводится следующая формулировка: «Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». [30] Данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия.
Рассмотрим определение «самостоятельности», учитывая мнение различных педагогов-исследователей (Таблица 1).
Таблица 1. Определение самостоятельности в обучении
Автор |
Определение самостоятельности |
Жарова Л. В. |
Самостоятельность - замечательное свойство человека - результат воспитания и самовоспитания. Она же - важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей. |
Клаус Гюнтер |
Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря - способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии. |
Д.Н.Богоявленский, П.Я.Гальперин, Л.С.Выготский, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.А.Менчинская, С.Л.Рубенштейн и др. |
В их работах раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в творческий поиск в обучении. Кроме того, психологи отмечают, что учитель не должен забывать о сензитивных периодах повышения чувствительности к определенным воздействиям. Правомерно говорить о возрастных предпосылках развития познавательной самостоятельности. |
В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев |
Теория поэтапного формирования умственных действий, обучение школьников приемам умственной деятельности, организация научного управления познавательной деятельностью учащихся обоснованы на идеи изучения творчества как механизма развития личности. |
М.А.Данилов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, И.Т.Огородников, П.И.Пидкасистый, М.Н.Скаткин и др |
Самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития школьников. |
В нашем исследовании будем руководствоваться последним пдходом к определнию самостоятельности в обучении, характерному для работ М.А.Данилова.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Свечникова Ольга Алексеевна
→ Публикатор 13.02.2022 0 681 117 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.