Статья "Роль дидактических игр в изучении десятичных дробей"
Роль дидактических игр в изучении десятичных дробей
Особая роль в формировании нравственных представлений принадлежит игре, в которой идет разделение на команды. Широкое распространение в методической литературе имеют дидактические игры, направленные на формирование вычислительных навыков с десятичными дробями. При этом игры рассматриваются как действенное средство позитивного обучения школьников, направленное на выработку алгоритмов действий с десятичными дробями.
Стоит также отметить воспитательный потенциал таких игр, он заключается в необходимости следовать правилам, которые формулируются следующим образом:
- играйте честно и следуйте правилам;
- играйте вместе и помогайте друзьям;
- заботьтесь не только о себе, но и обо всей команде;
- выберите "противника" с равной силой;
- побеждайте в честном соревновании, не будьте высокомерными, не смейтесь над проигравшими;
- после проигрыша не отчаивайтесь, постарайтесь выиграть в следующий раз.
Игровая деятельность содержит высокий педагогический потенциал для приобретения новых знаний младшими школьниками. Примеры конспектов с использованием игровой деятельности по теме «Десятичные дроби» представлены в приложении 2.
Поэтому результаты обучения по теме «Десятичные дроби» представляют собой интегральное личностное образование, структуру которого образует единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов:
- когнитивный компонент включает знания ребенка о содержании базовых понятий по теме «Десятичные дроби», понимание значимого смысла темы, представление о их сущности, осознание необходимости изучать данную тему;
- эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком знаний по теме «Десятичные дроби», проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результатов своих знаний, если таковые соответствуют теме, желании ребенка овладеть умениями и навыками, проявить их в работе по теме «Десятичные дроби»;
- деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать свою работу в соответствии с усвоенной темой «Десятичные дроби»;
- рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение правил, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности ребенка адекватно оценивать свои знания, сопоставляя их с правилами по теме «Десятичные дроби».
Давая общую характеристику дидактическим играм, проводимым на уроках, посвященных изучению действий с десятичными дробями, следует отметить, что:
- по целям обучения эти игры чаще всего относятся к контролирующим или обобщающим;
- по массовости – это групповые игры;
- по темпу – скоростные;
- по реакции – тихие;
- по характеру деятельности школьников –репродуктивные, частично-поисковые;
- по форме проведение – игры-соревнования.
Приведем в качестве примера игру «Математическое лото». Эту игру можно отнести к традиционным дидактическим играм, к играм, которые наиболее часто используются учителями при работе с учащимися 5-6 классов. Достоинство игры состоит в том, что по форме она повторяет игру – знаменитое русское лото. Существуют различные модификации этой игры. Одни учителя предпочитают на карточках, которые ученики получают в начале игры, располагать числа (в нашем случае – десятичные дроби), другие – помещать на карточках задания (в нашем случае – примеры на действия с десятичными дробями). В нашей работе используется второй вариант игры. Пример карточки-задания приведен на рисунке 1.
8,4:7 |
63,97+36,03 |
11,15-10,25 |
1,1*3 |
0,5*40 |
51,6-34,8 |
0,25+0,15 |
0,602:2 |
Рис. 1
Ход игры:
Каждый ученик получает карточку-задание. На выполнение задания отводится 3-5 минут (в зависимости от сложности заданий). Далее, доставая из мешочка «бочонки» с ответами, учитель называет число. Если это число совпадает с ответом, полученным обучающимся после выполнения действий, то он поднимаете руку и получаете бочонок. Ученик, чья карточка заполнится первой, побеждает. Победитель получают приз – оценку «5».
Меняя содержание заданий на карточках в зависимости от изучаемого действия с десятичными дробями, эту игру можно проводить на различных уроках.
Наиболее эффективна игра «Математическое лото» при проведении устного счёта в начале урока (на этапе актуализации знаний учащихся). Игра может быть и частью большого внеурочного мероприятия, проводимого для учащихся 5-6 классов, например, на Неделе математики.
Дидактическая игра «Домино» является аналогом одноименной игры. Достаточно часто используется в учебном процессе.
Ещё одним примером дидактической игры, достаточно часто используемой учителями, является игра «Математическая эстафета». Эту игру целесообразнее всего проводить с учениками на уроках обобщения и систематизации, при подготовке к контрольной работе. Основная цель игры такого типа - проверка у учащихся уровня сформированности умений выполнять действия с десятичными дробями.
Ход игры:
В данной игре в одну команду объединяют учащихся одного ряда, сидящих друг за другом в затылок. Для каждой команды учитель заранее готовит карточки-задания, содержащие аналогичные упражнения – найти значение числового выражения. Особенность числового выражения состоит в том – что для нахождения его значения необходимо выполнить столько действий, сколько учеников входит в команду.
Каждый учащийся выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему за ним. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему за ним и т. д. Карточка с последней парты передается на первую парту. От правильности выполнения действий зависит успех всей команды. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат пример и получат правильный ответ.
Приведем пример карточки для одной из команд (рисунок 2).
Выполните действия: (3,42:0,57*9,5-6,6) : ((4,8-1,6)*(3,1+0,05)) |
||
Действия |
Запись ответа |
|
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
Рис. 2
Следует особо отметить, что при проведении игры «Математическая эстафета» учащиеся, как правило, ярко выражают свои эмоции, более за успех команды. Не всегда в этот момент учителю стоит стремиться к соблюдению идеальной дисциплины на уроке. Следует дать возможность выходи эмоций обучающимся. Чаще всего, ученики продолжают «бурно» обсуждать итоги эстафеты, поэтому целесообразно игры такого типа проводить в конце урока.
Подводя итоги , подчеркнем существование различных игр, сюжетная линия которых направлена:
- на поиск выхода из лабиринта (игра-лабиринт «Каменный цветок»);
- на поиск детали для летающего аппарата (игра «Инопланетянин»);
- на поиск звездочек – элементов салюта (игра «Зажги салют»);
- на поиск лепестков цветка знаний (игра «Каменный цветок).
Однако, по сути это игры-соревнования, направленные на отработку умений выполнения действий с десятичными дробями.
В приложении 1 приведен сценарий игры «Маршрут
Приложение 1. Сценарий дидактической игра «Маршрут»
Оборудование: маршрутная карта для каждой группы, алфавит, памятка, лист для записи ответов.
Ход игры:
Класс делится на группы, каждая из групп будет двигаться «своим» маршрутом.
В начале игры каждой из групп выдается памятка следующего содержания:
-
Для того, чтобы успешно пройти весь маршрут, необходимо выполнить задания маршрутного листа.
-
Получите у жюри алфавит с пронумерованными буквами:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Э |
Ю |
Я |
|
|
|
31 |
32 |
33 |
|
|
|
-
Ответы, полученные на каждом этапе маршрута необходимо занести в следующую таблицу:
-
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Ответ
Соответствующая буква алфавита
-
Прочитайте полученное слово.
-
Сообщите учителю о выполнении заданий маршрутного листа поднятием руки.
Пример «Маршрутный лист № 1»
-
-
Вычислите: 60 ∙ 0,2
-
Вычислите: 3,5 ∙ 3 - 9,5
-
Решите уравнение: 3х-15,5=23,5
-
Решите уравнение: х ∙ 0,3=9
-
Решите уравнение: х : 0,3 =40
-
Вычислите: ( 0,4 + 1,7 ) ∙ 10
-
Вычислите: (154,5-24,5) : 10
-
Найдите среднее арифметическое чисел 20,5 и 45,5.
-
Найдите среднее арифметическое чисел 15, 25, 20.
-
Площадь прямоугольника равна 64 м2 , одна из сторон равна 4 м. Найдите другую сторону прямоугольника.
-
Найдите периметр прямоугольника, если его стороны равны 3,2см и 5,8 см.
-
-
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Ответ
12
1
13
30
12
21
13
33
20
16
18
Соответствующая буква алфавита
к
а
л
ь
к
у
л
я
т
о
р
Подводятся общие итоги по игре, учитель оценивает работу группы в целом и каждого ученика в отдельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шамугия Лали Важикоевна
→ Публикатор 14.02.2022 0 11498 117 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы