Статья "Роль дидактических игр в изучении десятичных дробей"


Роль дидактических игр в изучении десятичных дробей

Особая роль в формировании нравственных представлений принадлежит игре, в которой идет разделение на команды. Широкое распространение в методической литературе имеют дидактические игры, направленные на формирование вычислительных навыков с десятичными дробями. При этом игры рассматриваются как действенное средство позитивного обучения школьников, направленное на выработку алгоритмов действий с десятичными дробями.

Стоит также отметить воспитательный потенциал таких игр, он заключается в необходимости следовать правилам, которые формулируются следующим образом:

- играйте честно и следуйте правилам;

- играйте вместе и помогайте друзьям;

- заботьтесь не только о себе, но и обо всей команде;

- выберите "противника" с равной силой;

- побеждайте в честном соревновании, не будьте высокомерными, не смейтесь над проигравшими;

- после проигрыша не отчаивайтесь, постарайтесь выиграть в следующий раз.

Игровая деятельность содержит высокий педагогический потенциал для приобретения новых знаний младшими школьниками. Примеры конспектов с использованием игровой деятельности по теме «Десятичные дроби» представлены в приложении 2.

Поэтому результаты обучения по теме «Десятичные дроби» представляют собой интегральное личностное образование, структуру которого образует единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов:

- когнитивный компонент включает знания ребенка о содержании базовых понятий по теме «Десятичные дроби», понимание значимого смысла темы, представление о их сущности, осознание необходимости изучать данную тему;

- эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком знаний по теме «Десятичные дроби», проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результатов своих знаний, если таковые соответствуют теме, желании ребенка овладеть умениями и навыками, проявить их в работе по теме «Десятичные дроби»;

- деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать свою работу в соответствии с усвоенной темой «Десятичные дроби»;

- рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение правил, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности ребенка адекватно оценивать свои знания, сопоставляя их с правилами по теме «Десятичные дроби».

Давая общую характеристику дидактическим играм, проводимым на уроках, посвященных изучению действий с десятичными дробями, следует отметить, что:

- по целям обучения эти игры чаще всего относятся к контролирующим или обобщающим;

- по массовости – это групповые игры;

- по темпу – скоростные;

- по реакции – тихие;

- по характеру деятельности школьников –репродуктивные, частично-поисковые;

- по форме проведение – игры-соревнования.

Приведем в качестве примера игру «Математическое лото». Эту игру можно отнести к традиционным дидактическим играм, к играм, которые наиболее часто используются учителями при работе с учащимися 5-6 классов. Достоинство игры состоит в том, что по форме она повторяет игру – знаменитое русское лото. Существуют различные модификации этой игры. Одни учителя предпочитают на карточках, которые ученики получают в начале игры, располагать числа (в нашем случае – десятичные дроби), другие – помещать на карточках задания (в нашем случае – примеры на действия с десятичными дробями). В нашей работе используется второй вариант игры. Пример карточки-задания приведен на рисунке 1.

 

8,4:7

63,97+36,03

11,15-10,25

1,1*3

0,5*40

51,6-34,8

0,25+0,15

0,602:2

Рис. 1

Ход игры:

Каждый ученик получает карточку-задание. На выполнение задания отводится 3-5 минут (в зависимости от сложности заданий). Далее, доставая из мешочка «бочонки» с ответами, учитель называет число. Если это число совпадает с ответом, полученным обучающимся после выполнения действий, то он поднимаете руку и получаете бочонок.  Ученик, чья карточка заполнится первой, побеждает. Победитель получают приз – оценку «5».

Меняя содержание заданий на карточках в зависимости от изучаемого действия с десятичными дробями, эту игру можно проводить на различных уроках.

Наиболее эффективна игра «Математическое лото» при проведении устного счёта в начале урока (на этапе актуализации знаний учащихся). Игра может быть и частью большого внеурочного мероприятия, проводимого для учащихся 5-6 классов, например, на Неделе математики.

Дидактическая игра «Домино» является аналогом одноименной игры. Достаточно часто используется в учебном процессе.

Ещё одним примером дидактической игры, достаточно часто используемой учителями, является игра «Математическая эстафета». Эту игру целесообразнее всего проводить с учениками на уроках обобщения и систематизации, при подготовке к контрольной работе. Основная цель игры такого типа - проверка у учащихся уровня сформированности умений выполнять действия с десятичными дробями.

Ход игры:

В данной игре в одну команду объединяют учащихся одного ряда, сидящих друг за другом в затылок. Для каждой команды учитель заранее готовит карточки-задания, содержащие аналогичные упражнения – найти значение числового выражения. Особенность числового выражения состоит в том – что для нахождения его значения необходимо выполнить столько действий, сколько учеников входит в команду.

Каждый учащийся выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему за ним. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему за ним и т. д. Карточка с последней парты передается на первую парту. От правильности выполнения действий зависит успех всей команды. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат пример и получат правильный ответ.

Приведем пример карточки для одной из команд (рисунок 2).

 

Выполните действия:

(3,42:0,57*9,5-6,6) : ((4,8-1,6)*(3,1+0,05))

Действия

Запись ответа

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

Рис. 2


 

Следует особо отметить, что при проведении игры «Математическая эстафета» учащиеся, как правило, ярко выражают свои эмоции, более за успех команды. Не всегда в этот момент учителю стоит стремиться к соблюдению идеальной дисциплины на уроке. Следует дать возможность выходи эмоций обучающимся. Чаще всего, ученики продолжают «бурно» обсуждать итоги эстафеты, поэтому целесообразно игры такого типа проводить в конце урока.

Подводя итоги , подчеркнем существование различных игр, сюжетная линия которых направлена:

- на поиск выхода из лабиринта (игра-лабиринт «Каменный цветок»);

- на поиск детали для летающего аппарата (игра «Инопланетянин»);

- на поиск звездочек – элементов салюта (игра «Зажги салют»);

- на поиск лепестков цветка знаний (игра «Каменный цветок).

Однако, по сути это игры-соревнования, направленные на отработку умений выполнения действий с десятичными дробями.

В приложении 1 приведен сценарий игры «Маршрут

Приложение 1. Сценарий дидактической игра «Маршрут»

Оборудование: маршрутная карта для каждой группы, алфавит, памятка, лист для записи ответов.

Ход игры:

Класс делится на группы, каждая из групп будет двигаться «своим» маршрутом.

В начале игры каждой из групп выдается памятка следующего содержания:

  1. Для того, чтобы успешно пройти весь маршрут, необходимо выполнить задания маршрутного листа.

  2. Получите у жюри алфавит с пронумерованными буквами:

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

3

4

5

6

Ё

Ж

З

И

Й

К

7

8

9

10

11

12

Л

М

Н

О

П

Р

13

14

15

16

17

18

С

Т

У

Ф

Х

Ц

19

20

21

22

23

24

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

25

26

27

28

29

30

Э

Ю

Я

 

 

 

31

32

33

 

 

 

 

  1. Ответы, полученные на каждом этапе маршрута необходимо занести в следующую таблицу:

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответствующая буква алфавита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прочитайте полученное слово.

  2. Сообщите учителю о выполнении заданий маршрутного листа поднятием руки.

 

 

Пример «Маршрутный лист № 1»

    1. Вычислите: 60 ∙ 0,2

    2. Вычислите: 3,5 ∙ 3 - 9,5

    3. Решите уравнение: 3х-15,5=23,5

    4. Решите уравнение: х ∙ 0,3=9

    5. Решите уравнение: х : 0,3 =40

    6. Вычислите: ( 0,4 + 1,7 ) ∙ 10

    7. Вычислите: (154,5-24,5) : 10

    8. Найдите среднее арифметическое чисел 20,5 и 45,5.

    9. Найдите среднее арифметическое чисел 15, 25, 20.

    10. Площадь прямоугольника равна 64 м2 , одна из сторон равна 4 м. Найдите другую сторону прямоугольника.

    11. Найдите периметр прямоугольника, если его стороны равны 3,2см и 5,8 см.

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ответ

12

1

13

30

12

21

13

33

20

16

18

Соответствующая буква алфавита

к

а

л

ь

к

у

л

я

т

о

р

 

Подводятся общие итоги по игре, учитель оценивает работу группы в целом и каждого ученика в отдельности.

 


 

5

 


Полный текст материала Статья "Роль дидактических игр в изучении десятичных дробей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шамугия Лали Важикоевна  Публикатор
14.02.2022 0 11498 117

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК