Статья "Средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 6 классе"


УДК

 

Яковлева Ольга Петровна

Учитель математики

 

Пермь, Россия

 

 

 

 

Средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 6 классе

 

Olga P.Yakovleva

 

 

Perm,Russia

 

 

MEANS FOR FORMING COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS ON MATHEMATICS LESSONS IN 6 CLASS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность темы, связана с изменением образовательной парадигмы: от усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей учеников, обеспечивающих у них компетенцию «умение учиться». Достижение цели возможно благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.

Выделяют 4 группы универсальных учебных действий: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные.Математика учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий[1].

Разработчиками ФГОС широко и разнопланово представлено методическое обеспечение, но не все технологии адаптированы к введению ФГОС. Поэтому, одной из ключевых проблем современной системы обучение школьников, по-прежнему остается формирование у них УУД.

В исследовании А.И. Газейкина и Ю.О. Казакова[2]представлены некоторые элементы познавательных УУД, дано описание действия и операций, которые эти действия составляют.Рассмотрим некоторые умения и операции, которые считаем возможным формировать в 6 классе:

  • умение структурировать знания (схематизировать, моделировать).Операции: умение представлять информацию в виде графиков, схем, диаграмм; умение представлять информацию при помощи своей системы обозначений умение устанавливать связи между объектами; умение получить информацию из представленного графика, диаграммы, схемы; умение достраивать недостающие элементы совокупности.

  • Умение классифицировать (сравнивать, выделять существенные/ несущественные признаки объектов). Операции: умение определять основание классификации объектов; умение распределять элементы по заданному критерию; умение выделять признаки, по которым сравниваются объекты; умение выделять признаки сходства/различия; умение выделить признаки объекта по определенному критерию.

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.Операции:умение определять истинность логических суждений по заданным исходным условиям.

Задания, направленные на перечисленные операции.

  1. Умение устанавливать причинно- следственные связи.

  1. Установить истинность высказывания.

1.Если 4968 делится на 2, а 3899 не делится на 2, то сумма этих чисел не делится на 2

2. Если m и n — два различных простых числа, больше 2, то их сумма больше, чем 6.

3. Если a и b — два различных простых числа, больше 2, то их разность — чётное число?

  1. Для краткой записи предложений в математике есть знак «следование» — . Предложения записываются с помощью этого знака так:

  1. а делится на 9 а делится на 3(а ∊N)

  2. множители aиb отрицательны произведение чисел aи bположительно.

Запиши высказывание на математическом языке с помощью знака «следование», подчеркни условие одной чертой, заключения – двумя. Установи истинность утверждений:

  1. Произведение двух положительных чисел положительно.

  2. Произведение двух правильных дробей является правильной дробью.

  3. При делении двух рациональных чисел, получим рациональное число.

3)Запиши следующие числа ряда так, чтобы сохранилась закономерность:

  1. , , ,

  2. 5, 01, 5,002, 5,0003….

  3. 12, 102, 1002….

  4. 2, 5, 11, 23, 47…

Умение сравнивать классифицировать (сравнивать, выделять существенные несущественные признаки).

  1. а) Реши задачи. Сравни их решения.

1. Три подруги собирали яблоки: Таня собрала 19 яблок, Юля - 15 яблок, Настя – 12. Девочки поделили все яблоки поровну. Сколько яблок досталось каждой девочке?

2. За первый час автомобиль проехал 64 км, за второй – 72 км, за третий – 52 км, за четвёртый – 60 км. С какой постоянной скоростью должен был двигаться автомобиль, чтобы пройти тот же путь за то же время?

б)Придумай задачу с таким же решением.

  1. Что общего и различного в расположении отрезков?

 

 

  1. Сравни задачи:

 

На полке 350 книг, из которых 70% учебники. Сколько на полке книг по учебников?

В шкафу 80 книги на русском языке, что составляет 40% от всех книг. Сколько всего книг в шкафу?

Что общего, чем отличаются задачи?

  1. На рисунке изображены фигуры, которые подписаны буквами: а, в, с, d, k, m. 

Перечисли:

1. Все замкнутые фигуры.

2. Все незамкнутые фигуры.

3. Все многоугольники.

 

  1. Выбери формулы, которые являются формулами прямой пропорциональностью:

  1. V=2 t

  2. a=b 12

  3. y=

  4. a=

  1. Раздели числа на две группы:

175; 23; 389;

Дай название группам.

  1. Найди выражения, значения которых равны:

(28+57)16; 4325+6225; (135-950)43;

(43+62)25; 13543-95043; 2816+5716.

Объясни, как ты их искал.

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства.

Умение структурировать знания (схематизировать, моделировать)

  1.  

а. Сократи дробь. Придумай подобный пример дроби.

 

б. Зачеркните общие множители числителя и знаменателя дроби. Составьте подобное задание.

  1. Округли данные до сотен и составь столбчатую диаграмму

Реки Пермского края имеют такую протяженность:

Кама – 1805

Чусовая – 592

Сылва – 492

Вишера – 415.

  1. Постройте линейную диаграмму: максимальной высоты снежного покрова в Перми по месяцам.

 

М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

В

92

111

107

111

24

0

0

0

17

22

45

98

  1. Реши задачу, используя данные схематического чертежа.

 

  1. На развертке прямоугольного параллелепипеда отмечен круг и треугольник. Перенеси круг и треугольник на модель этой фигуры.

 

  1. Выделите признаки, по которым можно разбить объекты на 2 группы.

 

  1. В квадрате, со стороной 10 см, постройте диаграмму: продаж журналов (1см - 10%).

Понедельник 20%  

Вторник 10%  

Среда 25%  

Четверг 15%

 Пятница 30%.

Отцу a лет, а сыну b лет. Отец старше сына на 25 лет. Составьте таблицу если известно, что отцу 45,50,65 лет.

Составьте таблицу по условию.

 

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителей под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 160 с.

  2. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы / А.И. Газейкина, Ю.О. Казакова // Педагогическое образование в России №7, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannostipoznavatelnyh0universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-osnovnoyshkoly (Дата обращения: 19.04.2018г.)

  3. Матемтика: учебник для 5 классов / Г.А. Ванцян. – М: Дом Федоров, 2001-12с.

 


Полный текст материала Статья "Средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 6 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яковлева Ольга Петровна  Публикатор
24.02.2022 0 524 99

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК