Статья "Средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 6 классе"
УДК
Яковлева Ольга Петровна
Учитель математики
Пермь, Россия
Средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 6 классе
Olga P.Yakovleva
Perm,Russia
MEANS FOR FORMING COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS ON MATHEMATICS LESSONS IN 6 CLASS
Актуальность темы, связана с изменением образовательной парадигмы: от усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей учеников, обеспечивающих у них компетенцию «умение учиться». Достижение цели возможно благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.
Выделяют 4 группы универсальных учебных действий: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные.Математика учебный предмет является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий[1].
Разработчиками ФГОС широко и разнопланово представлено методическое обеспечение, но не все технологии адаптированы к введению ФГОС. Поэтому, одной из ключевых проблем современной системы обучение школьников, по-прежнему остается формирование у них УУД.
В исследовании А.И. Газейкина и Ю.О. Казакова[2]представлены некоторые элементы познавательных УУД, дано описание действия и операций, которые эти действия составляют.Рассмотрим некоторые умения и операции, которые считаем возможным формировать в 6 классе:
-
умение структурировать знания (схематизировать, моделировать).Операции: умение представлять информацию в виде графиков, схем, диаграмм; умение представлять информацию при помощи своей системы обозначений умение устанавливать связи между объектами; умение получить информацию из представленного графика, диаграммы, схемы; умение достраивать недостающие элементы совокупности.
-
Умение классифицировать (сравнивать, выделять существенные/ несущественные признаки объектов). Операции: умение определять основание классификации объектов; умение распределять элементы по заданному критерию; умение выделять признаки, по которым сравниваются объекты; умение выделять признаки сходства/различия; умение выделить признаки объекта по определенному критерию.
-
умение устанавливать причинно-следственные связи.Операции:умение определять истинность логических суждений по заданным исходным условиям.
Задания, направленные на перечисленные операции.
-
Умение устанавливать причинно- следственные связи.
-
Установить истинность высказывания.
1.Если 4968 делится на 2, а 3899 не делится на 2, то сумма этих чисел не делится на 2
2. Если m и n — два различных простых числа, больше 2, то их сумма больше, чем 6.
3. Если a и b — два различных простых числа, больше 2, то их разность — чётное число?
-
Для краткой записи предложений в математике есть знак «следование» — ⇒. Предложения записываются с помощью этого знака так:
-
а делится на 9 ⇒а делится на 3(а ∊N)
-
множители aиb отрицательны ⇒ произведение чисел aи bположительно.
Запиши высказывание на математическом языке с помощью знака «следование», подчеркни условие одной чертой, заключения – двумя. Установи истинность утверждений:
-
Произведение двух положительных чисел положительно.
-
Произведение двух правильных дробей является правильной дробью.
-
При делении двух рациональных чисел, получим рациональное число.
3)Запиши следующие числа ряда так, чтобы сохранилась закономерность:
-
, , , …
-
5, 01, 5,002, 5,0003….
-
12, 102, 1002….
-
2, 5, 11, 23, 47…
Умение сравнивать классифицировать (сравнивать, выделять существенные несущественные признаки).
-
а) Реши задачи. Сравни их решения.
1. Три подруги собирали яблоки: Таня собрала 19 яблок, Юля - 15 яблок, Настя – 12. Девочки поделили все яблоки поровну. Сколько яблок досталось каждой девочке?
2. За первый час автомобиль проехал 64 км, за второй – 72 км, за третий – 52 км, за четвёртый – 60 км. С какой постоянной скоростью должен был двигаться автомобиль, чтобы пройти тот же путь за то же время?
б)Придумай задачу с таким же решением.
-
Что общего и различного в расположении отрезков?
-
Сравни задачи:
На полке 350 книг, из которых 70% учебники. Сколько на полке книг по учебников? |
В шкафу 80 книги на русском языке, что составляет 40% от всех книг. Сколько всего книг в шкафу? |
Что общего, чем отличаются задачи?
-
На рисунке изображены фигуры, которые подписаны буквами: а, в, с, d, k, m.
Перечисли:
1. Все замкнутые фигуры.
2. Все незамкнутые фигуры.
3. Все многоугольники.
-
Выбери формулы, которые являются формулами прямой пропорциональностью:
-
V=2 t
-
a=b 12
-
y=
-
a=
-
Раздели числа на две группы:
175; 23; 389;
Дай название группам.
-
Найди выражения, значения которых равны:
(28+57)16; 4325+6225; (135-950)43;
(43+62)25; 13543-95043; 2816+5716.
Объясни, как ты их искал.
а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;
б) запиши это свойство в виде равенства.
Умение структурировать знания (схематизировать, моделировать)
а. Сократи дробь. Придумай подобный пример дроби.
б. Зачеркните общие множители числителя и знаменателя дроби. Составьте подобное задание.
-
Округли данные до сотен и составь столбчатую диаграмму
Реки Пермского края имеют такую протяженность:
Кама – 1805
Чусовая – 592
Сылва – 492
Вишера – 415.
-
Постройте линейную диаграмму: максимальной высоты снежного покрова в Перми по месяцам.
М |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
В |
92 |
111 |
107 |
111 |
24 |
0 |
0 |
0 |
17 |
22 |
45 |
98 |
-
Реши задачу, используя данные схематического чертежа.
-
На развертке прямоугольного параллелепипеда отмечен круг и треугольник. Перенеси круг и треугольник на модель этой фигуры.
-
Выделите признаки, по которым можно разбить объекты на 2 группы.
-
В квадрате, со стороной 10 см, постройте диаграмму: продаж журналов (1см - 10%).
Понедельник 20%
Вторник 10%
Среда 25%
Четверг 15%
Пятница 30%.
Отцу a лет, а сыну b лет. Отец старше сына на 25 лет. Составьте таблицу если известно, что отцу 45,50,65 лет.
Составьте таблицу по условию.
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителей под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 160 с.
-
Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы / А.И. Газейкина, Ю.О. Казакова // Педагогическое образование в России №7, 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sformirovannostipoznavatelnyh0universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-osnovnoyshkoly (Дата обращения: 19.04.2018г.)
-
Матемтика: учебник для 5 классов / Г.А. Ванцян. – М: Дом Федоров, 2001-12с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яковлева Ольга Петровна
→ Публикатор 24.02.2022 0 616 118 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.