Конспект внеклассного мероприятия "Математическое путешествие. Функциональная грамотность"; 6 класс
Внеклассное мероприятие по математике 6 класс
«Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев.
Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
Выделяют три составляющие математической грамотности:
-умение находить и отбирать информацию;
- производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
- интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.
Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания направлено на привитие интереса к изучению математики. Такие задания базируются на знаниях и умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Занятия направлены на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Задания носят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, развить способности самостоятельной познавательной деятельности, приобрести уверенность в своих силах.
Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.
Цель мероприятия:
-
Развивать математическую грамотность;
-
развивать творческие способности;
-
расширять кругозор, знания по предмету;
-
прививать познавательный интерес к предмету;
-
учить работе в группах.
Задачи мероприятия
Воспитательные:
-
воспитывать выдержку, терпение;
-
формировать товарищеское, доброжелательное отношение к членам команды и соперникам.
Развивающие:развивать внимание, память, сообразительность, логическое мышление.
Форма проведения занятия:математический конкурс соревнования трех команд, сопровождаемый исторической справкой.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, разнообразные карточки с заданиями для команд, грамоты. Мероприятие проходит в сопровождении показа презентации, на слайдах которой демонстрируется необходимый материал.
Подготовка: назначенные учителем учащиеся заранее подготовили краткие сообщения о достопримечательностях Башкирии.
Ход мероприятия:
Организационный момент (2 мин)
выбор членов команд (одинаковое количество в каждой);
выбор капитана команды, который координирует действия членов команды и даёт ответы на вопросы;
выбор членов жюри (2человека);
сообщение правил проведения мероприятия;
Основная часть(35 мин)
Вступительное слово учителя:
Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на математическом занятии.
В 2022 году исполнилось 465 лет со дня добровольного присоединения Башкортостана к Русскому государству. Поэтому, мы совершим путешествие по родному краю. Предлагаю вам посмотреть мультфильм о Башкирии.
(Мультфильм о республике Башкортостан.)
Учитель:В Республике Башкортостан очень многоинтересных достопримечательностей на просторах которых сохранилась уникальная природа, памятники древних культур. Я вам предлагаю сегодня посетить некоторые из них.
А, какие вы знаете природные памятники нашего края?
Учитель: Ребята, а вы знаете что в Башкирии можно увидеть настоящие древние коралловые рифы, которые находились в прошлом на дне Пермского моря. Это удивительное место находится около города Стерлитамак и представляет собой несколько высоких холмов конусообразной формы. Их называют Стерлитамакскими шиханами. Предлагаю посетить это уникальное место.
Ну, что же начнём. Для того чтобы начать путешествие, мы должны купить билеты на электричку до города Стерлитамак.Для этого нам надо справиться с заданием, т.е. решить задачу на вычисление стоимости проезда.
Задача:Железнодорожный билет на электричку для взрослого стоит 275,60 рублей. Стоимость билета школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 26 школьников и 1 взрослого. Какова стоимость билетов на всю группу?
Решение:
50% - это 0,5
-
275,60*0,5=137,8(р) стоимость детского билета
-
137,8*26 = 3582,80(р) стоимость 26 детских билетов
-
3582,80+275,60=3858,4 (р) стоимость билетов на всю группу
(5 баллов)
Учитель: Молодцы ребята! Билеты куплены, и мы с Вами отправляемся в путь. От города Стерлитамак нам нужно добраться до гор.
Для того, чтобы попасть в назначенный пункт вам необходимо дать ответ на следующее задание: (дети получают условие на экране).
Задача:Расстояние от г. Стерлитамак до горы Шахтау 12,9 км . 0,75 часть нашего путешествия мы проедем, а остальное время мы будем путешествовать пешком. Вычислить какое расстояние нам нужно пройти пешком?
Решение: ( 5 баллов.)
Учитель:
И так мы добрались до первого нашего пункта
Каждая команда получила домашнее задание, подготовить сообщение об уголке нашей республики. А теперь мы хотели бы послушать первое сообщение.
Слово докладчику.
Сообщение№1:СТЕРЛИТАМАКСКИЕ ШИХАНЫ
Стерлитамакские шиханы являются уникальными геологическими памятниками природы. Они образовались более 260 миллионов лет назад. В палеозойскую эру современные Шиханы были рифами: тогда в этой местности было теплое море. Ученые обнаруживают в скалистых частях Шихан фрагменты древних животных, моллюсков, кораллов и водорослей. Всего шиханов три – это Юрактау, Куштау и Тратау.
До недавнего времени был и четвертый шихан – Шахтау. Но, увы, его переработало стерлитимакское предприятие «Сода». К настоящему времени от Шахтау практически ничего не осталось: на месте шихана находится карьер.
Самый высокий шихан – Тратау (или Торатау). Его высота – 402 метра над уровнем моря, а относительная – 280 метров. Тратау — самый южный из шиханов. Шихан Тратау красуется на гербе города Ишимбай, является символом Ишимбайского района Башкирии. А в прошлом эта гора считалась священной.
Другой шихан – Куштау – самый большой по площади. Он имеет форму вытянутого хребта с тремя вершинами. С башкирскогоКуштау переводится, как Двойная гора. По другой версии, Птица-гора. Со стороны западного и южного склонов гору огибает река Белая.. На шихане Куштау (357 метров) зимой работает горнолыжная трасса. Так что в холодное время года можно не только насладиться видом красивых гор, но и прокатиться по ним на лыжах.
Юрактау - это самая северная гора из Стерлитамакских шиханов. В 1985 году гора Юрактау была объявлена памятником природы регионального значения. Она расположена на высоте 338 метров над уровнем моря, имеет конусообразную форму, склоны довольно крутые. Длина шихана составляет 1 километр, ширина - 850 метров. На склонах горы произрастает множество видов растений, 14 из которых занесены в Красные книги России и Башкортостана.
Учитель:Спасибо. А мы продолжаем. За время путешествия мы очень проголодались. Для этого мы с вами отправимся в ближайший магазин за продуктами.
Задача: День недели - среда. По средам в некоторых магазинах действуют скидки. В нашей копилке 700 руб. Мы решили купить: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находятся магазины со следующими ценами на интересующий товар. Давайте выберем, в какой же магазин нам отправиться за самой выгодной покупкой?
№ |
Наименование товаров |
«Пятёрочка» +5% скидка |
«Магнит» + 10 % |
1 |
Батон |
30 рублей |
33 рублей |
2 |
Буханка черного хлеба |
27 рублей |
28 рублей |
3 |
Пакт кефира |
53 рубля |
59 рублей |
4 |
Упаковка сосисок |
283 рублей |
275 рублей |
5 |
Пряники |
56 рублей |
59 рублей |
Решение:
-
(30+27+53+283+56)*0,95=426,55 (р) стоимость покупки в Пятерочке
-
(33+28+59+275+59)*0,9=408,6 (р) стоимость покупки в Магните
Ответ: самая выгодная покупка в магазине Магнит, 408,6 руб.
(задание оценивается в 5 баллов)
Учитель:время вышло, право открыть следующий пункт нашего путешествия предоставляется следующей команде. Итак, следующий памятник природы который мы свами посетим это Капова пещера или по другому её название пещера Шульганташ.
Выслушаем следующий доклад.(на экране фото )
Сообщение№2:Шульган-Таш
Шульган-Таш
Пещера Шульган-Таш, она же Капова, — одна из крупнейших карстовых пещер Урала. Спелеокомплекс включает в себя три этажа, его ходы протянулись на 3,3 км, площадь пола — 20,2 тыс. кв. м. Помимо сухопутных ходов в нём есть подводные сифоны и подземные озёра. Наскальная живопись эпохи палеолита включает в себя 204 рисунка.созданные примерно 14–17 тысяч лет назад. Большинство изображений носорогов, лошадей и фигур, напоминающих человеческие, сделаны красной охрой, но есть и значительно более редкие — угольные, В пещере остаются на зимовку редкие летучие мыши — водяная и прудовая ночница.
Название "Капова" предположительно произошло от звука постоянно капающей в пещере воды. Второй вариант происхождения — от слова "капище", т.е. "святилище" — есть свидетельства, что в доисторические времена она служила храмом.
Название "Шульган-Таш" происходит от двух башкирских слов — "исчезла" и "камень". Так иносказательно можно описать речку, вытекающую из пещеры и впадающую в Белую, — "исчезнувшая под камень". Ещё одно значение слова "Шульган" — имя богатыря местного эпоса "Урал-Батыр", старшего брата главного героя и повелителя подземного мира.
Учитель:Спасибо. Теперь мы с вами на пути к последнему пункту нашего путешествия и это будет Антонова скала.Чтобы добраться до нее нам нужно сплавиться по реке. Давайте выясним сколько времени у нас займет наше путешествие. А для этого решим задачу
Задача:
Расстояние между двумя пунктами равно12 км. Скорость катамарана в стоячей воде равна 4 км/ч. Сколько времени затратит туристы на путь туда, если скорость течения реки равна 4кмч?
-
4+4=8(км/ч) скорость катамарана по течению
-
12/8 =1,5часа=1час 30мин
( 5 баллов, если ответ1час 30мин )
(4 балла, если ответ 1,5часа)
И так мы добрались до нашей последней остановки, одной из загадочных пещер в Бурзянском районе Башкирии. И хотим выслушать следующий доклад. (на экране фото )
Сообщение№3:Антонова скала.
Антонова скала.
Одной из загадочных пещер в Бурзянском районе Башкирии является пещера Антона, который находится на скале Антона на 1.5 км выше д. Кутаново. О пещере Антона сложено много разных легенд и сказаний местных жителей, передающих из уст в уста более двух с половиной веков.
В мае 1770 году академик и доктор медицинских наук Иван Лепехин рискуя собственной жизнью и жизнью своих товарищей, посещает пещеру, жилище (храм) Антона. Лепехина и его группу, побудили на этот рискованный шаг рассказы местных жителей о загадочном человеке называемый себя Антоном. Из записей дневника академика и доктора медицинских наук Ивана Лепехина застать Антона в жилище ему не удается. Говоря о пещере, Лепехин пишет, что «один из входов в пещеру находится с западной стороны утеса скалы», через которую они ее посетили, что и известно поныне. По описаниям Лепехина в пещере была сложена поленице дров заполнявший весь грот, это значит, что помещение было отапливаемым и дыму из пещеры без второго входа было бы некуда деваться, но по сей день о втором входе ничего не известно.
По рассказам местных жителей Антон, сбежавший где-то из Оренбургской губернии предположительно с большим количеством золота от преследователей, обосновал уединенное жилье в скале на высоте 50 метров. Он выбрал столь трудолюбивый и трудный образ жизни в естественной крепости для своей защиты? Или он был сумасшедший, как говорили о нем местные жители того времени? Мог бы сумасшедший устроить такое жилье со всеми удобствами, колодцем с чистой питьевой водой, выдолбленный в пещере вручную, с тремя отдельными комнатами из обожженного кирпича обитой изнутри хорошо обработанным деревом и с лебедкой для поднятия грузов снизу? Все эти записи Лепехина и рассказы местных жителей вызывают больше вопросов, чем ответов. Кто на самом деле был Антон? Было ли у него золото? Существует ли второй вход в пещеру?
Заключительная часть(3мин)
Учитель:Итак, ребята, наше путешествие подошло к концу, сейчас мы с вами подведем итоги и поздравим победителей, а пока жюри подсчитывает баллы.
давайте вспомним самые запомнившиеся моменты нашего мероприятия, пройдем голосование: Где бы вы хотели побывать большего всего? (проходят голосование с помощью гуглформ с телефона, на компьютере учителя выходит диаграмма с результатами)
(учитель проводит рефлексию, подводит итог занятия)
П риложение
На странице приведен фрагмент.
Автор: Книжник Светлана Викторовна
→ Публикатор 03.03.2023 0 2595 57 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы