Статья "Виды игр, используемых на уроках геометрии в 10 классе"


При использовании метода анализа конкретных ситуации учитель в начале урока просит помочь учащихся решить какую-то задачу. В течении всего урока ученики получают знания необходимые для решения данной ситуации. Например, на теме «многогранники» можно предложить решить следующую задачу. Учитель в начале урока демонстрирует объёмную фигуру икосаэдр и просит сначала сказать, что это за фигура, потом ставит задачу найти её площадь.

На теме «Многогранники» мы предлагаем использовать деловую игру – фирма «Бункер». Учащихся делят на три 3 группы: рабочая группа № 1, рабочая группа № 2, эксперты. В последнюю группы входят «сильные» ученики класса, они должны заранее получить задание, решить его и до начала игры проверить у педагога правильность решения. Группы один и два получают заказ на изготовление бункера призматической формы. Заказчиком выступает учитель, поэтому он озвучивает задачу всему классу. Далее эксперты раздают эскизы бункеров и начинают следить за работой групп, в процессе оценивания их работу. Группы выбирают капитанов, которые будут представлять решение поставленной задачи у доски. Эксперты подводят итог, делают вывод и предлагают заказчику оптимальный вариант.

Для темы «Призма» - ролевая игра, посвященная изучению площади поверхности. Учащиеся выполняют роль строителей и архитекторов. Заранее создается 3D модель здания которое необходимо просчитать. Учащиеся первой группы должны просчитать максимальное количество материала необходимого для выполнения ремонтных работ в доме. Вторая группа должна посчитать сколько по факту потратиться, зная возможные затраты. В конце урока сравниваются ответы. Похожую ролевую игру можно провести на теме «Пирамида». В данном случае учащимся буден необходимо рассчитать крышу какого-либо здания или комнату под крышей дома. На данных уроках можно вводить понятия площадей боковой и полной поверхности многогранника, заранее дети должны знать определение фигур и их основные свойства.

Деловая игра по теме «Пирамида». Суть игры заключается в том, что группы учащихся на время решают задачи Класс разделен на четыре группы. Первоначально играют 2 группы, которые садятся за два стола. Другие две группы рассаживаются за партами. Каждая пара команд садится напротив друг друга. Учитель знакомит играющих с условием задания и отводит на решение 1,5-2 мин. Если учащиеся в течении времени нашли решение этой задачи, они выносят ее на доску. Может случится, что обе группы решили задачи вместе, то обеим засчитывается ее решение. Группа, которая не справиться с какой-нибудь задачей или допустит ошибку из отведенного количества задач (5 задач) покидает игру и ее место занимает другая группа, и играет с победившей группой. Но может оказаться, что все отведенные задачи обе группы решили одновременно, тогда учитель ведет игру дальше, до первой сделанной ошибки или не решенной задачи (но не более 10 задач на тур). Игра продолжается до тех пор, пока команда, решившая больше правильных задач, не побеждает во всех турах. Примеры задач для игры:

  1. В правильной четырехугольной пирамиде плоскость сечения, параллельного основанию, разделила высоту пополам. Найти сторону основания пирамиды, если площадь сечения равна 36. Ответ: 12.

  2. В правильной четырехугольной пирамиде боковое ребро 62, а угол между боковым ребром и плоскостью основания 450. Найти объем пирамиды. Ответ: 144.

  3. Во сколько раз увеличиться объем четырехугольной пирамиды, если сторону основания увеличить в 3 раза, а высоту в 2 раза? Ответ: 18 раз.

  4. Объем правильной четырехугольной пирамиды 18, высота 4. Найти боковую поверхность этой пирамиды. Ответ: 60.

  5. Основанием пирамиды служит прямоугольник со сторонами 18 и 24. Каждое боковое ребро равно 25. Найдите объем пирамиды. Ответ: 2880.

На теме «Многогранники» можно применить игровое проектирование. Данный урок проводится после изучения призм и пирамид, по времени займет два – три академических часа. Класс разделяется на команды по три-четыре человека в каждой. Задание для каждой команды должны быть различными, поэтому лучше если будет несколько запасных кейсов. В начале первого урока учитель сообщает задачу классу, а именно что они должны придумать новую фигуру, состоящую из пирамид и призм, согласно тому заданию, что они вытянут (кейсы). Например, фигуру похожую на домашнее животное или здание будущего. Так же учитель сообщает критерии оценки конечной фигуры: креативность, выполнение всех задач вовремя, логично продуманная защита проекта. На первом уроке учащиеся должны посоветоваться и построить чертеж со всеми вычислениями. На втором – собрать фигуру из домашних заготовок и прописать речь выступления перед классом рассказывая почему выбрали ее и как происходил процесс. На третьем – защита своего проекта перед остальными, по желанию можно пригласить для оценки работ других учителей и администрацию школы.

На темах многогранники, призма и пирамида так же стоит применять метод индивидуальных тренажеров для лучшей эффективности закрепления знаний. Пример приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 – задания для индивидуального тренажера.




Полный текст материала Статья "Виды игр, используемых на уроках геометрии в 10 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Светлана Романовна  Публикатор
28.12.2024 0 63 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК