Урок и презентация «Сказочное путешествие» по теме "Рациональные числа" для 6 класса


Новикова Марина Евгеньевна

Урок математики в 6 классе «Сказочное путешествие».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Действия с рациональными числами”. (Слайд 2)


Образовательные задачи урока: учить составлять различные виды уравнений для решения задач; вырабатывать навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для её решения; формировать навык математического моделирования.


Развивающие задачи урока: развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся, развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; развивать коммуникативную компетенцию учащихся; создать условия для проявления познавательной активности учащихся.


Воспитательные задачи урока: воспитывать культуру умственного труда; воспитывать культуру коллективной работы; воспитывать информационную культуру.


Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.


Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Структура урока: (с просмотром презентации Power Point)


Организационный момент – 3 мин.

Теоретический опрос – 6 мин.

Математический диктант с взаимопроверкой - 5 мин.

Тестовые задания – 3 мин.

Решение задач – 10 мин.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз – 4 мин.

Решение задач (продолжение)– 8 мин.

Рефлексия – 3 мин.

Домашнее задание - 3 мин.


Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в тридевятое царство в тридевятое государство Дроби. Правит этим государством Его Величество – король Знаменатель. Королева Черта и принц Числитель уехали в гости к соседу Делителю. В это время случилась беда. Рассердился придворный Нуль, что ему не победить принца Числителя, и украл знаменитую корону Знаменателя. Загрустил король: принц в отъезде. Кто поможет? Сидит, голову опустив, думу думает. Ребята, давайте поможем Его Величеству. Но для этого нужно преодолеть препятствия, проявив знания, смекалку и умения по теме «Рациональные числа». А Нуль время зря не теряет. Спрятал он заветную корону за семью дверями, за семью замками. (Слайды 3,4)

Возле первой двери черный Ворон сидит. Верный слуга Бабы-Яги с пути истинного нас сбить хочет, запутать, обмануть. Кто верный путь отыщет? Чтобы верный путь отыскать, теорию нужно хорошо знать. (Слайды 5,6)


Вопросы по теории:


Какую прямую называют координатной?

Какие числа называются противоположными?

Что такое рациональные числа.

Что называется модулем числа?

Сформулируйте правило сравнения чисел.

Как сложить два отрицательных числа; два числа с разными знаками?

Как вычитание заменяют сложением?

Назовите формулу для расстояния между двумя точками с заданными координатами.

Как умножить (разделить) одно число на другое?

Что такое бесконечная десятичная дробь?


Учитель: Правильные ответы как стрелы в ворона полетели. Испугался черный ворон, улетел, путь нам освободил ко второй двери. А вторую дверь Кощей Бессмертный сторожит. Ключ в тайнике прячет. А тайник мы можем найти, если пройдем следующее испытание. (Слайды 7,8)


Математический диктант с взаимопроверкой.


Каждому ученику даются два скрепленных листа с копиркой. После того, как диктант будет закончен, учащиеся сдают свои первые листы, а вторые листы отдают соседям по партам. Каждый учащийся проверяет работу своего соседа (ответы показаны на экране). Задание читает учитель по два раза каждое, учащиеся записывают только ответ (Второй вариант записан в скобках).

  1. Какое число на 5 меньше числа -1 (Какое число на 7 больше числа -4)

  2. Сравните числа:-10 и 7 (Сравните числа:-3и 2)

  3. Сравните числа:0 и -6 (Сравните числа:-8 и 0)

  4. Сравните числа:-9 и -7 (Сравните числа:-5 и -8)

  5. Сравните числа:2 и -20 (Сравните числа:-30 и 3)

  6. Чему равна сумма чисел -2 и -7 (Чему равна сумма чисел -5 и -4)

  7. Найти сумму чисел -9 и 9 (Найти сумму чисел -7 и 7)

  8. Найти сумму чисел -1 и 0 (Найти сумму чисел -4 и 0)

  9. Запишите равенство: модуль числа а равен 2 (модуль числа b равен 5)

  10. Решите уравнение: модуль числа x равен 7 (модуль числа y равен 4)

  11. Решите уравнение: модуль числа x равен -3 (модуль числа y равен -6)

Учитель: А Баба Яга времени зря не теряет, возле третьей двери колдовские сети расставляет. Путь свободный вам будет, если слово-пароль отгадаете. (Слайды 9-15)


Тестовые задания.


Вариант 1 Вариант 2


  1. Найдите среди чисел противоположные:


1/3; 3;-7,5; 0; 1,8; -1/3; 7,9; -31/3 1,71; -0,9; -3/4; -1,7; 0;1/4; 3/4; 9,1


к) -7,5 и 7,9 а) –3/4 и 0,3

с) -1/3 и 1/3 м) – 3/4 и 3/4

т) -31/3 и 1/3 в) -0,9 и 0,9

з) 3 и -1/3 з) 1,71 и 1,7


  1. Поставьте в равенстве место * такое число, чтобы получилось верное равенство.


31/3= - * -(-54/9) = *


т) -31/3; а) –13/3; и) -4/9; ж) -54/9

м) 1/13; я) 31/3. д) 4/9; е) 54/9.


  1. Решите уравнение:


-У= -5,16 -Х= -11,13


в) 0 р) 0,16 с) 0,13 т) 11,13

у) 5,16 к) -5,16 о) –11,13 л) -0,13.


  1. Найдите значение выражения - (-С), если


С = -1,73 С = -3,6


п) -1,73 н) 1,73 е) -3 б) 3,6

д) 1,7 в) –1,7 ж) 3 л) -3,6 .


  1. Найдите координату точки А.

м) -2,5 з) -0,5 к) -4 у) -1

в) 1,5 а) -1,5 а) -2 о) -3


(Ступа) (Метла)


Учитель: Вот лиса Алиса да кот Базилио на горизонте появились. Просят выкуп с вас, да не простой, а золотой. Сколько золотых просят разбойники? (Слайд 16)

Используя свойства умножения, вычислите наиболее простым способом:

.

Учитель: У пятой двери Карабас Барабас сидит, ключ в руке держит. Только получит его тот, кто отгадает, сколько новых кукол в театре Карабаса Барабаса. Решив уравнения и сложив его корни, вы получите правильный ответ. (Слайд 17)

а) х+3,7= - 2,3 в) х*(- 2,1)= -16,8

б) х-(-1,7) = 3,7 г) -7,8:х= 3,9


Минутка отдыха. Гимнастика для глаз. (Слайд 18)


  1. Вертикальные движения глаз вверх- вниз.

  2. Горизонтальное вправо – влево.

  3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

  4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.

  5. Глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.


Учитель: Змей Горыныч возле шестой двери сидит, не пускает. Трехголовый загадку загадывает: Баба Яга летит к Змею Горынычу. В первый час она пролетела 178 верст, а во второй – на 18 верст меньше. Сколько верст пролетела Баба Яга за два часа? Выразите ее путь в километрах, если 1 верста = 1 км 67 м. (Слайд 19)


Учитель: Вот мы и до последней двери добрались, возле которой Царевна-Несмеяна слезы льет. Закапризничала, не открывает последнюю дверь. Разгадать её загадки просит: вместо многоточия подставить число прописью, чтобы получить число. (И…рия, ви…ра, …котаж, и…к, …тон, с…жка, …буна, про…р, …а, те…, сви…к, …очество, р…а, …я) (Слайд 20)


Рефлексия.


Домашнее задание. (Слайд 21)

Придумать задачу со сказочными персонажами.



Слайд 1
Слайд 2
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Действия с рациональными числами”. Образовательные задачи урока: учить составлять различные виды уравнений для решения задач; вырабатывать навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для её решения; формировать навык математического моделирования.   Развивающие задачи урока: развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся, развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы; развивать коммуникативную компетенцию учащихся; создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
 Какие числа называются противоположными?  Что такое рациональные числа?  Что называется модулем числа?  Сформулируйте правило сравнения чисел.  Какую прямую называют координатной?  Как сложить два отрицательных числа; два числа с разными знаками?  Как вычитание заменяют сложением?  Назовите формулу для расстояния между двумя точками с заданными координатами.  Как умножить (разделить) одно число на другое?  Что такое бесконечная десятичная дробь?
Слайд 7
Слайд 8
1. -6 1. -3 2. Меньше 2. Меньше 3. Больше 3. Меньше 4. Меньше 4. Больше 5. Больше 5. Меньше 6. -9 6. -9 7. 0 7. 0 8. -1 8. -4 9. |a |=2 9. |b |=5 10. 7;-7 10. 4;-4 11. Нет решений 11. Нет решений
Слайд 9
Слайд 10
Вариант 1 Вариант 2 1.Найдите среди чисел противоположные 1/3; 3;-7,5; 0; 1,8; -1/3; 7,9; -31/3 1,71; -0,9; -3/4; -1,7; 0; 1/4; 3/4; 9,1 к) -7,5 и 7,9 с) -1/3 и 1/3 т) -31/3 и 1/3 а) –3/4 и 0,3 м) – 3/4 и 3/4 в) -0,9 и 0,9 з) 3 и -1/3 з) 1,71 и 1,7
Слайд 11
2. Поставьте в равенстве место * такое число, чтобы получилось верное равенство. 31/3= - * т) -31/3; а) –13/3; м) 1/13; я) 31/3. -(-54/9) = * и) -4/9; ж) -54/9 д) 4/9; е) 54/9.
Слайд 12
3. Решите уравнение -У= -5,16 в) 0 р) 0,16 у) 5,16 к) -5,16 -Х= -11,13 с) 0,13 т) 11,13 о) –11,13 л) -0,13
Слайд 13
4.Найдите значение выражения - (-С) , если С = -1,73 п) -1,73 д) 1,7 н) 1,73 в) –1,7 С = -3,6 е) -3 ж) 3 б) 3,6 л) -3,6
Слайд 14
5.Найдите координату точки А -4 А м) -2,5 в) 1,5 4 з) -0,5 а) -1,5 -4 А к) -4 а) -2 4 у) -1 о) -3
Слайд 15
Правильные ответы: Вариант 1 Вариант 2 СТУПА МЕТЛА
Слайд 16
11 11 11 1 -1 *(-7 )+(-1 )*2 15 13 13 15
Слайд 17
а) Х+3,7= -2,3 б) Х-(-1,7)=3,7 в) Х*(-2,1)=-16,8 г) -7,8:X=3,9
Слайд 18
Слайд 19
Баба Яга летит к Змею Горынычу. В первый час она пролетела 178 верст, а во второй – на 18 верст меньше. Сколько верст пролетела Баба Яга за два часа? Выразите ее путь в километрах, если 1 верста = 1 км 67 м.
Слайд 20
Слайд 21
составьте задачу со сказочными персонажами.
Слайд 22
Интернет-ссылки картинок: http://s230.photobucket.com/albums/ee253/idapaola97/ http://www.prikl.ru/forum/index.php?showuser=9070 http://www.lol54.ru/index.php?newsid=45792 http://www.openclass.ru/comments_all?page=45 также картинки взяты с игры «Баба Яга» творческой студии COM.MEDIA,2003

Полный текст материала Урок и презентация «Сказочное путешествие» по теме "Рациональные числа" для 6 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Марина Евгеньевна  nowmarina4382
14.01.2011 9 28834 4652

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК