Разработка урока математики в 6 классе "Нахождение числа по его дроби"


Автор:

Армянинова Наталья Михайловна

учитель математики и информатики

МОБУ Кельтеевская СОШ республики Башкортостан


Ссылка на материал:

http://pedsovet.su/load/136-1-0-9175

Урок математики в 6 классе по теме:

«Нахождение числа по его дроби»


Прежде чем решать задачу – прочитай условие

Жак Адамар




Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

  • формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;

  • развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;

  • развитие логического мышления;

  • воспитание познавательного интереса.

  • развитие индивидуальных способностей учащихся

Структура урока: 1. организационный момент

2. актуализация опорных знаний

3. обобщение и закрепление знаний

4. формирование умений применять полученные знания при выполнении индивидуальных заданий

5. подведение итогов урока, постановка задания на дом


Ход урока

1.Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим заключительный урок по теме «Деление дробей». На следующем уроке вам предстоит писать контрольную работу по данной теме. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы повторить и обобщить все знания по теме «Деление дробей» чтобы подготовиться к контрольной работе. Во время урока мы совершим восхождение по лестнице успеха. (На доске вывешивается плакат с изображением лестницы рис.1)

Зачем это нужно знать?


Сами умеем

Дружно все вместе


Это ты можешь


Вспомним




Рис.1


Нам предстоит шаг за шагом подниматься по ступеням этой лестницы. И только в случае, если мы пройдем по всем ступеням, нас ждет успех. Поднимаясь, мы будем повторять изученный материал, и использовать свои знания при выполнении различных заданий.

Итак, запишите в тетрадях дату и тему урока.


2. Актуализация опорных знаний.

Я предлагаю шагнуть на первую ступеньку «Вспомни» и ответить на вопросы:

  • Как сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями?

  • Как перемножить обыкновенные дроби?

  • Как разделить обыкновенные дроби?

  • Как найти дробь от числа?

  • Как найти число по его дроби?

  • Назови число, обратное ; 12;

  • Как выполнить деление смешанных чисел?

  • Переведите в неправильную дробь

( задание выполнить на доске и в тетрадях).



Так как при деление обыкновенных дробей, смешанных чисел все в конечном итоге сводится к умножению дробей, то поднимаясь на вторую ступеньку «Это ты можешь», восстановим цепочку вычислений (устно):

3. Решение задач. Образец комплексного применения знаний

Поднимаемся на третью ступень «Дружно все вместе» ( у доски работают по два ученика при выполнении каждого задания, класс разбивается на варианты: I вариант работает вместе с одним учеником, стоящим у доски, II вариант выполняет задание вместе со вторым учеником)

- Найди значение числового выражения (в задании умышленно предлагается выполнять и умножение и деление):

а) 2 : 4 2 а) 5 2 :

б) 1 3 : 3 б) 3 ( 2 : 5 )


- Реши уравнения:




Дорогие ребята! Мы уже преодолели половину пути, но впереди еще много трудностей, поэтому самое время немного отдохнуть и провести физкультминутку.

Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращения туловищем вправо и влево.


  1. - правильная дробь.

  2. - несократимая дробь.

  3. - несократимая дробь.

  4. - неправильная дробь.

  5. - сократимая дробь.

  6. - правильная дробь.


На доске задача: “В хоре 80 учащихся, из них – мальчики. Сколько мальчиков в хоре?”.

Заполнение таблицы:


Всё число

Дробь от числа

Значение дроби от числа

Решение задачи

Нахождение дроби от числа

80

?

80 • = 20

Нахождение числа по его дроби

?

20

20 : = 80

Вопросы к задаче:

  1. Что есть всё число в задаче? (Всего учащихся)

  2. Известно ли оно? (80)

  3. О какой дроби от числа говорится в задаче? ( )

  4. Известно ли значение этой дроби? (Нет, его надо найти)

  5. О каком типе задач идёт речь? (Нахождение дроби от числа)

Другая задача: “В хоре 20 мальчиков, что составляет всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?”.

Открывается вторая часть таблицы.

Вернёмся к эпиграфу “Прежде чем решать задачу – прочитай условие”, а я добавляю: и определи, к какому типу она относится, затем решай.

4. Формирование умений применять полученные знания при выполнении индивидуальных заданий.

Теперь все отдохнули и можно продолжить путь. Шагаем на четвертую ступень «Сами умеем». Каждому из вас предстоит самостоятельно решить по одной задаче.

Учитель: Эпиграфом урока стали слова одного известного человека. Кто сказал их? Давайте отгадаем по шифрограмме.

Работа в парах. Каждой паре даётся задача, по ответу выбирается соответствующая буква.

Задачи:

    1. Девочка прочитала книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?(120 : = 120 • = 160) (Ж)

    2. Белка всего заготовила 600 орехов. В первую неделю она собрала 20% всех орехов. Сколько собрала белка в первую неделю? (60 • 0,2 = 12) (А)

    3. Найдите число х, от которого равна . ( : = ) (К)

    4. Девочка собрала 40 слив, что составило всех слив. Сколько слив было собрано всего? (40 : = 120) (А)

    5. Мама купила 6 кг конфет. Витя сразу же съел всех конфет и ему стало плохо. После какого количества конфет у Вити разболелся живот? (6 • = 4) (Д)

    6. Мальчик собрал 80 орехов, что составляет всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано? (80 : = 80 • = 120) (А)

    7. В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила всех кур. Сколько кур утащила лиса? (40 • = 15) (М)

    8. Алиса упала в сказочный колодец и за 1 минуту пролетела 90 м. Какова глубина колодца, если за 1 минуту Алиса пролетела всего расстояния? (90 : = 120) (А)

    9. Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу? (6 : = 6 • =10) (Р)

1

2

3

 

4

5

6

7

8

9

ж

а

к

а

д

а

м

а

р

Учитель: Правильно ребята. Это Жак Адамар.

Историческая справка:

Жак Саломон Адамар – французский математик, родился в декабре 1865 года в Версале. В детстве увлекался языками. Победил на конкурсе знатоков греческого и латинского языков. Среднее образование получил в лицее Людовика Великого. Высшее образование в Париже. Был избран членом Французской Академии наук. Его интересы не ограничивались только одной наукой математикой. Он был блистательным учёным во многих областях. Жаку Адамару в 1892 году была присвоена степень доктора философии. Он занимался теорией чисел, дифференциальным уравнениями, теорией аналитических функций.

V. Подведение итогов

  1. Выставление оценок.

  2. Какие типы задач сегодня на уроке мы решали?

  3. Чем отличаются и что общего в условиях этих задач?

Работающие активно во время урока и у доски ученики получают оценки.

Задание на дом.












































  1. Девочка прочитала книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?


  1. Белка всего заготовила 600 орехов. В первую неделю она собрала 20% всех орехов. Сколько собрала белка в первую неделю?


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Найдите число х, от которого равна .

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Девочка собрала 40 слив, что составило всех слив. Сколько слив было собрано всего?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Мама купила 6 кг конфет. Витя сразу же съел всех конфет и ему стало плохо. После какого количества конфет у Вити разболелся живот?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Мальчик собрал 80 орехов, что составляет всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила всех кур. Сколько кур утащила лиса?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Алиса упала в сказочный колодец и за 1 минуту пролетела 90 м. Какова глубина колодца, если за 1 минуту Алиса пролетела всего расстояния?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





















Прежде чем решать задачу – прочитай условие.





















































Жак Адамар



Цели:

  • формирование умений и навыков в решении задач по данной теме;

  • развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу;

  • развитие логического мышления;

  • формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;

  • воспитание познавательного интереса.

Тип урока: комплексное применение знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка настроения: приём “Мордашки” (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению).

II. Мотивация и сообщение темы и цели урока

Учитель: Начнём мы сегодня наш урок с отгадывания ребуса.

Появляется ребус.

Ученики: Дробь.

Учитель: Правильно, ребята, это слово дробь. Дроби применяются при решении различных типов задач. Я прочитаю вам стихотворения, а вы догадайтесь какие типы задач, с использованием дроби, мы сегодня будем решать.

Дробь от числа хотим найти
Не надо никого тревожить
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.

Cтихотворение крепится на доске.

Ученики: Задачи на нахождение дроби от числа.

Учитель: Верно.

Если вы должны найти
Число по его дроби
То на дробь вы поделите
Значенье данной дроби.

Ученики: Задачи на нахождение числа по его дроби.

Учитель: Правильно, ребята. Мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Также научимся анализировать условие различных задач и относить их к тому или иному типу.

III. Актуализация и коррекция опорных знаний

Учитель: Но, чтобы решать данные задачи, вы должны уметь выполнять различные действия с дробями.

На доске записаны дроби:

, , , , , .

Вопросы:

  1. Назовите правильные дроби. Как определяли?

  2. Назовите неправильные дроби. Как определяли?

  3. Выделите целую часть у неправильных дробей.

  4. Найдите произведение 1 и 3 дробей. Каким правилом пользовались?

  5. 5. Разделите третью дробь на пятую. Какое правило применяли?

  6. Назовите равные дроби.

  7. Переведите 20%, 13%, 5%, 10%, 75%, 4% в десятичные дроби.

Учитель: Ребята, а сейчас вам предстоит покорение горы. Вот эта гора (плакат на доске). Посмотрите, какие у неё склоны, крутые и рудные, но тот, кто вооружён знаниями, с лёгкостью покорит эту гору. Работаем по вариантам. Выполнив действие, результат записывается в окно, находящееся выше. Тот, кто первый заберётся на гору, сможет сравнить свой полученный результат с правильным ответом, записанном на флажке.

IV. Образец комплексного применения знаний

На доске задача: “В хоре 80 учащихся, из них – мальчики. Сколько мальчиков в хоре?”.

Заполнение таблицы:

Тип задачи

Всё число

Дробь от числа

Значение дроби от числа

Решение задачи

Нахождение дроби от числа

80

?

80 • = 20

Нахождение числа по его дроби

?

20

20 : = 80

Вопросы к задаче:

  1. Что есть всё число в задаче? (Всего учащихся)

  2. Известно ли оно? (80)

  3. О какой дроби от числа говорится в задаче? ( )

  4. Известно ли значение этой дроби? (Нет, его надо найти)

  5. О каком типе задач идёт речь? (Нахождение дроби от числа)

Другая задача: “В хоре 20 мальчиков, что составляет всех учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?”.

Открывается вторая часть таблицы.

Вернёмся к эпиграфу “Прежде чем решать задачу – прочитай условие”, а я добавляю: и определи, к какому типу она относится, затем решай. Все вы знаете игру “Третий лишний”.

; ;


1 ; ; 2


Прочитайте задачи и выясните, какая из них лишняя:

  1. Заяц с черепахой бежали кросс. Черепаха проползла 3 м, что составило 5% всей дистанции. Сколько метров осталось проползти до финиша? (57 м)

  2. Семья ежей собрала 50 грибов. Самый маленький ёж собрал 6% всех грибов. Сколько грибов собрали остальные ежи? (47 гриба)

  3. В одном ящике 5 кг винограда, что на 2 кг меньше, чем в другом. Сколько килограммов винограда в двух ящиках?

Ученики выбирают лишнюю задачу (2), решают её устно.

Учитель: Измените формулировку задачи так, чтобы она стала задачей второго типа.

Первую и третью решают по вариантам самостоятельно (двое на закрытой доске).

V. Физкультминука

Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

VI. Самостоятельное применение знаний

Учитель: Эпиграфом урока стали слова одного известного человека. Кто сказал их? Давайте отгадаем по шифрограмме.

Работа в парах. Каждой паре даётся задача, по ответу выбирается соответствующая буква.

Задачи:

    1. Девочка прочитала книги, что составляет 120 страниц. Сколько страниц в книге?(120 : = 120 • = 160) (Ж)

    2. Белка всего заготовила 600 орехов. В первую неделю она собрала 20% всех орехов. Сколько собрала белка в первую неделю? (60 • 0,2 = 12) (А)

    3. Найдите число х, от которого равна . ( : = ) (К)

    4. Девочка собрала 40 слив, что составило всех слив. Сколько слив было собрано всего? (40 : = 120) (А)

    5. Мама купила 6 кг конфет. Витя сразу же съел всех конфет и ему стало плохо. После какого количества конфет у Вити разболелся живот? (6 • = 4) (Д)

    6. Мальчик собрал 80 орехов, что составляет всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано? (80 : = 80 • = 120) (А)

    7. В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила всех кур. Сколько кур утащила лиса? (40 • = 15) (М)

    8. Алиса упала в сказочный колодец и за 1 минуту пролетела 90 м. Какова глубина колодца, если за 1 минуту Алиса пролетела всего расстояния? (90 : = 120) (А)

    9. Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить этой работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу? (6 : = 6 • = 10) (Р)

1

2

3

 

4

5

6

7

8

9

ж

а

к

а

д

а

м

а

р

Учитель: Правильно ребята. Это Жак Адамар.

Историческая справка:

Жак Саломон Адамар – французский математик, родился в декабре 1865 года в Версале. В детстве увлекался языками. Победил на конкурсе знатоков греческого и латинского языков. Среднее образование получил в лицее Людовика Великого. Высшее образование в Париже. Был избран членом Французской Академии наук. Его интересы не ограничивались только одной наукой математикой. Он был блистательным учёным во многих областях. Жаку Адамару в 1892 году была присвоена степень доктора философии. Он занимался теорией чисел, дифференциальным уравнениями, теорией аналитических функций.

VII. Подведение итогов

  1. Выставление оценок.

  2. Какие типы задач сегодня на уроке мы решали?

  3. Чем отличаются и что общего в условиях этих задач?

VIII. Задание на дом

Домашнее задание творческое: каждому ученику нужно составить по одной задаче каждого типа.

IХ. Этап рефлексии

Учитель: У каждого из вас на столе карточки (зелёная, жёлтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

  • Карточка зелёного цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.

  • Карточка жёлтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

  • Карточка красного цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.


























7


Слайд 1
«Нахождение числа по его дроби.» 6 класс
Слайд 2
Цели урока: • формирование умений и навыков в решении задач по теме «Нахождение числа по его дроби», «Нахождение дроби от числа»; • развитие умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу; • развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы, вычислительных навыков.
Слайд 3
«Вспомни» и ответить на вопросы: • • • • • • • • Как сложить (вычесть) дроби с разными знаменателями? Как перемножить обыкновенные дроби? Как разделить обыкновенные дроби? Как найти дробь от числа? Как найти число по его дроби? 2 3 1 Назови число, обратное ; 12; 3 7 Как выполнить деление смешанных чисел? 1 8 4 2 Переведите в неправильную дробь 7 13 ( задание выполнить на доске и в тетрадях). 31.10.20 3
Слайд 4
«Это ты можешь» 1 3  1 6 1  2 6 3  1 1 2 3 4 1 4 4  5 1  2 6 :2 1 2 5 5 6 1 8 3 5 1 : 3 3  8 :8 2  2 1 2 1 2 2  3 1 2 0,25 3 1 3
Слайд 5
«Дружно все вместе» Вариант 1 1. Найдите значение числового выражения: 1. 2. Решите уравнение: 2. Решите уравнение: 1 1 1 2 : 4 2  7 6 3 4 1 4 1 3 : 3  11 7 7 9 1 a a 5 16 4 1 2 3.Найди: 7; от 28 9 12 4. 35числа равны 36, чему равно само число? Вариант 2 Найдите значение числового выражения: 1 1 4 5 2 :  3 4 5 1  3 1 3  2 :5   3  4 2 2 1 2 5  1 x 1 14 3 21 3. Найдите: 5; 9 3от 63. 7 19 4. 37 Числа равны 38, чему равно само число?
Слайд 6
«Дружно все вместе» 1 1)В хоре 80 учащихся, из них – мальчики. Сколько мальчиков в хоре? 4 2) В хоре 20 мальчиков, что составляет всех 1 учащихся в хоре. Сколько всего учащихся в хоре?”. 4 Тип задачи Нахождение дроби от числа Нахождение числа по его дроби Всё число Дробь от числа Значение дроби от числа 80 1 4 ? ? 1 4 20
Слайд 7
«Сами умеем»
Слайд 8
«Немного истории» Жак Саломон Адамар – французский математик, родился в декабре 1865 года в Версале. В детстве увлекался языками. Победил на конкурсе знатоков греческого и латинского языков. Среднее образование получил в лицее Людовика Великого. Высшее образование в Париже. Был избран членом Французской Академии наук. Его интересы не ограничивались только одной наукой математикой. Он был блистательным учёным во многих областях. Жаку Адамару в 1892 году была присвоена степень доктора философии. Он занимался теорией чисел, дифференциальным уравнениями, теорией аналитических функций. Хотя умножение в старину и считалось нелёгким делом, однако деление было ещё сложнее. В Италии до сих пор сохранилась поговорка: «Трудное дело деление». Так обычно говорят, когда оказываются перед почти неразрешимой проблемой. В средние века людей, умеющих производить деление, можно было пересчитать по пальцам. Они переезжали из города в город по приглашению купцов, желающих привести в порядок свои счета.
Слайд 9
«Проверь себя» Один ученик в каждом из данных примеров допустил ошибку. Помоги ему, найди ошибку. 1) 2) 3) 7 2 7•2 7 : = = 8 3 8 • 3 12 2 4 3 4 2 : = • = 3 9 2 9 3 5 13 45 45 45 16 1 5 :2 = : = • = 8 16 8 16 8 45 2
Слайд 10
Домашнее задание. № 689 № 691

Полный текст материала Разработка урока математики в 6 классе "Нахождение числа по его дроби" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Армянинова Наталья Михайловна  hhhh
16.01.2011 2 5640 961

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК