Урок математики "Решение задач по теме "Проценты" для 6 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чукальская основная общеобразовательная школа» Краснослободского района Республики Мордовия
Урок с применением
здоровьесберегающих технологий
Провела: учитель математики
Николина Г.В.
Математика – 6
Проблема: «Жить или курить?».
Форма урока: урок-повторение.
Слайд №2
Цели урока:
Развитие познавательного интереса к вычислению процентов;
Отработка практических навыков при вычислении процентов;
Развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора;
Пропаганда здорового образа жизни на уроках математики.
Слайд №3
Задачи:
образовательная:
углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач;
развивающая:
развитие умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширение знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни»;
воспитательная:
воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, формирование сознательного понимания актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?».
План урока:
Организационный момент - 2 мин.
Повторение «Зарядка для ума».– 3 мин.
Тест с сигнальными карточками – 5 мин.
Решение задач– 15 мин.
Минутка здоровья – 2 мин.
Устная работа - 4 мин.
Самостоятельная работа – 10 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Итог урока – 2 мин.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради.
Ход урока.
I. Вступительное слово.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его, обсуждая тему, которая в настоящее время является одной из самых актуальных для нашего общества. Это – курение. Мы узнаем о том, как вредно курение для нашего организма.
Учёные, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека. Приобщение к табаку начинается всё в более раннем возрасте. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2 – 3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. По статистике, больше всех в мире курят россияне. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. На сегодняшний день в России курят две трети мужчин и около одной трети женщин. И это не предел.
Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем – модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?».
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов.
II. Повторение. Слайд №4.
Учитель: Проведём «Зарядку для ума». (Учащиеся отвечают «цепочкой»):
1.
Замените проценты десятичной
дробью:
1) 3% = 0,03
4) 1,3%= 0,013
2) 43% = 0,43
5) 76% = 0,76
3) 11% = 0,11
6) 237% = 2,37
2. Замените десятичные дроби процентами:
1) 0,09 = 9%
4) 1,01 = 101%
2) 0,34 = 34%
5) 0,002 = 0,2%
3) 6,5 = 650%
6) 0,007 = 0,7%
3. Переведите обыкновенные дроби в
проценты:
Слайд №5
III. Тест с сигнальными карточками.
Учитель: По данным экспертов, табачный дым содержит 4000 вредных химических веществ, разрушающих организм. Среди них никотин один из сильнейших известных ядов, который вызывает физическую зависимость.
Ребята, (Слайд №6) давайте определим % содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дёгтя, окиси углерода, полония 210, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дёгтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет от количества табачного дёгтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.
Ответ: синильная кислота-1%, табачный деготь- 15%, окись углерода – 9%, полоний 210-6%
Учитель: Все ядовитые вещества разрушительно влияют на организм человека. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение - причина таких болезней, как рак лёгких, сердечные заболевания, эмфизема, хронический бронхит, язва желудка, инсульт, болезни ног.
От причин, связанных с потреблением табака, ежегодно умирают 300 тысяч человек. При сохранении существующих тенденций в будущем цифры эти будут расти. Ожидается, что к 2030 году потребление табака будет уносить по 10 миллионов жизней в год и станет самой распространенной причиной смертности среди совершеннолетних.
Невольно возникает вопрос: почему же всё-таки люди курят?
(Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)
IV. Решение задач. Слайд №7
Задача №1: Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 10%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.
Ответ: 332.
Вывод: третья часть учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
Слайд №8 Известно, что курить - здоровью вредить.
Это нужно запомнить!
Курение загрязняет лёгкие.
Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.
Курение затрудняет нормальную работу сердца.
От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах
Задача №2: Слайд №9 При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?
Ответ: 2 заболевания- 14 учащихся; 1 заболевание – 6 учащихся.
Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?
Задача №3: Слайд №10 Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет (47,6 года).
Учитель: Дети, рождённые в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.
Учитель: Давайте посчитаем средний вес новорожденного ребёнка, если родители курят.
Задача №4. Средний вес новорожденного ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать – меньше на 300г.
Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:
а) курит папа;
б) курит мама.
Ответ округлите до единиц. (≈4%, ≈9%).
Учитель: Ребята, я думаю, что вы согласитесь с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придётся расплачиваться за легкомыслие родителей.
V. Слайд №12 Минутка здоровья. Пальчиковая гимнастика.
Доброе утро, здравствуй, Иван,
Доброе утро, здравствуй, Степан,
Доброе утро, здравствуй, Сергей,
Доброе утро, здравствуй, Андрей,
Доброе утро, здравствуй, Антон.
VI. Устная работа.
Учитель: Во всем мире идёт борьба с курением. В 140 странах мира были приняты законы, ограничивающие курение. 31 мая является всемирным днем без табака, который был провозглашён Всемирной организацией здравоохранения в 1988 году. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. В Америке некоторые фирмы вообще отказываются брать на работу курильщиков. Давайте выполним задачу и узнаем причину этого.
Задача №5 Слайд №13. Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у неё будет 4% ошибок.
Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у неё ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше? (32 ошибки; 48 ошибок).
Учитель: Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека.
VII. Самостоятельная работа. Слайд №14
Задача №6. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 2005 году из 100 мужчин курили 65, а из 100 женщин – 30. На основе полученной информации определить количество курящих на конец 2009 года. (Ответ округлить до целого числа). (1-й вариант – мужчин, 2-й – женщин).
Слайд №15 (Ученики выполняют взаимопроверку и делают выводы).
Ответ: 73 мужчины; 34 женщины.
Учитель: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от дымящей сигареты.
Довольно громкий скандал произошёл в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак лёгких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.
Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение».
VIII. Домашне задание. Слайд №16
Учитель: Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Давайте запишем домашнее задание.
Задача:: Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 20 рублей, ежемесячная зарплата 5000руб. (в месяце 30 дней).
Домашнее задание ученики записывают в тетради.
IX. Итог урока. Слайд №17
Учитель: А теперь давайте подведём итог нашего урока. Как вы думаете, все поставленные цели были выполнены?
Дайте оценку своей работы на уроке.
(Ученики подводят итог урока).
Ребята, мне было очень приятно с вами
работать. Но нам осталось сделать вывод,
который необходим каждому из нас: «Модно?
Полезно? Стоит ли начинать? А всё-таки
– жить или курить?» Давайте выберем тот
верный ответ, что необходим каждому из
нас. Слайд №18
Вывод: Здоровье
– самый лучший друг,
Оно у
каждого вокруг,
Кто любит
спортом заниматься
И утром
бодрым просыпаться.
Кто любит
фруктов много есть,
Ведь
витаминов в них не счесть!
Здоров лишь тот, кому не лень
Гулять на воздухе весь день.
Здоровье будет пусть у всех,
Здоровье – это ваш успех!
Учитель: Я надеюсь, что сведения, которые вы сегодня услышали на уроке, пригодятся вам в жизни. Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред.
Спасибо за урок. До свидания.
Литература:
1. И. М. Тараданова, О. Н. Моисеева Мир без наркотиков. Омск, 2003
2. В. Н. Ягодинский Школьнику о вреде никотина и алкоголя. Книга для учащихся. Минск, 1986
3. Бросил курить — получи 1000!// Здоровье. 1998. № 6
4. А. Г. Хрипкова Д. В. Колесов Гигиена и здоровье школьника. М. Просвещение, 1988
Газета «Биология», 1997. № 36
Источники материалов:
http://www.altay.kz/wp-content/uploads/kyrenie.jpg
На странице приведен фрагмент.
Автор: Николина Галина Викторовна
→ 281064 06.02.2011 5 33612 2254 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.