Разработка интегрированного урока в 5 класса по теме "Древний Египет и математика"
Разработка интегрированного урока в 5 классе
Урок подготовила: Еремеева Елена Александровна, учитель математики МОУ Троицко – Сунгурской СОШ Новоспасского района Ульяновской области.
Тема урока: Древний Египет и математика.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Все действия с натуральными числами» и по истории по теме «Древний Египет», показать связь математики и истории.
Задачи урока:
образовательные:
повторить все действия с натуральными числами;
повторить формулу для нахождения периметра прямоугольника;
рассмотреть решение практических задач;
повторить основные знания по теме «Древний Египет» (основные занятия египтян)
развивающие:
развитие познавательного интереса к математике и истории;
развитие логического мышления и внимательности;
развитие умений рассуждать и анализировать;
воспитательные:
привитие навыков работы в группе.
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения разделов по математике «Все действия с натуральными числами» и по истории «Древний Египет»
Тип урока: интегрированный
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрации, практическая работа.
Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная.
Возраст учащихся: 5 класс
Оборудование:
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация, подготовленная в MS PowerPoint;
макет пирамид.
Ход урока
Организационный момент
Этап 1. Развитие вычислительных навыков. Древний Египет и Междуречье — государства глубокой древности.
Учитель математики. Решив эти примеры, вы получите слово.
1) 347-23-247-23; 2)157-2-5;
3) 3248 - (248 + 700); 4) 93 • 8;
5) (547 + 389) - 247; 6) 4-189-25.
Е |
И |
М |
С |
Ф |
1570 |
689 |
2300 |
18 900 |
744 |
Учитель истории. Итак, ребята, какое слово вы получили? (Учащиеся называют слово «Мемфис».) Расскажите о государстве, столицей которого был этот город, покажите его на карте. А когда образовался Египет?
Карта Древнего Египта
(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)
Учитель математики. 3000 лет до нашей эры...
1. Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? Сосчитайте, сколько это месяцев?
[1) 3000 + 2008 = 5008; 2) 5008 · 12 =60096 .]
2. Скажите, сколько поколений сменилось с тех пор, если считать средний уровень продолжительности жизни равным 60 годам?.
[5008 : 60 = 83 (поколения).]
Этап 2. Решение уравнений. Основные профессии Египта и Междуречья
Учитель математики. А теперь, ребята, решив уравнения, назовите, пожалуйста, две профессии, которые были распространены в Древнем Египте. Давайте посоревнуемся. Задания даны отдельно для девочек и мальчиков.
Задание для мальчиков:
а) х - 18 = 93;
б) 50x = 350;
в) 30:x =2;
г) x:25= 50;
д) 471- х = 29;
е)475 + х = 526.
А |
Г |
Н |
0 |
Р |
Ч |
442 |
111 |
15 |
7 |
51 |
1250 |
Задания для девочек:
а) х + 27 = 115;
б) 25у = 150;
в) а : 48 = 2;
г) 54 : у = 18;
д) z - 64 = 46;
е) 585 - х = 38.
В |
Е |
И |
л |
р |
Ю |
6 |
96 |
100 |
3 |
547 |
88 |
Учитель истории. Далее учитель истории обращается к учащимся с просьбой рассказать о профессиях гончара и ювелира, назвать еще профессии, которые были распространены в Египте. Ученики кратко характеризуют эти профессии. Среди названных профессий должна быть профессия строителя: сооружения, построенные в Древнем Египте, удивляют мир до сих пор. Что это за сооружения?
Горшечники.
Древнеегипетская роспись
Золотая маска Тутанхамона,
шедевр ювелиров
Этап 3. Профессии Египта и математика
Строительство дома.
Древнеегипетская роспись.
Большой сфинкс на фоне пирамиды
(Школьная энциклопедия /том: история Древнего мира)
Учитель математики. Итак, ребята, а какие профессии опираются на математические знания? Почему гончарам и строителям была нужна математика? Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись при этом на 5000 лет назад.
1. По моделям, которые вы получили (учитель математики раздает модели пирамид, пока ученики работают с учителем истории), найдите площадь основания пирамид, выполнив необходимые измерения.
2. Вычислите площадь основания самой большой пирамиды — пирамиды Хеопса. Вспомним, каковы размеры этой пирамиды. (Учащиеся называют высоту пирамиды и периметр основания, об этом говорится в учебнике истории.)
Учитель истории. Рассказывает о пирамиде Хеопса (просмотр видеофильма)
Учитель математики. Вычислить, во сколько раз площадь основания пирамиды Хеопса больше площади основания модели.
Писец
(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)
Задача. Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л и 15 сосудов по 30 л каждый?
(ответ: 190)
Этап 4. Исторические даты в уравнениях
Учитель истории. Знание истории — это и знание основных дат.
Учитель математики. На доске — два уравнения. Корни этих уравнений — числа, знакомые вам из истории. Решив эти уравнения, ответьте, чем знамениты эти даты.
(Учащиеся решают уравнения по группам)
Решив эти уравнения, учащиеся получают корни: 1500. Затем учащиеся отвечают на вопрос учителя истории о том, что происходило в эти годы.
Карта завоевательных походов египтян
(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)
Итоги, выводы, оценки.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Еремеева Елена Александровна
→ elena05121981 07.02.2011 6 8642 1030 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.