Разработка интегрированного урока в 5 класса по теме "Древний Египет и математика"



Разработка интегрированного урока в 5 классе

Урок подготовила: Еремеева Елена Александровна, учитель математики МОУ Троицко – Сунгурской СОШ Новоспасского района Ульяновской области.

Тема урока: Древний Египет и математика.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Все действия с натуральными числами» и по истории по теме «Древний Египет», показать связь математики и истории.

Задачи урока:

образовательные:

  • повторить все действия с натуральными числами;

  • повторить формулу для нахождения периметра прямоугольника;

  • рассмотреть решение практических задач;

  • повторить основные знания по теме «Древний Египет» (основные занятия египтян)

развивающие:

  • развитие познавательного интереса к математике и истории;

  • развитие логического мышления и внимательности;

  • развитие умений рассуждать и анализировать;

воспитательные:

  • привитие навыков работы в группе.

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения разделов по математике «Все действия с натуральными числами» и по истории «Древний Египет»

Тип урока: интегрированный

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрации, практическая работа.

Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная.

Возраст учащихся: 5 класс

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация, подготовленная в MS PowerPoint;

  • макет пирамид.

Ход урока

Организационный момент

Этап 1. Развитие вычислительных навыков. Древний Египет и Междуречье — государства глу­бокой древности.


Учитель математики. Решив эти примеры, вы по­лучите слово.

1) 347-23-247-23; 2)157-2-5;

3) 3248 - (248 + 700); 4) 93 • 8;

5) (547 + 389) - 247; 6) 4-189-25.


Е

И

М

С

Ф

1570

689

2300

18 900

744


Учитель истории. Итак, ребята, какое слово вы получили? (Учащиеся называют слово «Мемфис».) Расскажите о государстве, столицей которого был этот город, покажите его на карте. А когда образовался Египет?

Карта Древнего Египта

(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)


Учитель математики. 3000 лет до нашей эры...

1. Сколько лет прошло с тех пор до нашего време­ни? Сосчитайте, сколько это месяцев?

[1) 3000 + 2008 = 5008; 2) 5008 · 12 =60096 .]

2. Скажите, сколько поколений сменилось с тех пор, если считать средний уровень продолжительнос­ти жизни равным 60 годам?.

[5008 : 60 = 83 (поколения).]


Этап 2. Решение уравнений. Основные профессии Египта и Междуречья


Учитель математики. А теперь, ребята, решив уравнения, назовите, пожалуйста, две профессии, которые были распространены в Древнем Египте. Давай­те посоревнуемся. Задания даны отдельно для дево­чек и мальчиков.


Задание для мальчиков:

а) х - 18 = 93;

б) 50x = 350;

в) 30:x =2;

г) x:25= 50;

д) 471- х = 29;

е)475 + х = 526.

А

Г

Н

0

Р

Ч

442

111

15

7

51

1250


Задания для девочек:

а) х + 27 = 115;

б) 25у = 150;

в) а : 48 = 2;

г) 54 : у = 18;

д) z - 64 = 46;

е) 585 - х = 38.

В

Е

И

л

р

Ю

6

96

100

3

547

88


Учитель истории. Далее учитель истории обращается к учащимся с просьбой рассказать о профессиях гончара и ювели­ра, назвать еще профессии, которые были распрост­ранены в Египте. Ученики кратко ха­рактеризуют эти профессии. Среди названных про­фессий должна быть профессия строителя: сооруже­ния, построенные в Древнем Египте, удивляют мир до сих пор. Что это за сооружения?

Горшечники.

Древнеегипетская роспись

Золотая маска Тутанхамона,

шедевр ювелиров

Этап 3. Профессии Египта и ма­тематика

Строительство дома.

Древнеегипетская роспись.

Большой сфинкс на фоне пирамиды

(Школьная энциклопедия /том: история Древнего мира)

Учитель математики. Итак, ребята, а какие профессии опираются на математические знания? Почему гончарам и строителям была нужна матема­тика? Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись при этом на 5000 лет назад.

1. По моделям, которые вы получили (учитель ма­тематики раздает модели пирамид, пока ученики ра­ботают с учителем истории), найдите площадь осно­вания пирамид, выполнив необходимые измерения.

2. Вычислите площадь основания самой большой пирамиды — пирамиды Хеопса. Вспомним, каковы размеры этой пирамиды. (Учащиеся называют высо­ту пирамиды и периметр основания, об этом гово­рится в учебнике истории.)


Учитель истории. Рассказывает о пирамиде Хеопса (просмотр видеофильма)

Учитель математики. Вычислить, во сколько раз площадь основания пирамиды Хеопса больше площади основания модели.

Писец

(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)

Задача. Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиня­ные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было за­полнено 25 сосудов по 20 л и 15 сосудов по 30 л каждый?

(ответ: 190)


Этап 4. Исторические даты в уравнениях


Учитель истории. Знание истории — это и зна­ние основных дат.

Учитель математики. На доске — два уравне­ния. Корни этих уравнений — числа, знакомые вам из истории. Решив эти уравнения, ответьте, чем зна­мениты эти даты.

(Учащиеся решают уравнения по группам)

Решив эти уравнения, учащиеся получают корни: 1500. Затем учащиеся отвечают на воп­рос учителя истории о том, что происходило в эти годы.

Карта завоевательных походов египтян

(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)


Итоги, выводы, оценки.




7



Полный текст материала Разработка интегрированного урока в 5 класса по теме "Древний Египет и математика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Еремеева Елена Александровна  elena05121981
07.02.2011 6 8642 1030

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК