Образовательная программа по проектной деятельности "Я живу в России"
Юго-западное управление
министерства образования и науки Самарской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноармейская Средняя общеобразовательная школа
Образовательная программа по проектной деятельности
«Я живу в России»
Автор: Демина Елена Владимировна –
учитель начальных классов высшей категории
2010 г
С. Красноармейское
Пояснительная записка.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Понятие «проект»
имеет в нашей культуре разные значения.
В данном случае мы используем это понятие
в его педагогическом, несколько
отличающемся от традиционного, смысле.
Проект
- это особый вид целенаправленной,
познавательной, интеллектуальной, в
целом самостоятельной деятельности
учащихся, осуществляемой под гибким
руководством учителя, преследующего
конкретные дидактические цели. Они
направленны на решение творческой,
исследовательской, личностно или
социально значимой проблемы и на
получение конкретного результата в
виде материального и/или идеального
продукта.
В то же время проекты,
выполняемые учащимися под руководством
педагога, признаются сегодня действенным
средством реализации компетентностного,
системно-деятельного подхода к обучению
и воспитанию. Их разработка и реализация
позволяет достигать ряда актуальных
образовательных эффектов, в т.ч.:
• позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
• позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Классификационными признаками проектов в образовании могут быть:
• характер доминирующей проектной деятельности – исследовательский, прикладной (практико-ориентированного характера), творческий и т.д.;
• предметно-содержательная область проекта – монопроект, междисциплинарный (содержание которого должно быть интегрированным – например, объединять вопросы учебного предмета и вопросы здоровьесбережения; проект по ряду учебных предметов, практическому аспекту проблемы, рассматриваемому в нескольких учебных дисциплинах и т.д.);
• по продолжительности выполнения – долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков – до одной недели) .;
• по количеству участников проекта - индивидуальные, парные, групповые и т.п.
Примерные этапы проведения проекта:
1. Представление проблемной ситуации ( вербально, т.е. в устной речи; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств и пр.).
2. Мозговая атака (поиск идей решения проблемы).
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация «малых групп сотрудничества» , распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Исходя из опыта работы с учебными содержаниями, следует подчеркнуть важное значение выбора формулировки темы проекта. При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к сути проектной деятельности, содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже – ведь именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.
Требования к
учебному проекту — совершенно
особые.
Требования, в общем простые,
и главное из них – «исходи из ребёнка».
Все темы должны быть посильны пониманию
ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще
проект. Маленькие дети способны выполнять
только незамысловатые проекты.
Ученикам
важно в самом начале пояснить, какой
возможный продукт может быть создан в
итоге проекта (т.е. каков итог проектной
деятельности). Примерный перечень может
быть следующим:
Реферат, доклад, сообщение по теме проекта
Представление репортажа, компьютерной презентации (буклета, листовки), выполненной силами учащихся
Бизнес-план;
Видеофильм;
Выставка рисунков,
поделок, и т.д.;
Газета;
Журнал;
Законопроект;
Праздник;
Статья;
Сценарий;
Учебное пособие;
Чертеж;
Альбом с материалами по какому-либо предмету, краеведению своего региона, населённого пункта;
Изготовление какого-либо материального объекта, имеющего практическую (или эстетическую) ценность и т.п.;
Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.
Данная образовательная программа направлена на улучшение нравственной атмосферы, развитие духовной культуры среди учащихся образовательных учреждений, способствует становлению личности, помогает формированию твердой гражданской позиции, устойчивого самосознания у подрастающего поколения. Исследовательские работы, представленные в программе, направлены на расширение кругозора детей в этнической области. Они помогают убедиться в неповторимости, уникальности культуры каждой национальности, формируют ответственность за судьбу своего народа, толерантность к иному образу жизни. В настоящее время важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями, поэтому программа способствует повышению уровня социальной, эстетической и образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Цели программы:
-Усвоить определенный минимум историко-обществоведческих понятий;
- Заложить основу для формирования личностно-гражданской позиции.
- Сформировать представление о национальном самосознании;
- Воспитать гражданина, любящего свою малую Родину, свою страну;
Человека культуры и нравственности;
Задачи:
- Привлечь детей к изучению истории России
- Расширить общественно значимые знания учащихся о самих себе;
- Пополнить знания о стране, о крае в котором живем;
- Познакомиться с национальными традициями и обычаями разных народов;
Развитие общеучебных умений и навыков:
Рефлексивные
умения:
• Умение осмысливать задачу,
для решения которой недостаточно
знаний
• Умение отвечать на вопрос:
чему нужно научиться для решения
поставленной задачи?
Поисковые
(исследовательские) умения:
• Умение
самостоятельно генерировать идеи, т.е.
изобретать способ действия, привлекая
знания из различных областей
• Умение
самостоятельно находить недостающую
информацию в информационном поле
•
Умение запрашивать необходимую информацию
у эксперта (учителя, консультанта,
специалиста)
• Умение находить
несколько вариантов решения проблемы
•
Умение устанавливать причинно-следственные
связи
Умения и навыки работы в
сотрудничестве:
• Навыки коллективного
планирования
• Умение взаимодействовать
с любым партнером
• Навыки взаимопомощи
в группе в решении общих задач
•
Навыки делового партнерского
общения
•Умение находить и исправлять
ошибки в работе других участников
группы
• Умение планировать
деятельность, время, ресурсы
Коммуникативные
умения:
• Умение инициировать учебное
взаимодействие со взрослыми - вступать
в диалог, задавать вопросы и т.д.
•
Умение вести дискуссию
• Умение
отстаивать свою точку зрения
• Умение
находить компромисс
• Навыки
интервьюирования, устного опроса и
т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
Принципы:
1.Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребенка.
2.Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
3. Принцип связи сознательности и эмоциональности.
Ожидаемые результаты:
Программа способствует:
Повышению образовательного и культурного уровня развития учащихся, формированию коммуникативной и социальной компетентности.
Воспитанию нравственно здоровой, уникальной, свободной и ответственной личности, почитающей и уважающей традиции и обычаи своего народа, знающей свои корни, оберегающей природу.
Формированию гражданственности, патриотизма, любви к Родине, социальной культуры этнических отношений, толерантности к иному образу жизни и стилю мышления.
Данная образовательная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения имеет свое направление:
1 класс «Кузовок русской культуры» - 33ч.
2 класс «Путешествие по родной стране» - 34ч.
3 класс «Край родной» - 34ч.
4 класс «Диалог культур» - 34ч.
Учебно – тематический план:
«Я живу в России»
135ч.
Тематика блока |
Название проекта |
Количество часов |
Предполагаемый продукт проектной деятельности |
1 класс «Кузовок русской культуры» 33ч. |
1.«Календарь главных праздников»
2. «Праздник урожая»
3. «Цветик –семицветик»
4. «Ярмарка народной мудрости»
5. «Рождественские колядки»
6. «Деревенские посиделки» 7. «Шкатулка народных игр»
8. «Кукольный театр»
9. «Праздник русской березки»
|
3ч.
5ч.
2ч.
2ч.
2ч.
5ч.
3ч.
7ч.
4ч. |
Альбом –календарь российских праздников. Праздник.
Журнал малых жанров устного народного творчества. Создание рукописного журнала с народными пословицами и поговорками. Показ народного обряда. Инсценирование. Фольклорный праздник. Представление и разучивание народных игр. Кукольный спектакль рнс «Лиса и волк».
Фольклорный утренник. |
2 класс «Путешествие по родной стране» 34ч. |
1.«По родной России».
2. «Дорогая моя столица»
3. «Золотое кольцо России»
4. «Удивительное рядом». 5. «Путешествие в мир искусства».
6. «Вернисаж».
7. «Музыкальная мозаика».
8. «Поэтический ручеек».
9. «Заповедные уголки России»
|
9ч.
3ч.
4ч.
5ч.
3ч.
2ч.
2ч.
2ч.
4ч.
|
Изготовление самодельной карты России. Сообщение по теме. Альбом с фотографиями.
Коллаж из фотографий. Сообщение о городах Золотого кольца. Пресс-конференция.
Выставка народного прикладного искусства. Доклады о русских художниках. Репродукции известных картин. Презентация музыкальной копилки.
Конкурс стихов русских поэтов.
Электронная презентация. «Красная книга России» |
3 класс «Край родной» 34ч. |
1.«Самарская губерния» 2. «История моего села»
3. «Мысли моего двора» 4. «Мои земляки»
5. «Наши традиции»
6. «Природа родного края».
7. «Будущее моей малой родины».
|
8ч.
8ч.
2ч.
3ч.
4ч.
6ч.
3ч. |
Конференция.
Исследовательская работа. Альбом. Сочинение.
Публикация в газете.
Галерея фотографий.
Электронная презентация. «Экологический журнал»
Творческая работа. |
4 класс «Диалог культур» 34ч. |
1.«Мы одна семья».
2. «Народные песни».
3. «Народные костюмы».
4. «Народные праздники и обряды».
5. «Скатерть самобранка». 6. «Разноцветная ярмарка».
7. «Праздник всех культур».
|
5ч.
3ч.
4ч.
4ч.
2ч.
4ч.
12ч. |
Исследовательская работа об этническом составе села.
Мини концерт.
Презентация народных костюмов.
Сценарий праздника или обряда.
Презентация национальных блюд. Выставка поделок.
Фольклорный праздник. |
Список использованной литературы
1. Н.В.Матяш «Проектная деятельность младших школьников» Москва Вентана-Граф 2002г.
2. И.С.Серов «Как организовать проектную деятельность учащихся» Москва 2004г.
3. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №5 Москва 2003г.
4. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №4 Москва 2005г.
5. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №4 2004г.
6. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №5 2005г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Демина Елена Владимировна
→ Длена 03.04.2011 7 8000 1855 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.