Слайд 1
Организация занятий в
малокомплектной
начальной школе.
Парыгина С.И.
Учитель нач.классов
МОУ сош № 21
П. Герби
Малокомплектная школа – это не особое образование, это образование в особых условиях.
Термин «малокомплектная школа» используется в действующем законодательстве, регулирующем вопросы образования в статье №29 закона Российской Федерации «О социальном развитии села» от 21.12.1990 года №438-1, где сказано, что «общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, открываются по решению местных Советов народных депутатов, исходя из потребностей населения, без ограничения численности населения…».
Приказом Министерства просвещения СССР от 02.11.1984 года №122 «О порядке расчёта штатов и оплаты труда учителей в малокомплектных общеобразовательных школах» с изменениями, внесёнными приказом Гособразования СССР от 23.12.1988 г. №542 был установлен следующий порядок формирования классов-комплектов:
при наличии четырёх начальных классов с общим контингентом учащихся до 10 человек, учащиеся объединяются в один класс-комплект, с которым занимается один учитель в полторы смены;
если число учащихся начальной школы в двух классах до 30 и более человек, то каждый учитель занимается с отдельным классом;
если число учащихся в четырёх классах 10 и более человек, то учащиеся объединяются в два класса-комплекта и с каждым из которых занимается один учитель.
Рекомендуется объединять учащихся в следующие классы-комплекты: 1 – 3 и 2 – 4.
Учебные программы, учебники, основные задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения едины как для сельской и городской школы, так и для сельских малокомплектных школ. Единственное, что нужно учесть – нежелательны разные общеобразовательные программы. Но преподавание в малокомплектной школе имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, а с другой – усложняющих управление учебно-воспитательным процессом.
Отличия малокомплектной школы.
Небольшая наполняемость классов позволяет развить в детях самостоятельность. Условия малокомплектной школы требуют обязательного проведения самостоятельной работы в одном из классов. В то время, как учащиеся одного класса самостоятельно выполняют учебные задания. Учитель занимается с учениками другого класса.
Учитель включает в урок 2-3 самостоятельные работы, которые чередуются с работой под руководством учителя. Урок представляет собой относительно завершённые этапы: работа с учителем – самостоятельная деятельность – работа с учителем.
Время, выделяемое на самостоятельную работу одного из классов, прямо зависит от времени необходимого для работы учителя с другим классом. Объём самостоятельной работы значителен и время составляет от 15 до 30 минут.
Содержание эффективной самостоятельной работы учащихся на уроке может составить:
самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного программного материала, необходимого для усвоения новых знаний;
упражнения для первичного закрепления изученного на уроке материала с использованием примеров, преподанных учителем, и детально разработанных учебных заданий с элементами алгоритмизации;
различные виды тренировочных упражнений в применении изучаемых и ранее изученных знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, а так же с постоянным обращением к теоретическим сведениям и правилам, изложенным в учебнике.
При подготовке к уроку учитель должен:
всегда рационально планировать учебное время, отводимое на самостоятельную работу учащихся,
учитывать, что темп работы не у всех детей одинаков. Следует предусмотреть и заранее записать на карточке или доске резервные задания. Которые ученики должны выполнять без особых напоминаний.
Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при её проведении соблюдать следующие условия:
При проведении самостоятельной работы необходим полный инструктаж по её содержанию.
Целесообразно использовать памятки, алгоритмы, схемы, опорные карточки.
Дифференциация. Дифференцированное обучение является формой индивидуального, невозможного без знаний и учёта особенностей учащихся. При учёте индивидуальных особенностей учащихся учителю необходимо считаться с тем, каков общий уровень развития каждого школьника, как он усваивает программный материал, в чём испытывает затруднения. Дифференцированное и индивидуальное обучение реализуется в основном через сочетание групповой и индивидуальной работы при классно-урочной системе преподавания. Чётко организуя работу учащихся, учитель имеет возможность уделить несколько больше внимания слабым и медлительным учащимся.
Например: самостоятельное задание для учащихся 4-го класса – даётся карточка со словосочетаниями для всех, но
1 уровень – выполняет задание – вставить пропущенные буквы,
2 уровень –дополнительно выписывают имена прилагательные,
3 уровень – дополнительно составляют предложения с данными словосочетаниям и подчёркивают главные члены предложения.
Либо оба класса пишут математический диктант: 15, 6, 8, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
П ервое задание даётся для 1-го класса. А другое – для 3-го класса. Каждый выбирает то, что им нужно.
У чащиеся первого класса должны обвести однозначные числа , а двузначные - .
Учащиеся третьего класса – в первый столбик записывают найденную сумму всех двузначных чисел, а во второй – сумму однозначных.
«Главная особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том, что в ходе такой работы ученик лишается на какое-то время привычной для него опёки со стороны учителя, остаётся один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственные знания, умения, навыки, на собственную наблюдательность. Сообразительность, а иногда изобретательность, найдут пути её решения, и довести его до благополучного конца».
Н.А.Менчинская
Формы организации обучения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.
Обучение и общение для школьников не отделимы. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает.
Общение может происходить непосредственно и опосредованно.
Опосредованное общение даёт нам индивидуальную форму организации учебной работы. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание ( читает, пишет, решает задачу, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто ему не помогает, никто в этот отрезок времени с ним не сотрудничает.
Непосредственное общение имеет три разновидности или три случая различного построения:
Парная (в общении участвуют только два человека).
Групповая (один говорит, два и более слушают).
Коллективная (работа в парах переменного состава).
Учитель сам выберет такую форму работы, которая помогает каждому ребёнку раскрываться как личности, найти своё место, почувствовать эмоциональный комфорт.
Типы урока (по Е.С.Соколовой):
Уроки, на которых в обоих классах изучается новый материал.
Уроки, на которых в одном классе изучается новый материал, а в другом – только повторяется и закрепляется ранее пройденное или проводится письменный учёт знаний.
Уроки, на которых в обоих классах проводится закрепление или повторение ранее пройденного.
Структура урока в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ, но проверка, изучение нового материала, закрепление сохраняется.
Например, в условиях занятий нескольких классов этап подготовки выглядит так: учитель разъясняет учащимся цели задания и приёмы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим заданием обобщает результаты наблюдений. Деятельность учителя распадается на два этапа введение и обобщение или подведение итогов, разрываемых работой учащихся и связанных единой целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий, которые предусматривают либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на предстоящую необходимость воспроизведения.
В малокомплектной школе учитель не имеет возможности показать приёмы применения полученных знаний в практической деятельности, поэтому после объяснений приёмов использования новых знаний учащихся переходят к самостоятельной письменной работе.
Каждый учитель должен учитывать строгое распределение времени, фиксировать содержание работы на каждом этапе, обеспечить по возможности законченность и целостность каждого этапа урока со всех точек зрения: содержание, дидактические цели, организация работы учащихся. Для этого учитель заранее составляет поурочный план, где определяется содержание и последовательность работы не только учеников, но и учителя. Рациональная структура урока, на котором в двух классах изучается новый материал была описана З.В.Копачёвой и Т.С.Курдюмовой. Организация такого урока складывалась следующим образом:
Этапы урока |
1 класс |
3 класс |
Организация и содержание занятий в каждом классе. |
||
|
Объяснение нового материала с меньшей опорой на пройденное. |
Объяснение нового материала с большей опорой на пройденное.
|
|
Организация и содержание работы по этапам урока. |
|
1 этап 2 мин. |
Работа с учителем. Объяснение подготовительного задания. |
Самостоятельная работа. Упражнение по ранее подготовленным заданиям. |
2 этап 3 мин |
Самостоятельная работа. Выполнение задания.
|
Работа с учителем. Объяснение подготовительного задания. |
3 этап 15 мин
|
Работа с учителем. Объяснение нового, первичное закрепление, разъяснение заданий для последующего закрепления. |
Самостоятельная работа. Выполнение задания.
|
4 этап 12 мин
|
Самостоятельная работа. Выполнение задания.
|
Работа с учителем. Объяснение и первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего закрепления. |
5 этап 5 мин
|
Работа с учителем. Объяснение и первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего закрепления. |
Самостоятельная работа. Выполнение задания.
|
6 этап 5 мин
|
Самостоятельная работа. Выполнение задания.
|
Работа с учителем. Проверка результатов работы, разбор ошибок. Задание на дом. |
7 этап 3 мин |
Совместная работа учащихся всех классов с учителем. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.
|
Методы обучения.
На этапе ознакомления с новым учебным материалом методы обучения, за исключением метода беседы, почти не претерпевают никаких изменений. Как и при работе с одним классом, ведущим методом остаётся объяснение учителя. Но значительная часть учебного материала требует иного метода – метода беседы. Который несколько модифицируется.
Компоненты беседы:
наблюдение за специально отобранным материалом,
анализ рассмотренного явления по вопросам учителя, подводящим учащихся к определённому выводу,
выведение закономерности, правила, вывода,
заключение учителя, содержащее в себе точное определение понятия, правила,
показ применения изученного в практической деятельности.
В малокомплектной школе первые два этапа – наблюдение и анализ учебного материала – сливаются в одну форму письменной работы, выполненной детьми самостоятельно. Этот этап беседы начинается разъяснением учителя, в котором указываются цели задания и приёмы его выполнения. Далее дети работают по указаниям. Вопросам, предписаниям, заранее подготовленным на плакатах или доске. А беседой остаётся этап выведения закономерности, вывода. Точная формулировка правила либо проговаривается учителем, либо читается учащимися в книге.
Почти не претерпевают изменений методы изучения нового материала на уроках русского языка6 первичное чтение текстов; объяснение новых непонятных слов; подготовка к написанию изложений и сочинений.
Единственное в условиях малокомплектной школы учитель лишён возможности многократно повторять разбор – рассуждение.
Функцию учителя выполняют таблицы разного рода: образцы разбора, указание на характер и последовательность действий, вопросы, направляющие действия учеников. А также памятки в конце учебника русского языка по программе М.Соловейчик, пошаговое задание, лингафонная установка.
Пошаговое задание - это когда каждый «шаг» выделен рамкой кадра (обычно от 6 до 9 кадров). Левая часть листа для заданий, а правая – ответы для самопроверки.
Содержание 2шагов» 9кадров) разнообразно. Но для них характерны: сочетания компонентов:
разъяснение и материал для выполнения практического упражнения;
предписания о приёмах и последовательности переработки данной порции учебного материала или выполнения практической работы;
подкрепление в виде правильного ответа, подтверждающего ученику достоверность результатов выполненной работы;.
Последовательность кадров и содержание предписаний обеспечивают правильный ход мыслительной деятельности на уроке и наиболее рациональные приёмы практических действий, предусмотренных учебным заданием.
Почти в каждом кадре задания предусматриваются те или иные практические действия ученика на применение умственной порции новых знаний или повторяемого материала.
Ученик получает такое задание вложенным в конверт. Верхний и нижний края обрезаны. Выполнив одну порцию задания, ученик выдвигает из конверта лист на один кадр, при этом открывается текст для проверки.
Сегодня ты познакомишься с предложениями, в которых дословно передаётся чья-либо речь. Спиши предложение. Найди в нём дословно переданные слова пионервожатого. Подчеркни их двумя чертами. Пионервожатый объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса». |
Пионервожатый объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса». |
Слова пионервожатого переданы дословно, так как они были сказаны пионервожатым, - это прямая речь. Прочитай предложение. Найди в них прямую речь. Подчеркни её двумя чертами. Учительница сказала: «Работу выполняйте работу без помарок». Человек сказал Днепру: «Я тебя стеной запру». |
Учительница сказала: «Работу выполняйте работу без помарок». Человек сказал Днепру: «Я тебя стеной запру». |
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование лингафонной установки можно заменить обыкновенным плейером. Наушники позволяют ученикам работать вполне самостоятельно и не реагировать на всё, что в это время происходит в другом классе, + такое слушание звукозаписи никак не отражается на работе остальных учеников. Имитация работы с учителем: по указаниям, записанным на плёнку, пишут словарные и выборочные диктанты, проводят грамматический разбор, работают над текстами рассказов и стихов, решение задачи, упражняются в устном счёте и т.д.
Строение: даётся порция учебного материала и указание о способах его переработки, после чего вводится рабочая пауза, во время которой учащиеся фиксируют в тетради результаты своей работы. Затем следует подкрепление для самопроверки и даётся новое задание, вопрос или новая порция материала. Такое построение учебной звукозаписи обеспечивает непрерывность работы каждого ученика в заданном ему темпе.
Работа по звукозаписи не может вытеснить другие формы самостоятельной работы, так как
требует большого напряжения внимания учеников и высокой интенсивности труда, следовательно её не следует давать на уроке более чем на 10-15 минут,
необходимо предоставлять ученикам и полную самостоятельность при выполнении ряда заданий на уроке, без этого нельзя сформулировать установочные навыки.
Во многих случаях звукозаписи могут применять и на разных этапах урока, тогда их общий объём будет значительно большим. более разнообразными могут быть и функции учебных звукозаписей.
В малокомплектной школе изменяются и сами задания по грамматическому разбору.
Например:
Задание в массовой школе: Прочитай слова, начинающиеся с гласной буквы.
Задание в малокомплектной школе:
Прочитай про себя слова, начинающиеся с гласной, и выпиши их.
Изменения методов и приёмов работы касаются и таких упражнений, как диктанты. Например:
предупредительный диктант – учитель предлагает вспомнить какое-то правило и «продиктовать» на это правило свои примеры, можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует время их работы для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, а учащиеся записывают их. Далее ученики коллективно или индивидуально самостоятельно находят нужное слово и выделяют орфограмму.
Объяснительный диктант – под диктовку учителя ученики записывают предложения, а потом по заданию вспоминают или отыскивают в учебнике правило, определяющее правописание указанных учителем слов, и проверяют нужные орфограммы. Коллективно под руководством учителя выясняют, верно ли выполнили работу.
Эффективен в условиях малокомплектной школы творческий диктант. Учащиеся сами составляют и записывают предложения с орфографически трудными словами, заранее написанными учителем на доске или индивидуальной карточке.
Преобладают методы устных фронтальных проверок, позволяющие при меньшей затрате времени получать сведения о знаниях всех учеников.
Рекомендации учителю:
Больше времени уделять: а) тому классу, где изучается новый материал, б) младшим классам.
Длительная непрерывная самостоятельная работа совершенно недопустима для учащихся 1 и 2 классов.
Целесообразно один из этапов урока выделять для самостоятельной работы во всех классах, чтобы учитель имел возможность наблюдать за ходом этой работы и в конце урока подвести её итоги.
Число этапов учебной работы на одном и том же уроке в разных классах может быть различным: нескольким этапам в младших классах будет соответствовать один этап (самостоятельная работа) в старших классах. Однако во всех случаях завершения этапов должно совпадать, так как иначе учителю будет невозможно чётко организовывать свою работу на уроке.
Планируя непосредственную работу с учениками, учитель должен предусматривать:
Краткую проверку уровня знаний учащихся, усвоения программного материала (в форме краткого устного опроса).
Объяснение материала на основе самостоятельно проведённой учащимися подготовкик усвоению новых знаний. При этом особое внимание обращается на разъяснение учащимся сущности формируемых понятий и излагаемых правил и проверку усвоения их учениками.
Первичное закрепление материала, изученного на данном уроке, с показом наиболее рациональных приёмов применения полученных знаний при выполнении разнообразных упражнений.
Обобщение изученного материала (по теме или разделу программы) с осуществлением необходимых внутри-предметных связей, подведением учащихся к обобщениям и выводам.
Организация учебных занятий.
Учебные занятия с учащимися можно строить по следующим вариантам:
1 вариант.
1 и 2 уроки – по 35 мин. с 1-м кл.
3 и 4 уроки – по 40 мин. с обоими кл.
5 и 6 уроки – по 35 мин. с 3-м кл.
2 вариант.
1,2,3 уроки по 35 мин. с 1-м классом
4 урок – по 40 мин. с обоими классами
5,6,7 уроки по 35 мин. с 3-м классом.
В «чистом виде» этот опыт не может быть одобрен, но, если работу учителя грубо брать за 24 академических часа в неделю, то это будет 4 часа в день. В первом варианте будет затрачиваться 230 мин (3часа 50 мин), а во втором варианте – 255 минут (4 часа 15 минут). Лучше сократить продолжительность части уроков, но иметь возможность систематически. Хотя бы часть дня, заниматься с одним классом отдельно. За 35 минут сделаешь больше, чем за 40 минут совместных занятий. Астрономическое время учителя практически будет соответствовать норме ставки.
Требование к учебному оборудованию.
Наглядные пособия и карточки-задания должны содержать не только материал для самостоятельной работы учеников на уроке, но и краткие указания о последовательности и способах её выполнения;
Оборудование классной комнаты и рабочего места учителя в особенности должны предоставлять ему возможность быстро давать задания ученикам и без потери времени заменять их в ходе урока;
Учебные аппараты и приборы должны быть таковы, чтобы применение их на занятиях с одним классом не мешало работе учеников другого класса.
Использованная литература.
В.П.Стрезикозин «Организация занятий в малокомплектной начальной школе» - 1968 г.
В.П.Стрезикозин «Урок в сельской малокомплектной школе» - 1972 г.
Статья А.И.Филимоновой «Организация общения…в условиях сельской малокомплектной школы» - 1998г.
«Организация учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе». Метод.материалы. Хабаровск – 2001г.
Автор: Парыгина Светлана Ивановна
→ СВЕТА68 12.09.2012 0 6204 1098 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.