Статья "Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения" (из опыта работы)
Карпова Ирина Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №41 г. Мурманска
Формирование коммуникативных умений
младших школьников на уроках литературного чтения
(из опыта работы)
Актуальность темы. Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в коммуникабельных людях, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Задача учителя: использование на уроках литературного чтения упражнений по формированию коммуникативных умений через: обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских умений, развитие социально-коммуникативных умений, личностно ориентированный аспект учебной коммуникации.
Основополагающими принципами моего опыта работы являются:
учет индивидуальных особенностей возраста младшего школьника;
системность;
поэтапность;
научность.
Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Системность работы и её результативность
параметры |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
|||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
|
1. Умение отвечать на вопросы. |
2% |
44% |
36% |
64% |
56% |
- |
2. Умение задавать вопросы. |
0% |
24% |
20% |
36% |
28% |
- |
3. Пересказ текста. |
8% |
32% |
24% |
46% |
40% |
- |
Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Я поставила перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся. Для выполнения данной задачи проанализировала программу по предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России».
Класс |
Характеристика деятельности учащихся |
1 класс |
Участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях; отвечать на вопросы по содержанию произведения; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, проявлять внимание; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
2 класс |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать свое чтение; контролировать и оценивать свое чтение, оценивать свой ответ, свои достижения; договариваться друг с другом, выражать свою позицию; читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения; проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения; оценивать свой ответ. |
3 класс |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; участвовать в работе группы; читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения; понимать содержание прочитанного и высказывать свое мнение; договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы в учебнике; отвечать на вопросы по содержанию; рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. |
4 класс |
Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника; проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения; описывать характер человека; высказывать свое отношение; выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведения; высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры; высказывать свое мнение о прочитанном произведении; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы в учебнике, представленной в учебнике; участвовать в работе группы; читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения; участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой. |
Работа по подготовке школьников к общению, прежде всего, направлена на развитие речи учащихся. Свободное владение речью зависит:
от обширности словарного запаса;
образности и правильности речи;
точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнеров своими словами;
умения выделять из услышанного главное;
конкретной постановки вопросов;
краткости и точности формулировок;
логичности построения и изложения высказывания.
Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы обучающийся обладал достаточным запасом слов; четкой артикуляцией; грамматически правильно строил предложения. Поэтому работу по формированию речевой деятельности веду по следующим направлениям:
работа над развитием речевого аппарата;
уточнение и обогащение словарного запаса;
формирование грамматического навыка;
работа над связной речью;
формирование умения воспринимать.
Работа над развитием речевого аппарата включает в себя: постановку правильного дыхания; развитие правильного звукопроизношения (чистоговорки, скороговорки). Уточнение и обогащение словарного запаса – беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, внешний вид); введение и толкование новых слов (подбор антонимов, синонимов).
Работу над связной речью осуществляю через следующие формы и приемы работы:
1. Рассуждать, придумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому. |
1. Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивленного, веселого от грустного. Определить настроение: «Разбилась чашка», «убежал щенок». 2. «Путешествие»: представить, что оказались на месте развертывания событий отраженных в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем. 3. «Рассказ от первого лица»: - рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чем могла бы рассказать собака? - повествование от имени неживого предмета: «история из жизни старого башмака» и т. д. 4. Описать одно и тоже событие с разных точек зрения: от лица хвастуна, ворчуна, веселого или грустного человека. 5. «Сказка в заданном ключе»: введение в название сказки нового объекта, например, «Колобок и воздушный шарик», сочинить новую сказку. 6. «Изменение сказочной развязки»: придумать другое окончание сказки, рассказа. |
2. Выделять главное и второстепенное; сравнивать, выделять общее и различное. |
1. «Сравнение» - На что похожи облако, лист, камешек? 2. «Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка. |
3. Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание. |
1. Игра «Почемучка» учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно их формулировать: - Почему бывает дождь? - Почему лето и зима никак не встретятся? 2. «Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (Похвали!). |
Упражнения для формирования умения воспринимать высказывания:
1. Восприятие высказываний. |
«Воспроизведение»: воспроизвести фразу, слово как настоящее эхо; как можно точнее повторить сказанную фразу. «Установка»: - Когда будете слушать, постарайтесь понять главное. – Приготовьтесь к оцениванию ответа. – Вы будете контролерами. «Пауза» - Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит вы думаете. «Чужое слово»: учащиеся слушают стихотворение, в котором одно слово «чужое» - «сбежало из другого стихотворения». Обнаружить это слово. |
2. Слуховая память. |
«Послушай и запомни»: после прочтения произведения, перечислить, например, предметы быта, мебели и т. д. «Прогулка»: после прочтения произведения, перечислить По-порядку места, где побывал герой произведения. |
3. Включение учащихся в активное восприятие речи одноклассников. |
Оцени ответ одноклассника (Кто сможет поспорить с …; Дополни то, что не сказал…; Как ты понял, о чем говорил …; Повтор самое главное, что сказал…) |
Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ученик имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Главным в организации диалога является создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между учениками доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые тревожные дети преодолевают страх.
Правила ведения диалога:
любое мнение ценно;
ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
хочешь говорить - подними руку;
обращение начинается с имени;
критика должна быть тактичной;
голос - твой божественный дар, умей им владеть.
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом, следующие упражнения:
чтение по ролям;
ролевые диалоги;
работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);
придумать разговор героев произведения по телефону;
инсценирование сказки, рассказа, басни.
Способствуют развитию коммуникативных умений и творческие игры:
игры учебного характера («Авторская сказка», «Угадай, кто я?», «Восстановить историю»);
игры, имитирующие детские, ролевые, телевизионные игры («Магазин», «Цветик-семицветик», «Что? Где? Когда?».
Творческие игры провожу с целью воспитания и обучения учащихся.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Список литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 140с. (Стандарты второго поколения).Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008г. – 54с. (Стандарты второго поколения).
Сборник рабочих программ «Школа России»: пособие для учителя / [С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]; под редакцией А. А. Плешакова, - М.: Просвещение, 2011. – 283с. (Стандарты второго поколения).
Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие для учителя / [М. И. Оморокова.] – М.: АРТИ, 1997. – 155с.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на
уроках литературного чтения (из опыта работы учителя начальных классов
высшей квалификационной категории Пестовой О.А.) / [Электронный ресурс]
http://sosh6-bal.narod.ru/info/metod.html (дата обращения30.03.2012).
Дополнительная литература:
Игры-
обучение, тренинг, досуг. // под ред.
Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
– 123с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карпова Ирина Евгеньевна
→ karpovairina 13.03.2013 0 13580 1308 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.