Гуманизация образования как инновационный процесс в первый год обучения ребенка в начальной школе


Гуманизация образования как инновационный процесс в первый год обучения ребенка в начальной школе

Автор: Трубоваленко Любовь Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

г. Темрюк

Муниципальное общеобразовательное

учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13


Учителем начальных классов я работаю 17 лет. С каждым годом убеждаюсь, что залогом успешной работы учителя и класса является гуманизация учебного процесса с первых дней обучения в школе. Тем более, что в школу абсолютно здоровых первоклассников приходит все меньше, а детей, имеющих проблемы со здоровьем с каждым годом становится все больше.

Гуманизация образования - это гуманное ( человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился - такой сгодился .»

Основные задачи начального общего образования : развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

Прежде чем выбрать нужную методику обучения, я стараюсь выяснить возможности детей.

Методика, как писал классик, это тот инструмент, который подбирается под материал : если материал - камень, то берется лом; если металл - резец или фреза; если – дерево, то - рубанок или стамеска; если - ткань, то- иголка с ниткой; если - бумага, то - ножницы, клей и т.д.

Параметров, характеризующих ребенка, много и начинаю с учета главных, постепенно увеличивая их число, ибо, чем лучше мы знаем ребенка, тем точнее выберем или разработаем оптимальную для него методику обучения.

Назову некоторые из параметров:

  1. детский гороскоп

  2. доминирующий канал восприятия : (модальности уч-ся по М. Гриндеру)

- дети, воспринимающие информацию глазами ( визуалы)

- ушами ( аудиалы)

- руками ( кинестетики)

3 распределение по функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, сколько в классе левополушарных, правополушарных, со смешанным восприятием.

4 распределение по темпераменту:

- холерики

- сангвиники

- флегматики

- меланхолики

5 определение скорости реакции в секундах ( время готовности ученика ответить учителю, если он абсолютно уверен в своих силах).

Далее я решаю очень серьезную проблему: « Сколько разных методик изучения ребенка необходимо, чтобы с достаточной степенью знать учащихся?».

Эту проблему решаю экспертным путем. Сначала я изучаю детей по минимально необходимому набору параметров. Далее, если я вижу, что организованное мною на уроке обучение не приносит желаемого результата, я вместе с психологом пользуюсь дополнительными методиками изучения ребенка, и так до тех пор, пока не увижу, что выбранная мной технология обучения дает удовлетворительный результат. Эта работа развивает и меня, обогащает эрудицию.

Начав работу по изучению ребенка с первых дней пребывания в школе, я улучшаю качество работы, избавляюсь от конфликтов, а детей избавляю от напряжения, перегрузки, мучений, который им доставляет организованный образовательный процесс на уроке.

Из-за незнания той или иной особенности ребенка хотим мы того или нет, мы « насилуем» его знаниями, которые он не может усвоить, чем вызываем у него отвращение к себе, к уроку, к школе, и, в конечном счете, возможно, ломаем его судьбу.

Особое внимание уделяю астрологическому гороскопу ребенка, изучаю знаки Зодиака, под которыми родились дети моего класса.

Огонь, воздух, земля и вода- 4 группы астрологических знаков.

Стихии определяют основные черты характера и тип темперамента рожденного под каким-то из знаков Зодиака. Четыре стихии распределяются следующим образом:

Огонь (Овен, Лев, Стрелец);

Земля (Телец, Дева, Козерог);

Воздух (Близнецы, Весы, Водолей);

Вода (Рак, Скорпион, Рыбы).

Ознакомившись с характеристикой знака, я подробно изучаю детский гороскоп, что противопоказано ребенку, в чем он нуждается.

Школьное обучение для ребенка- это, в основном, процесс восприятия и переработки информации. Зная, каким образом мои ученики воспринимают информацию, я стараюсь на уроках использовать все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестический канал.

Тогда у каждого из них есть шанс усвоить знания школьной программы. От того, какой канал ребенка ведущий, зависит освоение навыков письма, счета, чтения. Зная, к какой категории относится каждый мой ученик, мне легче строить с ним отношения. Сразу становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы « говорим на разных языках», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания.

Распознать у ребенка в начальной школе ведущий канал восприятия мне помогают наблюдения, а в дальнейшем таблица модальности учащихся по Гриндеру.

Особенностью запоминания визуала является то, что он запоминает картинками, вот тут-то на помощь приходят различные таблицы, рисунки, схемы- опоры.

Аудиал запоминает, что обсуждал, слушал. Он является лучшим слушателем в классе.

Кинестетик запоминает двигаясь. Его-то я чаще других стараюсь вызывать к доске, отвожу значительные роли в дидактических играх.

Конечно, ребенок использует самые разные каналы восприятия. В учебной деятельности я стараюсь открыть все каналы восприятия каждому ребенку, ведь чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективней идет процесс обучения.

Темперамент-совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности; проявляется в силе чувств, их глубине или поверхности, в скорости их переживания, в устойчивой или быстрой смене.

Поскольку темперамент ребенка является генетически заданной характеристикой, учителю необходимо знать ее для каждого ученика, что позволит понять его поведение, реакцию на слова и действия учителя, а значит оптимальнее управлять его образовательной деятельностью.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная ассиметрия мозга; она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу ребенка.

Огромное значение для меня имеет определение времени готовности ученика ответить учителю на вопрос в секундах. Это мне помогает определить детей, которым противопоказана фронтальная работа. Они не должны быть поставлены в условия «гонки».

. Предлагаемый мною подход к обучению учащихся с первых дней пребывания в школе не создает ситуацию стресса, намного повышает обучаемость.

Литература:


1.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.-М.,1989.

2.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная

интерпретация.-М.,2001.

3.Загвязинский В.И. Теория в вопросах и ответах.- М.,2006.

4.Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент.- М.,2005.

5.Ильин Е.Н. Рождение урока.- М.,1986.

6.Кирьянова А.В.Теория ориентации личности в мире ценностей .

Оренбург, 1996.

7.Кумарин В.В. Педагогика природосообразительности и реформа школы.- М.,2004.

8.Мудрик А.В. Социализация человека.- М.,2004.

9.Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество.-М.,1987.

10.Поташник М.М. Требования к современному уроку.-М.,2007.

11.Хуторский А.В. Методика личностно- ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному.- М.,2005.

12.Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб., 2004.

13.Хуторский А.В. Современная дидактика.- М.,2007.

14. Ямбург Е.А.Воспитание историей .-М., 1989.

15.В.П.Бедерханова., П.Б.Бондарев. В поисках гуманистической реальности.- Краснодар 2007.










Полный текст материала Гуманизация образования как инновационный процесс в первый год обучения ребенка в начальной школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трубоваленко Любовь Алексеевна  Trubovalenko
31.01.2010 0 8601 1062

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК