Статья «Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе моделирования текстовых задач»
Научная статья по выпускной квалификационной работе на тему:
«Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе моделирования текстовых задач»
Аннотация: «Данная статья полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Статья содержит теоретический материал, который необходим учителям для развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в учебном процессе.
Статья будет полезна учителям начальных классов, ведь развитие универсальных учебных действий позволит повысить эффективность образовательного процесса.»
Важность моей работы, обусловлена тем, что главной целью образования в начальной школе становится формирование умения учиться, которое означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать пути решения, поддерживать друг друга. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Проблема моей работы заключается в том, что в современных учебниках по математике для начальной школы содержатся задания, предполагающие, что у ребенка сформированы логические операции. Помимо этого, многие задания представлены в виде текстов, что усложняет младшему школьнику их выполнение, так как преобладающее мышление у данной категории детей остается наглядно-образным. Особым потенциалом в формировании у младших школьников логических универсальных учебных действий обладает учебный предмет «математика». Математика дает множество возможностей для того, чтобы держать мысль ученика в постоянном напряжении, в активной деятельности, в режиме самостоятельных поисков решений посильных задач.
Концепцией развития универсальных учебных действий занималась группа авторов: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно – воспитательного процесса.
Цель исследования – На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы разработать сборник различных видов моделей текстовых задач и обосновать эффективность его использования в развитии логических ууд у младших школьников
Предмет исследования – методика развития логических универсальных учебных действий с помощью моделирования при решении текстовых задач на уроках математики в 4 классе
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу и интернет ресурсы по теме исследования.
Раскрыть сущность понятия «метод обучения», «моделирование», «текстовая задача», «универсальные учебные действия».
Познакомиться с классификацией текстовых задач.
Обобщить материал исследования.
Сделать выводы о проделанной работе.
Практическая значимость моей выпускной квалификационной работы заключается в разработке сборника различных видов моделей текстовых задач, предназначенного учителям начальных классов для развития логических универсальных учебных действий и подготовки к комплексному экзамену учащихся 4 класса.
Составляя теоретическую часть моей дипломной работы, я раскрыла такие понятия, как: универсальные учебные действия, метод обучения, моделирование, текстовая задача.
Мною был разработан сборник по моделированию текстовых задач, который поможет учителю начальных классов развивать логические универсальные учебные действия, а так же подготовить учащихся 4 класса к выпускной проверочной работе.
Содержание сборника направлено на развитие наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу с помощью моделирования. Задания рассчитаны, как на работу в классе, так и на самостоятельное выполнение.
Проводя опытно – экспериментальную работу на практике, я заметила, что с помощью использования сборника «Моделирование» у учащихся 4 класса улучшилась наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, доказывать, умение решать учебную задачу с помощью моделирования, строить логические цепи рассуждений.
Список использованных источников:
Федеральные законы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010.
Монографии, учебники, учебные пособия
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений и фак-ов начальных классов педвузов. – М.: LINKA – PRESS; Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
Петерсон Л.Г. Математика 3 класс часть 2. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 80с.
Петерсон Л.Г. Математика 3 класс часть 3. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 80с.
Петерсон Л.Г. Математика 4 класс часть 2. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 80с.
Чекин А.Л. Математика 3 класс часть 1. – М.: «Академкнига/Учебник», 2013. – 128с.
Чекин А.Л. Математика 3 класс часть 2. – М.: «Академкнига/Учебник», 2013. – 128с.
Чекин А.Л. Математика 4 класс часть 1. – М.: «Академкнига/Учебник», 2013. – 128с.
Чекин А.Л. Математика 4 класс часть 2. – М.: «Академкнига/Учебник», 2013. – 128 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Халып Марина Сергеевна
→ mkhalyp 25.04.2018 0 3416 77 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.