Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
МБОУ «СШ №12»
ЯНАО
Культуроведческий подход
в
преподавании курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Грушевая Раиса Петровна
учитель начальных классов
г.Новый Уренгой
2016г
«Мы живем в мире, в котором изоляция уже невозможна. Мы живем во время беспрецедентной мобильности людей и переплетения культур. Мы все взаимозависимы и разделяем неизбежную ответственность за благосостояние всего мира» («Декларация о роли религии в содействии культуре мира», принятая в Барселоне 18 декабря 1994 года, стр.1)
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Современный национальный воспитательный идеал в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности основан на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу других культур и мировоззрений. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. На основании этого Министерством образования и науки РФ рекомендовано преподавание в образовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Ещё А.А. Фурсенко, будучи министром образования и науки РФ так прокомментировал цели и характер нового учебного курса:
«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя.
Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики.
Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании.
Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».
Важные положения:
-
«Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе»
-
«Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения»
-
«Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний»
-
«Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика»
-
«Уважение и сотрудничество – основа образования»
-
«Юмор и улыбка делают школу человечнее»
Базовые ценности:
-
Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели –
воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
-
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
-
ни одна культура не может быть лучше другой,
-
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Цель курса:
формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу других культур и мировоззрений
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
-
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В связи с этим в качестве основных подходов к преподаванию курса ОРКСЭ определены культуроведческий, коммуникативный, системно–деятельностный и личностно-ориентированный. Главным методологическим принципом реализации курса является культурологический подход, в рамках которого решается задача формирования у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте данного курса культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира и России, воплощенное в языке, традициях, обычаях и верованиях, искусстве и образе жизни.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Основные культурологические понятия учебного курса:
-
«культурная традиция»
-
«мировоззрение»
-
«духовность (душевность)»
-
«нравственность»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя
6 модулей:
Содержание каждого из модулей организуется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
-
отечество,
-
семья,
-
религия
В рамках действующего законодательства Российской Федерации все учащиеся обеспечены учебниками в полном объёме.
Требования к личностным результатам:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Требования к метапредметным результатам
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
-
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Требования к предметным результатам
-
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
-
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
-
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
-
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
-
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику
-
ни одна культура не может быть лучше другой
-
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие.
Урок ОРКСЭ должен включать:
1. Коммуникативные ситуации, нравственные ситуации, проблемные ситуации для эмоциональной включенности ребенка
2. Эмоционально-смысловую кульминацию
3. Работу с текстами, ключевыми словами, нравственными понятиями, со словарем
4. Работу с иллюстративным материалом
5. Совместную деятельность учащихся (учебное сотрудничество - диалоговая форма, задания на осмысление и выражение собственного мнения, инсценировки, разыгрывание по ролям,…)
5. Дидактические игры и игры на общение (ритуалы)
6. Дифференцированные задания
7. Дополнительный материал (художественные и научно-познавательные тексты, иллюстративный материал)
8. Рефлексию для создания завершенного эмоционального образа урока
Культуроведческий подход. Понятие культурного концепта.
Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Культуроведческий подход в преподавании предметов гуманитарного цикла предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса.
Культуроведческий подход направления реализации
- одна культура
- диалог культур
- полилог культур
-
Культуроведческая компетентность – это целостная система представлений о национальных обычаях, традициях, реалиях культуры.
-
Межкультурная компетентность – совокупность конкретных знаний и умений, необходимых члену сообщества для установления контактов с представителями других культур.
-
Поликультурная компетентность включает систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, ценностей, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур.
Культурный концепт представляет собой ментальную единицу, форму интерпретации фрагмента мира, связанную с эмоционально-психической сферой человека.
Концепт "не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека» Д. С. Лихачев.
Структура культурного концепта:
- Предметное содержание
- Культуроведческое содержание
- Эмоция, экспрессия, иоценка
- Вербальные ассоциации
- Невербальные ассоциации- символы
Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин в том числе и предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для не родной, личности, ориентированной на ценностное отношения к родной стране, ее истории и традициям.
Методические приемы
Построение ассоциативных рядов (направленный ассоциативный эксперимент).
Создание «портрета» слова (информационной карты слова).
Основные культурологические понятия учебного курса
-
«культурная традиция»
-
«мировоззрение»
-
«духовность (душевность)»
-
«нравственность»
Изучение религий и воспитание в школе
Интеграция ребенка в культуру: приобщение к культуре семьи, народа, социокультурной группы, общества, мировой культуре (социализация, инкультурация).
В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определенной культуры к миру.
Анализ культурного концепта позволяет выявить, какое оценочное, эмоционально-экспрессивное отношение вызывает конкретная реалия (слово) у носителей языка, представителей культуры.
К такой лексике относят слова, обладающие культурным концептом, который является базовой единицей культуры, ее концентратом.
Культурный концепт выявляет специфические характеристики национального, религиозного видения мира, национального менталитета и характера. Установлено, что в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функционирования в социуме, неоднозначно восприниматься носителями языка.
Так, в разных религиях один и тот же содержательный компонент может иметь различную психологическую форму. Например, представления о Боге в одних религиях выражены в мифопоэтическом образе Бога, т.е. принадлежат уровню наглядного знания, сюжетно и пластически организованного, а потому правдоподобного, согретого эмоциями. В другой религии (или религиях) – совсем иная картина: Бог – это, прежде всего, идея (концепция, догмат Бога), т.е. знание, принадлежащее уровню абстрактно-логического мышления.
Или, например, этнокультурная специфика отношения к подвигу применительно к английскому, немецкому и русскому языкам обнаруживается в признаке способа осуществления этого поступка. Подвиг в глазах англичан и немцев сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умением, действием напоказ и прославленностью.
По-русски подвиг - не искусство, а защита родной земли иногда и ценой собственной жизни. Специфика отношения к чуду на материале сравниваемых языков заключается в том, что для англичан чудо – это прежде всего нечто озадачивающее, необъяснимое и вместе с тем неожиданно приятное, для немцев – нечто волшебное и притягательное, для русских – таинственное, божественное и прекрасное. Разница в представлении этой идеи состоит в едва заметных нюансах соотношения между рациональным и эмоциональным восприятием чуда. В английской культуре отношение к чуду носит более рациональный характер, в русской культуре – более эмоциональный, в немецкой культуре мы видим промежуточную позицию в языковом представлении чудаi.
Таким образом, концепт включает, помимо непосредственного предметного содержания, различные ассоциации (вербальные, невербальные), а также культурологическое содержание.
Структура концепта
Культурологическое содержание
Вербальные ассоциации
Невербальные ассоциации
Методика работы с культурным концептом на уроках
«Основы религиозных культур и светской этики»
При отборе слов для проведения концептуального анализа обращаются прежде всего к словам, имеющим ценностную составляющую: воин, герой, товарищ, брат, сын, враг, семья, дом, родина, отечество, мир, победа, свобода, слава, отвага, смелость, мужество, забота, добро, зло, учение, дружба, любовь и т.д.
Работа над освоением культурных концептов предполагает следующие этапы:
-
знакомство со значением слова, представленном в тексте пособия;
-
подбор синонимов;
-
собирание цепочки слов, помогающей соединить два понятия; приведение примеров слов и словосочетаний, которые называют ассоциации, связанные с определёнными словами;
-
толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным словом;
-
работа с Толковым словарём с целью определения однозначности или многозначности слова, определение одного из значений с помощью контекста и т.д.
Особое место при знакомстве с основами разных религиозных культур занимает работа со словами-символами, повествующими о своеобразии символики религиозной культуры и светской этики. При анализе символов закономерно осмысление учащимися возможных причин возникновения слов-символов.
В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие этапы:
-
ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе (выявление взаимосвязи символа и культурных ценностей);
-
знакомство со словами-символами, после которого осуществляется самостоятельный поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями.
Приемы работы с культурным концептом на уроках
Методический прием «Построение ассоциаций»
Суть приема заключается в соотнесении известных школьнику представлений, которые вызывает рассматриваемая реалия, обозначаемая конкретным словом. Представления могут строиться на основе личного опыта «Что я представляю, когда слышу, вижу, чувствую это» или на основе тех представлений, с которыми он познакомился, читая учебные тексты пособия «Как относятся к этому мусульмане (буддисты, христиане и т.д.)».
При построении ассоциативных рядов используют невербальные ассоциации, которые связаны с образными представлениями (слова и картинки, ситуации), и вербальные – в соединении слов. Ассоциации могут быть чувственные (добрый, злой, любимый), по цвету (красный, синий, желтый), по вкусу (терпкий, сладкий), по запаху (душистый), ассоциации, связанные с природными явлениями (шторм, снег, грибной дождь), с эмоциями (грусть, радость) и др.
Например, невербальные ассоциации слова семья (теплота, любовь, родственники, братья, родной), вербальные (я и мама с папой, мой брат, сестра, муж и жена и т.д.).
В культуре ислама концепт слова семья можно представить через те образы и понятия, которые представлены в тексте учебного пособия. Семья – опора, тепло, защита, покой, обязанность, труд, дети; любовь к детям, уважение к старшим.
При построении ассоциативных рядов важно соотнести собственные представление школьника о концепте слова и те представления, которые существуют в другой, не знакомой ему культуре. Это позволит уяснить духовные ценностей разных культур.
Прием «Построение информационной карты слова».
При построении информационной карты заполняются следующие её части:
Слова – родственники (синонимы); Слова – враги (антонимы); Родственные слова
Ассоциации; Крылатые выражения (высказывания, пословицы, поговорки); Словосочетания с заданным словом
Пример построения информационной карты
При составлении информационной карты важно также объяснить школьникам, в чем разница слов друг, приятель и товарищ. Так, приятель – это человек, с которым сложились хорошие, простые, но не близкие отношения, товарищ – человек, близкий по роду деятельности, занятий, связанный дружескими отношениями.
При изучении ценностей, существующих в разных культурах, важно провести анализ тех из них, которые имеют общее значение. Например, концепт богатство имеет разную концептосферу в культуре православия и в культуре ислама.
В православной культуре богатство зачастую ассоциируется с источником зла. Так у народов, исповедующих православие, существуют пословицы: «Богатому ни правды, ни дружбы не видать», «Чем беднее, тем роднее». «Евангелие не осуждает богатство, а учит, что нельзя уповать на него». «Неправедно полученное богатство ведет к несчастью», «Условие праведного богатства - милостыня, "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся"
В мусульманской культуре «человек не должен избегать богатства как источника зла (как это трактовалось бы в христианстве): в богатстве нет никакого зла. Дело в том, что богатство (то же касается власти или высокого положения в обществе) надо использовать для того, чтобы оно «вело к Богу»: единственная опасность, которая может таиться в нем — это превратиться в самоценность и заставить человека забыть Бога».
Работа с культурными концептам значительно расширит представления учащихся о мире, восприятии этого мира людям разных национальностей, принадлежащими различным культурам.
«Выращивать каждого, а не поле; разглядывать каждого, а не луг!».
iАндрей Вознесенский
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раиса Грушевая
→ Raisa19608968 03.05.2018 0 4764 465 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы