Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»


МБОУ «СШ №12»

ЯНАО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культуроведческий подход

в

преподавании курса

 

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грушевая Раиса Петровна

учитель начальных классов

 

 

 

г.Новый Уренгой

2016г

«Мы живем в мире, в котором изоляция уже невозможна. Мы живем во время беспрецедентной мобильности людей и переплетения культур. Мы все взаимозависимы и разделяем неизбежную ответственность за благосостояние всего мира» («Декларация о роли религии в содействии культуре мира», принятая в Барселоне 18 декабря 1994 года, стр.1)

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Современный национальный воспитательный идеал в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности основан на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу других культур и мировоззрений. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. На основании этого Министерством образования и науки РФ рекомендовано преподавание в образовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Ещё А.А. Фурсенко, будучи министром образования и науки РФ так прокомментировал цели и характер нового учебного курса:

«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя.

Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики.

Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании.

Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».

Важные положения:

  • «Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе»

  • «Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения»

  • «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний»

  • «Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика»

  • «Уважение и сотрудничество – основа образования»

  • «Юмор и улыбка делают школу человечнее»

 Базовые ценности:

  • Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели –
    воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

  • ни одна культура не может быть лучше другой,

  • каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Цель курса:

формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу других культур и мировоззрений

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В связи с этим в качестве основных подходов к преподаванию курса ОРКСЭ определены культуроведческий, коммуникативный, системно–деятельностный и личностно-ориентированный. Главным методологическим принципом реализации курса является культурологический подход, в рамках которого решается задача формирования у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте данного курса культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира и России, воплощенное в языке, традициях, обычаях и верованиях, искусстве и образе жизни.

В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основные культурологические понятия учебного курса:

  • «культурная традиция»

  • «мировоззрение»

  • «духовность (душевность)»

  • «нравственность»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя
6 модулей:

 

 

Содержание каждого из модулей организуется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  • отечество,

  • семья,

  • религия

 

В рамках действующего законодательства Российской Федерации все учащиеся обеспечены учебниками в полном объёме.

 

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Требования к метапредметным результатам

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Требования к предметным результатам

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику

  • ни одна культура не может быть лучше другой

  • каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие.

Урок ОРКСЭ должен включать:

1. Коммуникативные ситуации, нравственные ситуации, проблемные ситуации для эмоциональной включенности ребенка

2. Эмоционально-смысловую кульминацию

3. Работу с текстами, ключевыми словами, нравственными понятиями, со словарем

4. Работу с иллюстративным материалом

5. Совместную деятельность учащихся (учебное сотрудничество - диалоговая форма, задания на осмысление и выражение собственного мнения, инсценировки, разыгрывание по ролям,…)

5. Дидактические игры и игры на общение (ритуалы)

6. Дифференцированные задания

7. Дополнительный материал (художественные и научно-познавательные тексты, иллюстративный материал)

8. Рефлексию для создания завершенного эмоционального образа урока

 

Культуроведческий подход. Понятие культурного концепта.

Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Культуроведческий подход в преподавании предметов гуманитарного цикла предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса.

Культуроведческий подход направления реализации

- одна культура

- диалог культур

- полилог культур

 

  • Культуроведческая компетентность – это целостная система представлений о национальных обычаях, традициях, реалиях культуры.

  • Межкультурная компетентность – совокупность конкретных знаний и умений, необходимых члену сообщества для установления контактов с представителями других культур.

  • Поликультурная компетентность включает систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, ценностей, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур.

Культурный концепт представляет собой ментальную единицу, форму интерпретации фрагмента мира, связанную с эмоционально-психической сферой человека.

Концепт "не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека» Д. С. Лихачев.

 

Структура культурного концепта:

- Предметное содержание

- Культуроведческое содержание

- Эмоция, экспрессия, иоценка

- Вербальные ассоциации

- Невербальные ассоциации- символы

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин в том числе и предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для не родной, личности, ориентированной на ценностное отношения к родной стране, ее истории и традициям.

 

Методические приемы

Построение ассоциативных рядов (направленный ассоциативный эксперимент).

Создание «портрета» слова (информационной карты слова).

 

Основные культурологические понятия учебного курса

  • «культурная традиция»

  • «мировоззрение»

  • «духовность (душевность)»

  • «нравственность»

 

 

 

Изучение религий и воспитание в школе

Интеграция ребенка в культуру: приобщение к культуре семьи, народа, социокультурной группы, общества, мировой культуре (социализация, инкультурация).

В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определенной культуры к миру.

Анализ культурного концепта позволяет выявить, какое оценочное, эмоционально-экспрессивное отношение вызывает конкретная реалия (слово) у носителей языка, представителей культуры.

К такой лексике относят слова, обладающие культурным концептом, который является базовой единицей культуры, ее концентратом.

Культурный концепт выявляет специфические характеристики национального, религиозного видения мира, национального менталитета и характера. Установлено, что в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функционирования в социуме, неоднозначно восприниматься носителями языка.

Так, в разных религиях один и тот же содержательный компонент может иметь различную психологическую форму. Например, представления о Боге в одних религиях выражены в мифопоэтическом образе Бога, т.е. принадлежат уровню наглядного знания, сюжетно и пластически организованного, а потому правдоподобного, согретого эмоциями. В другой религии (или религиях) – совсем иная картина: Бог – это, прежде всего, идея (концепция, догмат Бога), т.е. знание, принадлежащее уровню абстрактно-логического мышления.

Или, например, этнокультурная специфика отношения к подвигу применительно к английскому, немецкому и русскому языкам обнаруживается в признаке способа осуществления этого поступка. Подвиг в глазах англичан и немцев сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умением, действием напоказ и прославленностью.

По-русски подвиг - не искусство, а защита родной земли иногда и ценой собственной жизни. Специфика отношения к чуду на материале сравниваемых языков заключается в том, что для англичан чудо – это прежде всего нечто озадачивающее, необъяснимое и вместе с тем неожиданно приятное, для немцев – нечто волшебное и притягательное, для русских – таинственное, божественное и прекрасное. Разница в представлении этой идеи состоит в едва заметных нюансах соотношения между рациональным и эмоциональным восприятием чуда. В английской культуре отношение к чуду носит более рациональный характер, в русской культуре – более эмоциональный, в немецкой культуре мы видим промежуточную позицию в языковом представлении чудаi.

Таким образом, концепт включает, помимо непосредственного предметного содержания, различные ассоциации (вербальные, невербальные), а также культурологическое содержание.

 

 

 

 

Структура концепта

 

 

Культурологическое содержание

 

 

 

Вербальные ассоциации

 

 

 

 

 

 

 

 

Невербальные ассоциации

 

 

 

 

 

 

Методика работы с культурным концептом на уроках

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

При отборе слов для проведения концептуального анализа обращаются прежде всего к словам, имеющим ценностную составляющую: воин, герой, товарищ, брат, сын, враг, семья, дом, родина, отечество, мир, победа, свобода, слава, отвага, смелость, мужество, забота, добро, зло, учение, дружба, любовь и т.д.

Работа над освоением культурных концептов предполагает следующие этапы:

  • знакомство со значением слова, представленном в тексте пособия;

  • подбор синонимов;

  • собирание цепочки слов, помогающей соединить два понятия; приведение примеров слов и словосочетаний, которые называют ассоциации, связанные с определёнными словами;

  • толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным словом;

  • работа с Толковым словарём с целью определения однозначности или многозначности слова, определение одного из значений с помощью контекста и т.д.

Особое место при знакомстве с основами разных религиозных культур занимает работа со словами-символами, повествующими о своеобразии символики религиозной культуры и светской этики. При анализе символов закономерно осмысление учащимися возможных причин возникновения слов-символов.

В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие этапы:

  • ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе (выявление взаимосвязи символа и культурных ценностей);

  • знакомство со словами-символами, после которого осуществляется самостоятельный поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями.

 

 

Приемы работы с культурным концептом на уроках

Методический прием «Построение ассоциаций»

Суть приема заключается в соотнесении известных школьнику представлений, которые вызывает рассматриваемая реалия, обозначаемая конкретным словом. Представления могут строиться на основе личного опыта «Что я представляю, когда слышу, вижу, чувствую это» или на основе тех представлений, с которыми он познакомился, читая учебные тексты пособия «Как относятся к этому мусульмане (буддисты, христиане и т.д.)».

При построении ассоциативных рядов используют невербальные ассоциации, которые связаны с образными представлениями (слова и картинки, ситуации), и вербальные – в соединении слов. Ассоциации могут быть чувственные (добрый, злой, любимый), по цвету (красный, синий, желтый), по вкусу (терпкий, сладкий), по запаху (душистый), ассоциации, связанные с природными явлениями (шторм, снег, грибной дождь), с эмоциями (грусть, радость) и др.

Например, невербальные ассоциации слова семья (теплота, любовь, родственники, братья, родной), вербальные (я и мама с папой, мой брат, сестра, муж и жена и т.д.).

В культуре ислама концепт слова семья можно представить через те образы и понятия, которые представлены в тексте учебного пособия. Семья – опора, тепло, защита, покой, обязанность, труд, дети; любовь к детям, уважение к старшим.

При построении ассоциативных рядов важно соотнести собственные представление школьника о концепте слова и те представления, которые существуют в другой, не знакомой ему культуре. Это позволит уяснить духовные ценностей разных культур.

Прием «Построение информационной карты слова».

При построении информационной карты заполняются следующие её части:

Слова – родственники (синонимы); Слова – враги (антонимы); Родственные слова

Ассоциации; Крылатые выражения (высказывания, пословицы, поговорки); Словосочетания с заданным словом

 

Пример построения информационной карты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При составлении информационной карты важно также объяснить школьникам, в чем разница слов друг, приятель и товарищ. Так, приятель – это человек, с которым сложились хорошие, простые, но не близкие отношения, товарищ – человек, близкий по роду деятельности, занятий, связанный дружескими отношениями.

При изучении ценностей, существующих в разных культурах, важно провести анализ тех из них, которые имеют общее значение. Например, концепт богатство имеет разную концептосферу в культуре православия и в культуре ислама.

В православной культуре богатство зачастую ассоциируется с источником зла. Так у народов, исповедующих православие, существуют пословицы: «Богатому ни правды, ни дружбы не видать», «Чем беднее, тем роднее». «Евангелие не осуждает богатство, а учит, что нельзя уповать на него». «Неправедно полученное богатство ведет к несчастью», «Условие праведного богатства - милостыня, "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся"

В мусульманской культуре «человек не должен избегать богатства как источника зла (как это трактовалось бы в христианстве): в богатстве нет никакого зла. Дело в том, что богатство (то же касается власти или высокого положения в обществе) надо использовать для того, чтобы оно «вело к Богу»: единственная опасность, которая может таиться в нем — это превратиться в самоценность и заставить человека забыть Бога».

Работа с культурными концептам значительно расширит представления учащихся о мире, восприятии этого мира людям разных национальностей, принадлежащими различным культурам.

 

 

 

 

«Выращивать каждого, а не поле; разглядывать каждого, а не луг!».

iАндрей Вознесенский

 


Полный текст материала Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раиса Грушевая  Raisa19608968
03.05.2018 0 4764 465

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК