Педагогический проект «Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность»
Об организации проектной деятельности для учащихся 1 - 4 классов в период введения ФГОС. Обобщение опыта работы по теме самообразования.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (от 01.12.2007 № 309-Ф3; ст. 7) федеральные государственные образовательные стандарты – это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта заключается в том, что осуществляется переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. Происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно – деятельностную которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Актуальность данной темы связана с требованием времени. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование познавательной активности обучающихся в учебном процессе.
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к. познавательная активность это необходимое условие формирования умственных качеств личности.
Плодотворной почвой для этого является как, учебная так и внеурочная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка, так как в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.
Одним из наиболее эффективных методов, является проектная деятельность, которая имеет высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся к познавательной мотивированности; развитие социальных навыков младших школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах. Для начальной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта - создание условий для развития познавательной активности младших школьников через проектную деятельность.
В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:
- Изучить специфику метода проектов.
- Описать педагогические условия, эффективно влияющие на развитие по-знавательной активности младших школьников через проектную деятельность на учебных занятиях и во внеурочное время.
- Выявить и осуществлять поддержку обучающихся, склонных к занятию проектной деятельностью.
- Организовать сотрудничество учителей, учащихся и родителей в процессе проектной деятельности.
- Проводить отслеживание развития сформированности речевых навыков, внимания, памяти, мышления, навыков самоорганизации обучающихся вовлечённых в проектную деятельность.
- Разработать методические рекомендации для педагогов по педагогическому сопровождению проектной деятельности обучающихся.
Вовлечение школьников в проектную деятельность на уроке и во внеурочное время можно рассматривать в качестве одного из путей, который способствует развитию познавательной активности обучающихся и их творческой самореализации, что приводит к повышению качества образования.
Формы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, про-граммное обеспечение, цифровой образовательный ресурс, содержащий в себе полное собрание методики и дидактики.
Объект: деятельность учителя и обучающихся в процессе организации про-ектной деятельности на уроках в начальной школе и внеклассной работе.
Участники проекта – обучающиеся 1-4 классов, педагоги, администрация школы, библиотекарь, классные руководители, родители. Участники проектного процесса находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены.
Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров [1] отмечают, что метод проектов способствует формированию у обучающихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и её результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. В то же время у учеников развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
4. Основное содержание проекта
1) Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения
В настоящее время с введением ФГОС НОО в образовательную деятельность школ, учителя используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ребёнок выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На её место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
Цель проектной деятельности - стимулировать познавательный интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность.
Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2, с. 66]. Более того, ученый отмечает, что о методе проектов можно говорить как о целой педагогической технологии, которая включает в себя совокупность других методов обучения, главным образом творческих. На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами проведено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогическую технологию, отвечающую современным требованиям системы образования.
В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киселёва Галина Николаевна
→ kiseleva_gn 02.04.2019 0 3186 98 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.