Формирование и развитие гигиенических знаний и навыков у учащихся начальной школы
Туринский городской округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
Формирование и развитие гигиенических знаний и навыков у учащихся начальной школы
Учитель начальных классов
Белобородова Любовь Анатольевна
Туринск 2010
Ухудшение здоровья школьников в России за последнее время стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
По данным ученых за последние годы в Российской Федерации увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья: хронические заболевания диагностируются у 45% школьников, 40% - имеют различные функциональные отклонения (миопия, нарушение осанки, психические расстройства, заболевания органов пищеварения и др.) и лишь около 20% учащихся являются здоровыми.
Усложняет положение эпидемиологическая обстановка, связанная с ростом таких заболеваний, как туберкулез, кишечные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем.
Ежегодно медицинские специалисты регистрируют до 1,5 млн. случаев гельминтозных заболеваний. Паразитарные болезни снижают трудоспособность взрослого населения и являются одной из причин задержки физического и психического развития детей.
В связи с создавшейся обстановкой остро встает вопрос об усилении работы по формированию и развитию гигиенических знаний и навыков у детей в образовательных учреждениях.
В целях реализации данной задачи в программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предлагается включить следующие темы:
Личная гигиена школьника.
Режим дня, учебы и отдыха.
Двигательная активность и закаливание организма.
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Гигиена питания.
Гигиена окружающей среды.
Гигиенические аспекты полового воспитания.
Целью гигиенического обучения и воспитания школьников является формирование, сохранение и приумножение их здоровья посредством профилактических мероприятий, направленных на выработку устойчивых стереотипов безопасного для здоровья поведения.
В своей педагогической деятельности учитель решает следующие задачи:
расширение гигиенических знаний и навыков учащихся;
формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;
формирование у школьника чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Работа по гигиеническому образованию и воспитанию школьников требует от учителя творческого подхода и выстраивается на основе личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися. Познавательный материал на уроке должен сочетаться с заданиями, способствующими закреплению гигиенических знаний на практике.
Условиями достижения положительных результатов является соблюдение следующих подходов к организации образовательного процесса:
Связь теории с практикой.
Преемственность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников.
Использование образовательных технологий, направленных на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Обеспечение согласованности действий учителя и родителей в гигиеническом воспитании учащихся.
Занятия с учащимися начальных классов рекомендуется проводить в игровой форме, наиболее доступной для данной возрастной категории школьников. Игра развивает произвольное внимание, речь, детское творчество, помогает повторить изученный ранее материал, закрепить на практике знания и умения, создает реальные педагогические условия, в которых ребенок может проявить самостоятельность и ответственность за свои поступки. Могут быть использованы разные формы работы учащихся: устный журнал («Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья»), кукольный спектакль («В гостях у Мойдодыра», «Ученическая скорая помощь» и др.), коллективная работа над проектом «Чистота – залог здоровья» и т. д.
Для лучшего восприятия учебного материала учащимися начальных классов рекомендуется на уроках ОБЖ использовать красочно оформленные наглядные пособия, проводить просмотры диафильмов и кинофильмов, приводить примеры из жизни литературных героев..
Особое внимание уделяется оздоровительным минуткам, включающим в себя элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз и осанки.
Одним из важных, ключевых моментов гигиенического обучения и воспитания школьников является выработка мотивации учащихся на сознательное отношение к своему здоровью, создание ситуации успеха в решении вопросов совершенствования их здоровья.
Примерное распределение тем и содержания гигиенического обучения и
воспитания учащихся начальной школы»
В 1 классе гигиеническое обучение и воспитание учащихся рекомендуется начинать с изучения вопросов личной гигиены и режима дня школьника. Занятия организовываются за счет 1 часа, отведенного на тему «Улица полна неожиданностей» в разделе «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».
На уроке учащиеся получают сведения о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья. Учитель разъясняет школьникам правила личной гигиены, учит, как правильно умываться, чистить зубы, причесываться, стричь ногти, чистить одежду и обувь и др. На практических занятиях уместна демонстрация под микроскопом микрофлоры, находящейся в налете, снятом с зубов.
Внимание школьников акцентируется на необходимости мытья рук перед едой, после игры с домашними животными, посещения туалета и т.д. Учитель сообщает учащимся информацию о том, что чистая кожа обладает способностью выделять вещества, губительно действующие на бактерии.
Правила личной гигиены не требуют особых затрат, однако, чтобы они стали нормой для школьника, требуется повторение их не только в школе, но и дома.
В заключение урока можно провести самоанализ «Как ты заботишься о своих волосах и ногтях?» .
На занятиях по теме «Режим дня школьника» учитель акцентирует внимание учащихся на значении режима для здоровья и хорошей учебы. Целесообразно совместно со школьниками составить режим дня учащихся начальных классов. Преподаватель обращает внимание детей на необходимость смены деятельности в течение дня, на своевременное принятие пищи, организацию активного отдыха после школьных занятий, вместе с учащимися определяет время для приготовления домашнего задания.
Рекомендуется остановиться на значении утренней гимнастики в режиме школьника. Упражнения утренней гимнастики способствуют быстрому переходу от сна к бодрствованию, усиливают кровообращение и дыхание, повышают работоспособность, способствуют общему укреплению организма.
Дополнительно на уроке учащиеся приобретают знания об организации рабочего места дома, о необходимости содержания его в чистоте, о значении правильной посадки за письменным столом. Учитель дает рекомендации по гигиене зрения (просмотр телепередач, компьютерные игры, чтение литературы, проведение гимнастики для глаз) и гигиене сна, акцентируя внимание на гигиенических требованиях к постельным принадлежностям.
Для закрепления знаний первоклассникам предлагается представить в рисунках сведения, полученные на занятиях (режим дня в рисунках, зарядка в рисунках и др.).
Учащихся начальных классов рекомендуется приобщать к самоанализу соблюдения гигиены и оценке своего здоровья, так как данный подход является важным условием мотивации здорового образа жизни. Помощь в данном случае может оказать дневник здоровья .
Во 2 классе в разделе «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» рекомендуется рассмотреть вопросы закаливания, отведенного на и профилактики инфекционных заболеваний .
Урок по теме «Закаливание» рекомендуется начать со сведений о природных факторах закаливания: солнце, воздухе и воде. Более подробно сообщить о правилах пользования воздушными ваннами, порядке проведения водных процедур (купание, обливание, обтирание, ножные ванны).
Успешность закаливания зависит от соблюдения следующих принципов:
учет индивидуальных особенностей организма,
постепенность,
систематичность,
комплексность.
Внимание школьников обращается на гигиенические требования к одежде и обуви, а также соответствие одежды погодным условиям и характеру занятий.
Тему «Профилактика инфекционных заболеваний» учителю рекомендуется начать с раскрытия понятия о болезнетворных микроорганизмах, вызывающих заболевания. Определяются пути распространения микробов: воздушный, водный, насекомые, загрязненные пищевые продукты и предметы общего пользования.
Подробного рассмотрения требует вопрос заражения человека гельминтами.
При освещении данного вопроса рекомендуется придерживаться следующего плана:
ознакомление школьников с возбудителями и источниками заболевания;
изучение путей передачи инфекции;
ознакомление с первыми признаками болезни и мерами профилактики заболеваний.
Учитель отмечает, что заболевания наиболее распространены среди детского населения из–за нарушения личной гигиены. От заражения можно себя предохранить, выполняя следующие рекомендации:
мыть руки перед едой с мылом;
перед употреблением тщательно мыть зелень, ягоды и фрукты;
пить только кипяченую воду;
не употреблять в пищу сырое мясо и рыбу;
ухаживая за животными, помнить о правилах личной гигиены.
Данную тему следует обсудить на родительских собраниях. Учитель информирует родителей о симптомах заболевания (снижение аппетита, наличие анального зуда, неприятного запаха изо рта, темные круги под глазами и т.п.), обращает внимание на необходимость лечения всех членов семьи, включая животных, в случае выявления заболевания у одного из них.
В 3 классе в раздел ««Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» рекомендуется ввести за счет 1 часа, отведенного на тему «Правила поведения учащихся на улице, дороге», сведения о гигиене питания.
На уроке акцентируется внимание учащихся на:
соблюдение правил гигиены питания;
формирование отношения к питанию как к профилактике заболеваний;
понимание соотношения энергетической ценности продуктов и возрастных особенностей организма;
формирование чувства собственной ответственности за свое здоровье на основе применения знаний, полученных на уроке, в повседневной жизни.
Школьники узнают о значении пищи для роста и развития детского организма, о полноценном питании, о недопустимости питания в сухомятку и о вредном воздействии на организм избыточного употребления сладостей.
Педагог разъясняет учащимся необходимость тщательного мытья овощей и фруктов, на поверхности которых могут находиться яйца гельминтов, а также защиты готовых блюд и продуктов от мух как переносчиков инфекций.
На практической части урока под руководством учителя учащиеся составляют примерное суточное меню, посещают школьную столовую, где закрепляются принципы здорового питания.
В 4 классе вопросы гигиены окружающей среды можно рассмотреть при изучении темы «Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих» раздела «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей».
Учитель организует освоение знаний об окружающей среде города, школы, класса, о тесной взаимосвязи природы и здоровья человека. Школьники узнают о роли зеленых насаждений в оздоровлении окружающей среды, о значении чистоты помещения для здоровья человека. В ходе поисковой беседы школьники вместе с учителем определяют гигиенические требования к учебным помещениям: освещение, проветривание, влажная уборка и др.
Многие школьники вместе с родителями трудятся на дачных участках, поэтому педагогу целесообразно на занятии напомнить учащимся о профилактике паразитарных заболеваний при работе с почвой.
Для учащихся 4 классов рекомендуется проведение классного часа по теме «Гигиенические аспекты полового воспитания».
Мероприятие проводится в форме доверительной беседы (с приглашением медицинских специалистов) для девочек и мальчиков отдельно.
Основными вопросами для беседы могут быть:
- специфическая гигиена;
- необходимость содержания тела в чистоте;
- гигиенические требования к постельному и нательному белью и др.
В беседе с мальчиками рекомендуется обратить внимание на мужские черты личности, а в беседе с девочками уделить должное внимание вопросам аккуратности и женственности.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предметно – информационная составляющая образованности.
Знание:
правил личной гигиены;
режима дня, учебы и отдыха;
роли пищи для развития детского организма;
значения личной гигиены в профилактике инфекционных заболеваний;
о влиянии окружающего мира на здоровье человека;
специфической гигиены мальчиков и девочек.
Деятельно – коммуникативная составляющая образованности.
Умения:
соблюдать правила личной гигиены;
выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры;
употреблять пищу в соответствии с гигиеническими требованиями;
соблюдать гигиенические требования к помещениям (дома и в школе).
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
понимание значения личной гигиены;
овладение основами самоорганизации здорового образа жизни.
Таким образом, реализация содержания гигиенического образования на уроках ОБЖ способствует:
формированию гигиенической культуры учащихся, навыков организации здорового образа жизни;
воспитанию негативного отношения к нарушению гигиенических норм и правил, способных нанести вред здоровью человека;
формированию адекватного поведения учащихся в случае возникновения заболевания, грамотному выполнению действий, направленных на выздоровление;
участию школьников в формировании среды, способствующей укреплению своего здоровья и здоровья окружающих.
Приложение №1
Комплекс утренней гигиенической гимнастики для учащихся начальных классов
1.Ходьба.
1.Ходьба друг за другом, свободно размахивая руками.
2.Ходьба с высоким подниманием коленей, руки на пояс.
3.Непродолжительный бег.
4.Ходьба и перестроение в круг для выполнения общеразвивающих упражнений.
2.Упражнения.
1.«Покажем, какие мы сильные».
И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулак, смотреть прямо.
1) руки в стороны, пальцы выпрямить, ладони вниз;
2) с напряжением, руки к плечам, пальцы сжать в кулаки (10-12 раз).
2.«Тук – тук».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-3 –наклоны вперед со словами» тук-тук», постучать правым кулачком о левый;
4-выпрямиться, руки на пояс, хорошо прогнуться – вдох;
При повторении левым кулачком постучать о правый (4-6 раз);
3.И.п. – лечь на живот, ноги вместе прямые, руки согнуты;
1-2- поднять руки вверх - в стороны; поднять ноги, прогнуться - вдох;
3-4 – возвращаемся в и.п. – выдох (8 раз).
3.Успокаивающая ходьба.
1.Ходьба на месте.
2.Ходьба «змейкой» со сменой направления.
Приложение №2
Физкультминутки и оздоровительные паузы
Комплекс №1
И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1-2 –руки вверх, 3-4 - потянуться;
И.п. - сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1-2 – наклон вправо; 3 – 4 – и.п. То же влево.
И.п. – сидя за партой. 1-2 – встать, выпрямиться; 3-4 – и. п.
И.п. - сидя за партой. 1-2 –встать. Руки к плечам. 1-2 – руки вверх; 3-4 – и.п.
Комплекс №2
И.п. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены.
1 – 2 - поворот туловища вправо, руки вверх; 3 – 4 - и.п.
И.п. – сидя за партой, руки за голову. 1 – 2 - поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3-4 - и.п.
И.п. – стоя за партой. 1-2 - сесть за парту; 3-4 - и.п.
И.п. – стоя за партой, руки на пояс; 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – и.п.
Комплекс №3
И.п. – сидя за партой, руки вытянуться вперед, поднять руки вверх, прогнуться, посмотреть вверх; вернуться в и.п.
И.п. – сидя на краю парты, руки за голову, локти вперед. Выпрямляя, поднять правую ногу вперед, локти отвести в сторону; вернуться в и.п. То же другой ногой.
И.п. – сидя за партой, руки к плечам, локти прижаты к туловищу. Вращение рук вперед, вращение рук назад.
Комплекс №4 (физкультурная пауза)
И.п. – основная стойка. Руки через стороны вверх, подняться на носки, подтянуться; вернуться в и.п.
И.п. – стойка, руки к плечам, локти прижаты к туловищу. Вращение рук вперед, вращение рук назад.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны вперед, руки в стороны; вернуться в и.п.
И.п. – присед на носках, руки на коленях. 3 прыжка на месте в приседе, выпрямиться.
И.п. – основная стойка. Выпад правой ногой вперед, руки вверх, в стороны; вернуться в и.п. То же левой ногой.
И.п. - стойка - ноги врозь. Руки в стороны. Наклониться вперед, расслабить мышцы, уронить руки вниз и потрясти ими; вернуться в и.п.
5. Физкультминутка для младших школьников
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Зубную пасту мы берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
6. Оздоровительные минутки
«Держи осанку»
Упражнение выполняется стоя или сидя, руки опущены.
1. Завести руки за спину и соединить ладони.
2. Расположить кисти так, чтобы мизинцы касались позвоночника.
3. Локти поднять и выпрямить спину, плечи отвести назад, грудную клетку развернуть.
4. Дыхание спокойное, медленно вернуться в исходное положение.
«Упражнения животных»
1. «Кошечка» - поднять вытянутую правую руку, а затем левую.
2. «Обезьянка» - круговые движения влево - вправо, наклон вперед - назад.
3. «Осьминожек» - плечи поднять - опустить, оба вместе, затем по очереди, круговые движения плечами вперед - назад.
4. «Птичка» - руки поднять, опустить, выполнить круговые движения вперед – назад.
5. «Лошадка» - сгибая ноги, поднять по очереди левую, а затем правую.
7. Упражнение для отдыха, снятия угнетенного состояния, помогающее успокоиться и сосредоточиться:
Все умеют танцевать,
Прыгать бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая,
Замедляется движение, исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
8. Упражнения, способствующие улучшению мозгового кровоснабжения:
1. И.п. - сидя на стуле. На счет 1-2-плавно наклонить голову назад, на счет 3-4-голову наклонить вперед и вернуть в и.п., плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. На счет 1- поворот головы направо, на счет 2-и.п., на счет 3- поворот головы налево, на счет 4-и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п.- стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1- махом левую руку занести через левое плечо, голову повернуть налево, на счет 2- и.п., на счет 3-4- то же выполнить правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Приложение №3
Мероприятия по укреплению здоровья
1. Дыхательная гимнастика
Комплекс №1
1. Закрыть глаза, дышать закрытым ртом через нос, представляя, что вдох и выдох делается через точку между бровями.
2. Дышать, медленно произнося счет:
1,2,3,4 – вдох,
1,2,3,4 – выдох.
Мысленно представить, что вдох делается по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка.
3. Закрыть глаза, сделать вдох (представляя, что воздух движется от большого пальца левой ноги вверх до бровей) и выдох (мысленно ощутить, как воздух от бровей движется вниз по правой стороне тела до пальцев правой ноги). Дышать 8-10 раз.
Комплекс №2 (для учащихся начальной школы)
1. И.п. – основная стойка.
Как пыхтит тесто?
«пых – пых- пых…»
2. Как паровоз выпускает пар?
«Из – из – из…»
3.»Как шипит гусь?
«ш – ш – ш…»
4. Как мы смеемся?
«Ха – ха – ха…»
5. Как воздух выходит из шарика?
«с – с – с…»
6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони:
«ф – ф – ф
7. И.п.- сидя, руки на поясе. Сильно втягивая живот, делаем затяжной выдох, произнося в конце «у-у».
8. Ходьба.
2 шага – вдох.
2 шага - выдох.
2. Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии.
Комплекс №1
Учитель предлагает детям:
1. Передвинуть кузнечика из одной клеточки таблицы в другую согласно командам: вверх, вниз, вправо, влево.
2. Соотнести местоположение кузнечика с жестом учителя.
3. Закрыть глаза; слушая задание, мысленно передвигаться вместе с кузнечиком.
|
|
|
|
|
Рисунок кузнечика |
|
|
|
|
|
|
Комплекс №2
1. «Бархатная чернота» - закрыть глаза ладонями на 1-2 минуты. Повторить 4-5 раз.
2. Зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть и посмотреть вдаль, считая до 5. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед, не поворачивая головы, следить глазами за движениями указательного пальца (вверх, вниз, вправо, влево). Повторить 6-8 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, затем перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. Проделать 3-5 круговых движений глазами в правую сторону, расслабить глазные мышцы, посмотрев вдаль на счет 1-5. Повторить 1-3 раза.
3. Точечный массаж
1 точка – на надбровных дугах ближе к переносице (снятие головной боли, боли в глазах).
2 точка – на месте соединения большого пальца руки с внешней поверхностью ладони (снятие головной боли и заложенности носа при насморке).
3 точка – область гайморовых пазух и крыльев носа (лечение насморка).
4 точка – седьмой шейный позвонок и первый грудной (улучшает общее состояние организма).
5 точка – в области подзатылочной ямки (улучшает работу головного мозга и сердечно – сосудистой системы).
4. Закаливание носоглотки, профилактика ОРЗ.
1. Приготовить сбор трав.
2. Залить 2 стаканами воды и прокипятить на медленном огне 15 минут.
3. Настоять, профильтровать, охладить до 25 градусов.
4. Полоскать в первую неделю 3 раза в день, далее 2 раза.
5.Через каждые 5 дней снижать температуру отвара на один градус.
6. Полоскание продолжать в течение месяца.
Сбор №1
2 ч.л. аира болотного, 1 ст.л. девясила высокого, 1 ч.л. щавеля конского,
2 ч.л. лапчатки прямостоячей.
Сбор №2
1ч.л. цветов календулы, 2 ч.л. листьев мать – и - мачехи, 2 ч.л. шалфея, 2 ч.л. зверобоя.
Сбор №3
1ст.л. ромашки аптечной, 1ст.л. эвкалипта, 1ст.л. шалфея.
В профилактических целях используются солевые (1г поваренной соли на стакан воды), йодные (2 капли йода на стакан воды) или содовые полоскания (0,5 г питьевой соды на стакан воды).
5. Самоанализ «Как ты заботишься о своих волосах и ногтях?»
Подчеркни ответ, который соответствует твоему поведению:
1. Я регулярно мою и расчесываю свои волосы Да Нет
2. Ежедневно делаю массаж головы Да Нет
3. Люблю приглаживать руками свои волосы Да Нет
4. В холодную погоду надеваю головной убор Да Нет
5. Не ношу тесных шапок Да Нет
6. Ухаживаю за своими ногтями на руках Да Нет
7. Не грызу ногти Да Нет
8. Я слежу за ногтями на ногах Да Нет
9. Не ношу тесную обувь Да Нет
10. Я не курю и не употребляю спиртные напитки Да Нет
11. Мне удается избегать нервных напряжений Да Нет
6. Дневник самонаблюдения
№ |
Название мероприятий |
Дни недели |
||||||
П. |
В. |
С. |
Ч. |
П. |
С. |
В. |
||
1. |
Я проснулся (указать время) |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Утренняя гимнастика |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Гигиенические процедуры |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Организация рационального питания в течение дня |
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Сколько было уроков |
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Сколько времени находился в школе |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Прогулка и игры на свежем воздухе |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Сколько времени затратил на: а) приготовление уроков, б) домашние дела, в) занятие спортом, г) чтение художественной литературы. |
|
|
|
|
|
|
|
9. |
Продолжительность просмотра телепередач (игр на компьютере) |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Доброе дело |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Как себя чувствую в конце дня |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Ложусь спать (указать время) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка самочувствия а) не устал, б) мало устал, в) очень устал |
|
|
|
|
|
|
|
7. Карта анализа заболеваемости и выполнения режима дня учащимися
Фамилия, имя уч-ся. |
Нарушение режима дня |
Заболевания (П–простудные Х-хронические) |
|||||
Занятие физической культурой |
Закаливание |
Питание (3р. в день) |
Отдых на свежем воздухе |
Про- смотр ТВ (более 10 часов в неделю) |
Сон (не менее 9 часов) |
||
Ива-нов П. |
_ |
_ |
+ |
+ |
_ |
+ |
П-4 Х |
Пет-ров И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
_ |
+ |
П-0 Х-0 |
И.т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Св-ск., 1994.
2. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М., 1971.
3. Анисимова Н.В., Каралашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М.: Сфера, 2002
4. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Здоровый образ жизни. Е.,1999г.
5. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М.: «Владос», 2003г.
6. Безруких М.М., Филиппова Т.В. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников. М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001.
7. Белецкая В.И. и др. Школьная гигиена. М., 1983.
8. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. М.: Просвещение. 1992.
9. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
10. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. М.: Просвещение, 2002.
11. Зайцев Г.К. Школьная валеология. АКЦИДЕНТ, 1997.
12. Зайцев Г.К. Школьная валеология.С-П.: Детство – пресс, 2001.
13. Зайцев Г.К. Твое здоровье. С-П.: Детство – пресс, 2001.
14. Касаткина В.Н. Педагогика здоровья. М.: Линка – Пресс, 2001.
15. Касаткина В.Н. Щеплякина Л.А. Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 – 11 класс. М., 2003.
16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., Вако, 2004.
17. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М.,1996.
18. Куценко Г.И. Жашкова И.А. Основы гигиены М.,1980.
19. Марков В.В. Основы здорового образа жизни. М.: Академия, 2001.
20. Михайлов В.С. Культура питания и здоровье семьи. М.,1987.
21. Нетопина С.А. Школьникам об учебе и отдыхе. М., 1983.
22. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.: «Сфера», 2003.
23. Покровский А.А. Беседы о питании. М. 1986.
24. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия /Перевод с англ. М.: Физкультура и спорт, 1993.
25. Соковня - Семенова И.И. Основы физиологии гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний. М.: Академия. 1999
26. Спирина В.П. Закаливайте детей. М.,1967.
27. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-8 лет. Академия развития, 2003.
28. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. М., 1988.
29. Чаклин А.В., Милиевская И.Л. Сохранить здоровье смолоду. М.,1987.
30. Чикин С.Я. Здоровье – всему голова. М., 1983.
31. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников. Пособие для учителя. М., 1985.
32. Шилко И.П. Питание и здоровье. С.,1978.
33. Все о здоровом образе жизни. Издательский дом «Ридера Дайджест». 1998.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белобородова Любовь Анатольевна
→ Август 30.08.2010 4 6973 964 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.