План самообразования «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»


ФИО: Гринина Марина Александровна

Место работы: МОУ Первомайская СОШ №2

Должность: учитель начальных классов


Грининой Марины Александровны

учителя начальных классов МОУ Первомайской СОШ №2

«Учебные проекты как средство развития

навыков исследовательской деятельности

младших школьников»

Срок реализации 2009 – 2013 г.

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться», т.к. это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

  • Изучить теоретические основы новой технологии;

  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

  • Исследовать результативность применения метода проектов;

  • Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

Теоретические основы технологии учебных проектов

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;

  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.



Практическая основа технологии учебных проектов


- коллективные проекты во внеурочной работе;

- уроки в режиме проектного обучения;

- опытно-экспериментальная работа.


Разработка проекта


I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)


Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);


II этап: Сбор и обработка информации



Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);


III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;

  • анализ разнообразной информации;

  • программа действий;

  • разработка варианта реализации своей программы.


IV этап: Реализация плана действий (проекта)

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);



V этап: Подготовка к защите проекта

( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио,

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.



VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)


Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).


VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).




Банк проектов

"Поговорка – цветочек, пословица - ягодка"

"Пернатые друзья"

"Осторожно, зима!"

"Охрана зрения"

"Я хочу, чтобы мой город был чистым!"

"Культура и традиции Первомайского района"

"В этих сказках всюду счастье"


Опытно-экспериментальная работа


  • Участие в региональном семинаре «Проектирование информационно-образовательной среды ОУ»;

  • Защита учебных проектов по программе Intel «Обучение для будущего»;

  • Обобщение и представление опыта работы на ШМО учителей начальных классов;

  • Участие в областной экспериментальной площадке «Единая информационная образовательная среда школы, как условие достижения качества и доступности образования»

  • Работа на семинаре руководителей образовательных учреждений «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века»


Ожидаемые результаты

  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.



















Использованная литература

  1. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.

  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996.

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999. — 224 с.

  5. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. - с. 41-45

  6. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. - с. 52-55

  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)

  8. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004.

  9. Газета «Начальная школа» № 10 2006 год,

  10. Журнал «Начальная школа» №4 2005г, №1,2007г


Полный текст материала План самообразования «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гринина Марина Александровна  marina404at
05.11.2010 9 27003 5070

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК