Статья «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся начальных классов».
Статья «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся начальных классов».
Автор: Корышева Галина Васильевна, учитель начальных классов
Название ОУ: МОУ СОШ №7 с. Пелагиада
Дата добавления материала:
Описание материала:
Выпускник школы должен обладать практико–ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль здесь играют творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность.
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков.
В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др.
Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы. Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
-возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
- возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.
При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования , планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).
3. Умение работать с источниками информации (Интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)
4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).
Исследовательская деятельность в начальном звене может быть организована учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, рассчитана на весь урок или долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.
В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично- поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии.
Во 2 классе исследовательской работе можно отвести 1 час в неделю.
Учитель знакомит учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Осуществляются коллективные исследования по плану, учитель помогает ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д.
Во 2 классе на уроках используются поисковые и проблемные методы, предлагаются задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов.
Таким образом, в процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки.
В 3 классе исследовательской работе отводится также 1 час в неделю. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией и методами исследования. Задание исследовательского характера обычно выполняет группа ребят, в отдельных случаях - индивидуально, с помощью родителей.
В 4 классе обобщаются и широко применяются полученные знания.
Большое внимание учитель уделяет развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы.
В последние годы многие учащиеся начальных классов имеют компьютеры, доступ к сети Интернет. А это существенное дополнение к творческой занятости детей. И родители довольны и благодарны педагогу за то, что их ребёнок меньше играет в компьютерные игры, а занят полезной деятельностью, которая пригодится ему в средних и старших классах, а возможно в будущей профессии.
Полезно вводить во всех классах игровые моменты, решение нестандартных задач, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал.
В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:
- Что тебе интересно больше всего?
– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
– По каким предметам у тебя хорошие оценки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
– Чем и кем ты мог бы гордиться?
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.
1.Выбор темы.
2. Постановка цели и задач.
3. Гипотеза исследования.
4. Организация исследования.
5.Подготовка к защите и защита работы.
Я хочу поделиться отдельными примерами организации исследовательской работы в начальных классах.
Первоклассникам даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке. Аналогичное задание можно предложить и учащимся 4 класса, только уровень проведения исследовательской работы будет сложнее. Часто некоторые комнатные и декоративные цветы называют народными названиями и не знают, как же они правильно называются. Поэтому дети самостоятельно узнают из Интернета, энциклопедий, журналов «Юный натуралист» и др. источников научные названия домашних декоративных и комнатных цветов. Выбранные по своему желанию растения фотографируют или срисовывают с натуры, могут составить текст – описание или придумать сказку (фантастическую историю) о выбранном растении, написать увлекательную статью (откуда привезли это растение, на кого или на что оно похоже, где и как используется, какая польза от него и т.д.). Работа большая, но интересная. Мои ученики оформили с помощью старшеклассников и родителей презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представлялись достижения учеников, изготовили книжки – малышки, «раскладушки», оформили фотостенд.
В 4 классе проводила исследовательскую работу по русскому языку «Изучаем словарные слова». Правописание трудных слов – одно из направлений освоения русского языка. Но механическое заучивание слов не ведёт к их прочному запоминанию. Даже систематическое проведение работ над ошибками не всегда даёт положительный результат.
В течение 1 четверти делала подробный анализ всех проведённых проверочных работ.
Для каждого ученика отмечала, в каких словарных словах допускает ошибки :
Ф.И. уч - ся |
вид проверочной работы (диктант, тест, изложение, сочинение) |
в каких словарных словах допускает ошибки |
|
|
|
Предложила, кто желает иметь лучшие оценки по русскому языку? Оказалось, что многие. Для всех желающих раздала красочные карточки с зашифрованными словарными словами в виде ребусов, и именно с теми словами, где ученик чаще всего ошибается. Перед детьми была поставлена проблема: отгадать это слово, найти его в орфографическом словаре, растолковать его значение с помощью толкового словаря, объяснить этимологию слова, подобрать антонимы и синонимы, однокоренные слова, фразеологические обороты (по возможности), придумать сочетаемость с другими словами, подобрать стихи, отрывки из литературных произведений или любых жанров устного народного творчества, чтобы в них использовалось это слово, а можно ещё придумать что-нибудь своё. На классном часе «Учись учиться» подвели итоги.
Результаты моей педагогической работы по обсуждаемой проблеме уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и сельской библиотеки. Они могут самостоятельно найти любую информацию для уроков, классных часов, праздников, конкурсов. Дети участвуют во многих школьных и районных конкурсах, проектах. Наши проекты «Зелёная аптека на службе человека» и «История моей школы» признаны в школе одними из лучших. Планирую продолжать начатую работу, буду стараться искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Литература:
Журнал «Административная работа в школе» 2008-2009гг
Сборник программ для общеобразовательных учреждений по УМК «Школа России»
Методические рекомендации по программе А.А. Плешакова «Окружающий мир»
Николаева Л.П. Работа со словарными словами. М., изд. «Экзамен», 2008
Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся». Ж/л «Начальная школа» №2/2006
Интернет –сайт: http://pedsovet.su/ Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корышева Галина Васильевна
→ герань 20.12.2010 4 24640 1184 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.