Статья "Технологии формирования речевой культуры младшего школьника на занятиях "Родного языка"



Корниенко Елена Александровна,

учитель начальных классов высшей категории


Технологии формирования речевой культуры младшего школьника на занятиях «Родного языка».


Психолог Н.И. Жинкин писал, что речь - это канал для развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. А знания, факты, т.е. информация - материал мышления. В свою очередь мыслительная работа стимулирует речь.

В 2008-2009 учебном году я включилась в эксперимент по апробации федеральных государственных образовательных стандартов II поколения. Во внеурочную деятельность БУПа был

включен предмет «Родной язык», чему я была очень рада. Ведь «Родной язык» создает базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений, творческого потенциала учеников, что предполагает развитие у детей творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения.

Курс «Родного языка» дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, так как именно на этих занятиях школьники знакомятся с особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Он развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Курс является межпредметным, поскольку с формированием положительного отношения к изучению общения у детей развивается стремление к получению знаний по литературе (чтение стихов, рассказов, сказок), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), русскому языку (пополнение словарного запаса), обогащается жизненный опыт учащихся.

На первом этапе изучения курса «Родной язык» я провожу речевую разминку. Она включает в себя пятиминутку чтения с разноуровневыми заданиями. А также чистоговорки – чтение слогов и договаривание их до слов; заучивание скороговорок и работу по слоговой таблице.

В течение занятия я провожу такие упражнения, как

  • Фотоглаз”

  • Угадай”

  • Спринт”

  • Чтение за диктором”

  • Разведка”

  • Сравнение”

  • жужжащее чтение”

  • чтение и счёт слов


На втором этапе обучения «Родному языку» я применяю средства обучения:

Традиционные:
•  ТСО, таблицы, схемы, карты, плакаты;  
Инновационные:
•  показ фрагментов видеофильмов, фильмов, слайдов;
•  компьютерные обучающие диски: «Этика для малышей -

уроки хорошего поведения», «Чтение», «Алиса в стране чудес и Зазеркалье», «Мой веселый букваренок», «Звуки природы - релаксация для школьников»;
•  презентации

В программе предмета «Родной язык» достаточно хорошо:
1. Раскрываются основные функции речи:
•  средство общения, средство обмена чувствами и мыслями между людьми;
•  средство общения и усвоения определенной информации;
•  средство организации планирования деятельности людей;
•  средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
2. Речевые понятия даются в определенной системе.
3. На протяжении первого периода обучения учащиеся подводятся к осознанию понятия «текст».
4. В программу введены понятия о речевых жанрах малых форм.
5. Уделяется внимание формированию навыков речевого этикета.
Занятия по «Родному языку» помогают нравственному воспитанию школьников, формируют опыт нравственных поступков. Я стремлюсь к тому, чтобы нравственные качества расцветали не только на уроке, но и в душе каждого ребенка. Она должна быть как цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность.

Первоклассник не может усвоить сложные понятия сразу и во всей глубине, он должен быть подготовлен к этому постепенно. Поэтому повторное изучение материала провожу всегда на более высоком уровне, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся. Готовясь к каждому занятию, я продумываю и применяю наиболее эффективные формы и методы обучения, используя проблемные ситуации, обратную связь, активизируя мыслительную и познавательную деятельность учащихся на уроках, чередуя парную и групповую, индивидуальную и фронтальную формы работы, каждому ученику нахожу интересное и посильное задание, превращая занятие в увлекательную страну открытий.

Программа обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, для развития его литературных способностей, самостоятельной творческой деятельности, культуры речевой коммуникации, эмоциональной отзывчивости на происходящее вокруг. Все содержание направлено на развитие личностных качеств ребенка средствами предмета, что способствует обогащению опыта творческой деятельности школьника и его эмоционально-чувственным отношением к действительности. Большое внимание уделяю развитию воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира, умения выразить в слове свои личные впечатления. Только в этом случае ребёнок учится с увлечением.

Принцип построения занятия обучение с увлечением:
• сказка
• викторина
• думка
• кроссворд
• любование

Разнообразит занятия использование различных видов

деятельности: разыгрывание ситуаций, инсценирование, дискуссии, игры, работа по картинам, элементы психологического тренинга и т.д.

Таким образом, обыкновенное занятие превращается в маленький праздник, спектакль, где знания усваиваются и запоминаются как бы сами собой.

Важную роль на занятиях с младшими школьниками я отвожу инсценировкам. Дети в игре, выполняя разнообразные социальные роли, накапливают тем самым определенный нравственный опыт. Через ситуации произведений ученики вводятся в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Научить детей следовать главному правилу нравственного поведения – «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» - можно ненавязчиво, без лишнего дидактизма, но эффективно при изучении многих тем, например, речевого этикета.

На занятиях «Родного языка» я рассматриваю нравственные ценности: Жизнь, Красоту, Человека, Труд, Добро как методологическую основу нравственного воспитания детей на уроке. Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.

Современные школьники должны покидать стены учебного заведения не только экономически, математически и прочее грамотными, но и грамотными во владении своим родным языком, раскрепощенными и уверенными в собственном умении излагать свои мысли четко и красиво. Первым помощником в достижении этой цели является предмет «Родной язык». Он учит учащихся овладевать богатствами речи для умелого, успешного, эффективного использования их в дальнейшей жизни.




Полный текст материала Статья "Технологии формирования речевой культуры младшего школьника на занятиях "Родного языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корниенко Елена Александровна  kornienea
09.01.2011 2 2799 582

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК