Методическая разработка по теме: «Метод проекта как средство интеграции знаний учащихся начальной школы в различных предметных областях»


Глава 1.
Теоретические сведения о методе проектов

Цель и пафос развития педагогической науки и практики – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет.
В.П.Беспалько
Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности - готовность к решению проблем; самообразованию; использованию информационных ресурсов; социальному воздействию).
Обратимся к общепринятым терминам.
Цель проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Метод проектов – это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности. Поэтому использование метода предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нем. Учитель должен стать организатором проектной деятельности. Он консультирует, мотивирует, наблюдает.
Ученик – активный участник, субъект деятельности.
Проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Это способ планирования и осуществления изменения реальности.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.
Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Проект создает то, чего еще нет; он требует иного качества или показывает путь к его получению (комплекс отдельных шагов).
Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой).
Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.
Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы).
Проектирование – это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста: младшего (что становится возможным за счёт проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации). В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:
• на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта;
• на силе и свободе творчества;
• на логичности, последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности;
• на стимуле к развитию социальной активности;
• на эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;
• на возможности подспудно получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.
Проектирование как «делание, побеждающее внешние помехи», требует волевых усилий, что порождает серию принципиально новых для педагога задач. В условиях демократизации школьной жизни проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе. Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится еще более очевидной, если обратиться к особенностям современного образования. Демографическая ситуация, сложившаяся в нашем государстве за последние годы, породила огромное количество малокомплектных школ и использование в педагогической практике работы в классах-комплектах (особенно в начальной школе). Метод проектов позволяет посмотреть на это именно с положительной точки зрения: старшие одноклассники имеют возможность выступить в качестве наставников для младших учащихся и стать помощниками учителя.

Полный текст материала Методическая разработка по теме: «Метод проекта как средство интеграции знаний учащихся начальной школы в различных предметных областях» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Анжелика Анатольевна  анивская
20.02.2011 3 6414 957

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК