Презентация по информатике по теме "Системы счисления" для 7-9 класса
Слайд 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Системы счисления
2. Формула разложения числа по степеням осн
ования
3. Перевод чисел из одной системы счисления
в другую
4. Алгоритмы перевода из одной системы
счисления в другую
5. Проверка знаний
6. Авторы и информационные источники
Слайд 3
Cистемы счисления
Система счисления – это совокупность символов, используемых для
изображения чисел.
Система счисления включает в себя: алфавит, т. е. набор символов для записи
чисел, способ записи чисел, способ чтения чисел. Они делятся на два класса:
позиционные и непозиционные
Позиционные системы счисления – это системы, в которых величина
цифры определяется ее положением (позицией) в числе.
Позиция цифр называется разрядом числа. Позиционные системы счисления
различают по их основаниям, где основание – это число цифр, используемых в
системах счисления.
Например: двоичная система счисления (А2 ), восьмеричная система
счисления (А8) т.д.
Непозиционные системы счисления – это системы, в которых величина
цифры не определяется ее положением (позицией) в числе.
Например: римская система счисления (II, V, XII)
Слайд 4
Римские числа
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI
XVII
XVIII
XIX
XX
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
XXI
XXV
XXX
XL
L
LX
XC
C
D
M
21
25
30
40
50
60
90
100
500
1000
Слайд 5
Правила записи и чтения римских чисел
•
•
•
•
Буква, повторяющаяся дважды или трижды, удваивает
или утраивает свое значение
(СС - 200).
Одна или более букв, помещенных после другой
большего значения, увеличивает это значение на
величину более мелкой
(XI – 11, DCC - 700).
Буква, помещенная перед другой буквой большего
значения, уменьшает это значение на величину этой
буквы (XC – 90, XL – 40).
Горизонтальная черта, помещенная над буквой,
повышает ее значение в 1000 раз.
Слайд 6
Двоичная система счисления
Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для
технической реализации в компьютерах двоичная система счисления.
Алфавит двоичной системы счисления состоит из 0 и 1
Основанием, служит цифра 2
Достоинства 2 с/с:
Недостатки 2 с/с:
1. Простота кодирования;
1. Много места занимает
запись числа;
2. Простота арифметических
действий;
3. Простота записи, хранения
и передачи техническими
средствами.
2. Трудоемкость
перевода в 10 с/с и
наоборот.
Слайд 7
Восьмеричная
система счисления
Алфавит:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
810 =108
Основанием является цифра 8
Например: 2768
Шестнадцатеричная
система счисления
Алфавит:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8, 9, A, B, C, D, E, F
1610=1016
Основанием является цифра 16
Например: 26A716
Слайд 8
Формула разложения числа по
степеням основания
Рассмотрим, для примера, десятичное число 3745. Его
можно записать несколькими способами, не изменяя его
количества.
А 10= 3745
А10= 3000 + 700 + 40 + 5
А10= 3x1000 + 7x100 + 4x10 + 5
А10= 3x103 + 7x102 + 4x101 + 5x100
(любое число в степени 0 равно 1)
Последнюю запись называют разложением по степеням
основания.
Слайд 9
Ар= а nр +…+а1р +а0p
n
1
0
Формула разложения по степеням основания
показывает, что число можно представить в
виде суммы цифр, которые в свою очередь,
равны произведению цифры на основание в
степени, равной номеру разряда. При
разложении
целых
чисел
нумерация
разрядов идет справа налево, начиная с «0».
Слайд 10
Запишите в тетрадь
Алгоритм перевода чисел из десятичной системы
счисления в любую позиционную систему счисления с
основанием q (2, 8, 16).
1. Делим число на основание системы счисления
нацело (остаток должен быть меньше основания).
2. Если частное больше основания системы счисления,
то повторить шаг 1.
3. Если частное меньше основания, то записываем
число из остатков, начиная с последнего частного,
справа налево.
Слайд 11
Алгоритм перевода целого числа из
системы счисления с основанием
q (2, 8, 16) в десятичную систему
счисления.
1. Определяем разряд каждой цифры в числе
(разряды выставляются строго над цифрами
справа налево, начиная с нуля)
2. Умножаем цифру числа на основание в
степени, равной номеру разряда.
3. Суммируем все произведения.
Слайд 12
Выберите тот вариант перевода чисел, с
которым вы хотели бы познакомиться.
Перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную
систему счисления.
Перевод числа из десятичной системы счисления в
восьмеричную систему счисления.
Перевод числа из десятичной системы счисления в
шестнадцатеричную систему счисления.
Перевод числа из двоичной системы счисления в десятичную
систему счисления.
Перевод числа из восьмеричной системы счисления в
десятичную систему счисления.
Перевод числа из шестнадцатеричной системы счисления в
десятичную систему счисления.
Слайд 13
1. Чтобы число 124 перевести из 10 с\с в 2 с\с надо это число
делить на 2 (основание с\с) до тех пор, пока остатком деления не
окажется число меньше 2 (1 или 0) .
124
124
0
2
62
62
0
2
31
30
1
2
15
14
1
2
7
6
1
2
3
2
2
1
1
2. Выписываем все остатки (справа налево) начиная с частного,
следовательно
12410
= 111110 02
Слайд 14
1. Для того, чтобы перевести число из 2 с\с в 10 с\с,
надо представить его в виде суммы произведений
цифры на основание в степени, равной номеру
разряда. (при разложении целых чисел нумерация разрядов идет справа
налево, начиная с «0»)
4
3 2
1 0
11001
= 1х24+ 1х23+ 0х22+ 0х21+ 1х20 =
= 16+ 8+ 1 = 2510
Получаем, что
110012 = 2510
Слайд 15
1.Чтобы число 124 перевести из 10 с\с в 8 с\с надо это число
делить на 8 (основание с\с) до тех пор, пока остатком
деления не окажется число меньше 8 (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7) .
124
120
4
8
15
8
8
1
7
2. Выписываем все остатки (справа налево) начиная с частного,
следовательно
12410
=
1 7 48
Слайд 16
1.Чтобы число 395 перевести из 10 с\с в 16 с\с надо это число
делить на 16 (основание с\с) до тех пор, пока остатком деления не
окажется число меньше 16 (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F).
395 16
384 24 16
11 16 1
8
2. Выписываем все остатки (справа налево) начиная с частного,
следовательно
39510
=
1 8 B16
Слайд 17
1. Для того, чтобы перевести число из 8 с\с в 10 с\с, надо
представить его в виде суммы произведений цифры на
основание в степени, равной номеру разряда. (при
разложении целых чисел нумерация разрядов идет справа налево, начиная с
«0»)
2
1
0
6 1 3
=
6x82 +
=
384 + 8
2. Получаем, что
1x81 +
3x80 =
+ 3
6138 = 39510
=
39510
Слайд 18
1. Для того, чтобы перевести число из 16 с\с в 10 с\с,
надо представить его в виде суммы произведений
цифры на основание в степени, равной номеру
разряда. (при разложении целых чисел нумерация разрядов идет справа
налево, начиная с «0»)
3
2 1
0
А 7 F 516
= Ax163 + 7x162+ Fx161 +
+ 5x160 = 10x4096 +
+ 7x256 + 15x16 + 5x1 = 4299710
2. Получаем, что
A7F516 = 4299710
Слайд 19
Хотите себя проверить?
Для этого выберите тот вариант перевода, в котором
вы хотели бы закрепить свои знания.
Перевод числа из 10 с\с в 2 с\с
Перевод числа из 2 с\с в 10 с\с
Перевод числа из 10 с\с в 8 с\с
Перевод числа из 8 с\с в 10 с\с
Перевод числа из 10 с\с в 16 с\с
Перевод числа из 16 с\с в 10 с\с
Слайд 20
1) 12410
а)11111002
б)10101012
в)11110012
г)11011002
в)10000111112
г)11011000102
2) 54310
а)1111100112 б)11110010012
3) 13110
а)111110012
б)100000112
в)111100102
г)101011002
в)1101100002
г)1111010012
4) 48910
а)1111101102
б)1010101012
Слайд 21
1) 1111112
а) 61
б) 64
в) 63
г) 65
б) 150
в) 145
г) 141
б) 59
в) 60
г) 62
б) 602
в) 208
г) 205
2) 100011012
а) 140
3) 1111012
а) 61
4) 110011102
а) 206
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
1) 6138
а) 35910
б) 39510
в) 35810
г) 36010
б) 2510
в) 3010
г) 3610
б) 10010
в) 6410
г) 6810
б) 19810
в) 10410
г) 10810
2) 248
а) 2010
3) 1008
а) 5610
4) 1548
а) 11710
Слайд 29
1) A7F516
а) 4395910
б) 4299710
в) 3477910
г) 4536010
б) 1210
в) 2310
г) 1610
б) 186510
в) 296710
г) 252510
б) 26710
в) 28810
г) 28010
2) 1016
а) 810
3) B0E16
а) 283010
4) 12016
а) 30010
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
1) 1210
а) 168
б) 148
в) 158
г) 208
б) 3148
в) 1348
г) 3538
б) 23148
в) 33508
г) 27808
б) 13048
в) 15328
г) 15208
2) 23510
а) 5358
3) 176810
а) 34168
4) 89510
а) 15778
Слайд 33
1) 5410
а) 3616
б) 4616
в) 2616
г) 5616
б) 7D16
в) 5F16
г) 5916
б) DA116
в) EAE16
г) CA116
2) 12510
а) A216
3) 375810
а) AEE16
4) 5216710
а) ABF516
б) BCB216
в) 7BBA16
г) CBC716
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Авторы
• Автор: Винцкевич Вера Викторовна
• Место работы: ГОУ СОШ № 292 с углубленным
изучением математики Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
• Должность: руководитель ЦИО, учитель
информатики
• Автор: Рогова Ирина Викторовна
• Место работы: ГОУ СОШ № 301 Фрунзенского
района Санкт-Петербурга
• Должность: учитель информатики
Слайд 39
Информационные источники
• http://ru.wikipedia.org/wiki
• http://www.klgtu.ru/
• Босова Л.Л. Арифметические и логические основы ЭВМ, Москва
"Информатика и образование", 2000.
• Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ. Пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 1991.
• Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.
Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Лаборатория Базовых
Знаний, АО "Московские учебники", 2001
• Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для
8 класса, Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2007
На странице приведен фрагмент.
Автор: Винцкевич В.В., Рогова И.В.
→ vinc 07.04.2011 4 9837 2086 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК