Межпредметный проект "Государственные символы России"
Тема урока: «ГИМР РОССИИ»
ЦЕЛИ:
воспитание интернационализма, патриотизма, нравственности на примере «Гимна России»,
познакомить с историей создания «Гимна России» и его авторами.
разучивание слов «Гимна России» и его исполнение.
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: изображения Герба России и флага России, презентация (с музыкальным сопровождением).
ХОД УРОКА.
1. Рассказ учителя о гимне России с просмотром презентации и прослушивания музыкальных отрывков.
ГИМН – слово греческое, оно означает «торжественную, хвалебную песнь». В Европе гимны зародились в античные времена. В Древней Греции их пели хором. Иногда их исполняли поэты, сопровождая декламацию стихов игрой на лире. Нередко гимн сопровождался танцами. В гимнах люди обращались к богам: они восхваляли божество, излагали мифы о нем, просили о помощи.
В христианской церкви гимны появились в 3 – 4 вв. Это были религиозные песнопения на библейские тексты. Христианские гимны славили Христа и святых. Крупнейшим гимнотворцем был причисленный к лику святых Иоанн Дамаскин. Мелодии его гимнов до сих пор звучат во время православных праздников.
Другие государственные гимны ведут свое начало от 18 -19 вв., и происхождение их различно. В одних случаях это молитвенная песнь, в других – военный марш или революционная мелодия. Но все они постепенно становились неотъемлемыми символами своих стран.
Торжественные звуки гимна сплачивали нацию, вселяли в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляли народ на новые свершения.
В Древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения. В эпоху Петра 1 зазвучали торжественные канты – светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер.
Празднование побед сопровождалось виватными кантами (от слова «виват!»- «да здравствует!»), среди которых были, например, такие:» Виват, Россия, именем преславна!» и «Радуйся, российский орле двоеглавый!».
В 18 в.вВ торжественных случаях исполнялся и церковный гимн «Тебя ,Бога ,хвалим».После заключения Ништадтского мира со Швецией в1721г.его пел, стоя на коленях, сам Петр Великий. Этот гимн звучал во время молебнов, в дни именин членов Императорской семьи, при коронации русских государей.
При Петре появились также военный марш, который стал первым неофициальным гимном России. Созданные Петром 1 Преображенский и Семеновский полки стойко сражались в Северную войну (1700 – 1721 ). Не раз они на деле доказывали свою преданность престолу и Родине. При преемниках Петра эти полки стали именоваться гвардейскими. Поэтому неудивительно, что марш гвардейского Преображенского полка обрел в русской армии большую популярность и стал ГЛАВНЫМ ВОЕННЫМ МАРШЕМ РОССИИ.
С 1722 г. уже все полки были обязаны иметь полковые оркестры. Оркестры насчитывали до 40 музыкантов – флейтистов, трубачей , барабанщиков.
В 1805 г. офицер Преображенского полка С.Н. Марин написал слова к музыке марша Текст Марина для Преображенского марша вышел бодрым и призывным, как и сама музыка. Под этот марш русская армия в 1814 г. вступила в Париж.
В конце 18 в. был создан гимн-марш, потеснивший музыку преображенцев. Его появление связано с блистательной эпохой побед русского оружия во времена полководцев А.В.Суворова и П.А. Румянцева и флотоводца, адмирала Ф.Ф. Ушакова.
В декабре 1790 г. русские воины под руководством Суворова совершили беспримерный подвиг - взяли турецкую крепость Измаил. В честь победы Г.А.Потемкин в апреле 1791г. дал грандиозный бал, на котором в момент появления императрицы 300 певцов и музыкантов, грянули марш – полонез « Гром победы, раздавайся!».
Упоение величием Российской империи слышалось в каждом слове этого гимна. Этот гимн венчал многочисленные победы российского воина и росскийского оружия.
В опере «Пиковая дама» П.И. Чайковский ввел мелодию марша «Гром победы, раздавайся!» в сцену прибытия на бал Екатерины.
В те же годы, появился еще один гимн – «Коль славен наш Господь в Сионе…»Иногда эту песнь считали гимном национальным, но государственным он никогда не был
Появление этого гимна, или духовной песни, связано, вероятно, с увлечением русского дворянства масонством, религиозно – этическим движением, возникшим в Европе в конце 18в. и проникшим в Россию Создали духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе..» - поэт М.М. Херасков и композитор Д.Б.Бортнянский. Гимн привлекал сердца прежде всего необычайно искренним обращением к богу. Это был настоящий духовный гимн.
Гимн Хераскова и Бортнянского обрел громадную популярность. Он звучал во время и крестовых ходов и церковных праздников, исполнялся ежевечернее в армии.
Колокола Спасской башни Московского Кремля дважды в сутки играли Преображенский марш, и дважды в сутки - «Коль славен…» . Так продолжалось до осени 1917г. Потом эти мелодии заменили пролетарским «Интернационалом» и революционной траурной песнью «Вы жертвою пали».
Во время гражданской войны «Коль славен наш Господь в Сионе…» звучал в белой армии адмирала А.В. Колчака, а в эмиграции служил знаком духовного единения русских людей.
Первый официальный государственный гимн РОССИИ обязан своим рождением победе русского оружия над наполеоновской Францией.
В 1813г. в Петербурге впервые исполнили «Песнь русскому царю» на мелодию английского гимна «Боже, храни короля!». «Песнь русскому царю» создал известный поэт, переводчик, ученый - филолог А.Х.Востоков (1781 – 1864).
В 1815г. появился новый текст песни под названием «Молитва русских» на слова В.А. Жуковского.В 1816г. «Молитву русских» исполнили на параде в Варшаве при официальном прибытии императора Александра 1.
19 октября 1816г. на торжественной церемонии, посвященной годовщине Царскосельского лицея, вновь прозвучал гимн Жуковского на английскую музыку. На этот раз он был дополнен двумя куплетами, написанными лицеистом Александром Пушкиным:
Там громкой славою
Сильной Державою
Мир он покрыл;
Здесь безмятежною
Сенью надежною
Нас осенил.
Брани в ужасный час
Мощно хранили нас
Верная длань –
Глас умиления,
Сердца стремления – Вот наша дань!
Александр 1 распорядился исполнять «Молитву русских» полковым оркестром при встрече императора. Так в 1816 г. гимн приобрел официальный характер. 11декабря 1833г. состоялось первое публичное исполнение гимна в московском Большом театре.
Вскоре последовал приказ: «На парадах , смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку.
В начале 20 века появился еще один очень известный марш, который тоже стал своего рода гимном страны. Это марш «Прощание славянки». Его сочинил военный музыкант, дирижер и композитор В.А.Агапкин.
Марш полюбился, он звучал и в Первую Мировую войну, и в Гражданскую, и в годы Великой Отечественной войны. Под звуки марша «Прощание славянки» уходили 7 ноября1941г. с парада на Красной площади прямо на передовую советские воины. Эта мелодия исполняется часто и в наши дни.
В феврале 1917г. вместе с монархией ушел в прошлое и гимн « Боже, царя храни!».На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них заняла «Марсельеза».
В России «Марсельеза» воспринималась как революционная песнь. «Рабочая Марсельеза» широко зазвучала после февраля 1917г.Ее музыку обработал известный композитор А.К.Глазунов. «Марсельеза», по сути, стала гимном новой России.
В январе 1918г. в Таврическом дворце в Петрограде открылся третий всероссийский съезд советов ,делегаты которого стоя слушали новый гимн республики – «Интернационал».
В 1917г. по популярности даже соперничал с «Марсельезой».С 1918г. – гимн РСФСР, а затем и СССР. «Интернационал» оставался гимном Советского Союза до 1944г., когда был создан новый гимн СССР «Интернационал» сохранился как гимн большевиков
В 1942 г. глава нашей страны И.В.Сталин предложил создать новый гимн, который носил бы национальные черты. Он должен был содействовать сплочению народов в защите Отечества от фашистских полчищ ,звать к новым подвигам и свершениям. Среди авторов было немало известных поэтов и композиторов. Предпочтение было отдано тексту поэта С.В.Михалкова и журналиста Г.А. Эль – Регистан, а автором музыки – композитора А.В.Александрова.
14 декабря 1943г. Политбюро ЦК ВКП(б) постановило «принять вместо «Интернационала» новый государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик. Он вводился повсеместно с 15 марта 1944г.
Со второй половины 1950г. гимн СССР исполняется без текста. В 1977г., когда страна принимала новую Конституцию, С.В.Михалков внес соответствующие поправки в текст гимна, который был утвержден Президиумом Верховного Совета СССР 27 мая 1977г. и исполнялся с 1 сентября 1977г. до 1990г.
23 ноября 1990г. на сессии Верховного Совета РСФСР состоялось первое исполнение нового государственного гимна РСФСР, а 27 ноября он был утвержден как гимн РСФСР. Это было незавершенное музыкальное произведение великого русского композитора М.И.Глинки.
Указом президента Российской Федерации от 11 декабря 1993г. государственный гимн Российской Федерации был утвержден.
К вопросу о гимне вернулись в 2000г. Текст нового гимна страны принадлежит известному советскому писателю С.М.Михалкову, а музыка принадлежит композитору и дирижеру А.В.Александров и на кануне Нового века у России появился новый гимн.
Гимн должен исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом. Он звучит в особо торжественных случаях.
Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.
Сегодня гимн является официальным государственным символом.
2. Итог урока: задаются вопросы учащимся.
- Что такое гимн?
- Какие произведения предшествовали современному гимну?
- С какого времени исполняется новая версия гимн?
- Кто автор слов и музыки современного гимна?
3. Домашнее задание: разучивание слов гимна и его исполнение.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киктенко Наталья Владимировна
→ КиктенкоНВ 20.10.2010 8 11339 1356 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.