Урок по кубановедению "Кубань - многонациональный край. Одежда горских народов, населяющих Кубань (Адыги, чеченцы, дагестанцы)"



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

МО Крыловский район






«КУБАНЬ - МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАЙ»




ТЕМА «ОДЕЖДА ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ» ОДЕЖДА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ КУБАНЬ

(АДЫГИ, ЧЕЧЕНЦЫ, ДАГЕСТАНЦЫ)


4 КЛАСС






АВТОР: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МОУ СОШ № 9

СТ. НОВОСЕРГИЕВСКОЙ

МО КРЫЛОВСКИЙ РАЙОН

ЛУЦЕНКО АННА ВЛАДИМИРОВНА








2011 год



ЦЕЛИ:

образовательные: познакомить учащихся с костюмами горских народов, населяющих Кубани (адыгами, чеченцами, дагестанцами); уметь находить взаимосвязь между современной жизнью Кубани и историческими корнями;

воспитательные: воспитывать чувство уважения к культуре, интерес к прошлому, традициям и одежде славянских народов, населяющих Кубань;

развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.


Оборудование:

1.Коллекция узоров кубанской вышивки, одежды славянских

народов, населяющих Кубань;

2.Мультимедийный проектор, мультимедийная доска;


ТИП УРОКА: комбинированный.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: рассказ, объяснение, работа в группах, работа с дополнительной литературой, показ и демонстрация одежды горских народов.


1-я страница «Устного журнала»: «Кубань – многонациональный край»

2-я страница «Устного журнала»: «Костюмы горских народов, населяющих Кубань». « Адыгейский костюм»

3-я страница «Устного журнала»: «Чеченский костюм» 4-я страница «Устного журнала»: «Дагестанский костюм»

5-я страница «Устного журнала»: «Завершение путешествия»


Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята, гости. Сегодня мы собрались, чтобы провести Кубанский урок «Кубань – Многонациональный край» для учащихся 4-х классов. (Слайд 1)

  2. Основная часть: Сегодня мы проведём устный журнал по теме «Костюмы горских народов, населяющих Кубань».

Первая страница журнала: «Кубань – многонациональный край» (Слайд 2)

Ведущий: У каждого человека есть свой любимый уголок Земли, любимый край. Чаще всего этим любимым уголком является малая родина – поселок, город и т.п., т.е. то место, где человек родился и вырос, место, с которым связаны приятные впечатления и воспоминания.

В крае проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары. Мы разные, но мы вместе.

Но, не смотря на то, что национальности разные, у людей, живущих на территории Кубани, Малая Родина одна - это Краснодарский край. У каждого человека отношение к своему любимому краю проявляется по-разному. Кто-то посвящает ему стихотворения или песни, кто-то рисует картины, тем самым прославляя любимый уголок и на многие годы увековечивая память о нем.

А кто-то в своих сочинениях описывает красоты и вдохновенно рассказывает историю своего любимого края, как это делают участники нашей литерной композиции.

Ученик: У каждого из нас есть заветные уголочки в родном крае. Реки и речушки, овраги, перелески, поляны, одинокие деревья, ничем для чужого глаза не примечательные дороги и тропинки... Они очень дороги нам, с ними связывается понятие о малой родине. А ещё - с мамой и бабушкой, отцом, друзьями, с радостными и горестными событиями нашей жизни... Хотелось бы начать наше мероприятие стихотворением кубанского поэта, который посвятил его нашей Малой родине - Кубани:

Ученик: Моя Кубань

Хороша земля у нас: птицам здесь раздолье,
Золотых полей ковры, встретят с хлебом, с солью. На лугах цветы цветут и стада пасутся,
Во дворах у всех людей курочки несутся.
Рыба ловится в морях, солнце нивы греет.
Дорожить своей землёй каждый здесь умеет.
Я люблю свою Кубань и в снегу, и в цвете
(Ведь, когда идёт снежок, радуются дети)!
Мелкий дождик моросит, гром вдали грохочет.
Это всё моя Кубань! Приезжайте в гости!

Вывод: мы узнали, что в крае проживают люди разных национальностей, среди них армяне, дагестанцы, русские, украинцы, татары. Мы разные, но мы вместе. Не смотря на то, что национальности разные, у людей, живущих на территории Кубани, Малая Родина одна - это Краснодарский край.

2-я страница «Устного журнала»: «Костюмы горских народов, населяющих Кубань». « Адыгейский костюм». (Слайд 3)

Остановимся на изучении горских народах, которые населяли Кубань. Это адыги, чеченцы, дагестанцы. Начнём знакомство с адыгейским костюмом:

Ученик: Итак, адыги(Слайд № 4- 10)

О, Адыгея, родная моя!

       Благословенная предков земля.

      Здесь по законам чести живут,

      Чтут стариков и обычаи чтут.  

Каждый адыг может гостя принять,

      Может коня на скачку оседлать.

      Друг адыг не оставит в беде,

      В горе поможет ему и нужде.

Что же узнали о них наши ученики? (Все выступления учеников сопровождаются показом слайдов.)

1-й ученик: Разные народы имеют свои национальные костюмы. Мы отправили на исследование учеников, которые побывали в аулах и вот, что они выяснили по поводу костюма адыгов.

2-й ученик: Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные - до пят - платья и шаровары. Пла­тье украшалось золотым или иным ши­тьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась та­ким образом, чтобы подчеркнуть строй­ность и достоинство фигуры. (Слайд № 4-7)

3- й ученик: Еще более экзотичен был мужской ко­стюм. Верхнюю его часть составляли шта­ны, бешмет (полукафтан типа рубахи), чер­кеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, па­паха. (Слайд № 8- 10) .На черкеске по обеим сторонам гру­ди пришивались гнезда для патронов, ко­торые помещались в специальных гиль­зах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные. (Слайд № 11- 12)

Вывод: Костюм женский и мужской у адыгов имеет свои особенности, которые встречаются и характерны только для них. Они своеобразны и красивы.

В костюме каждого народа – суть характера его. Адыгеец в хороводе весь пылает, как огонь.

Костюмы светлые адыгов с миром музыки в ладу,

В костюмах то кружатся лихо, то, как лебеди плывут”


3-я страница «Устного журнала»: «Чеченский костюм» (Слайд № 13)

Житель гор возьмет с собой в дорогу

И вино, и хлеб наверняка.

Друг на встречу

Есть чем, слава Богу,

Угостить на бурке  кунака.

Что же узнали о них наши ученики? (Все выступления учеников сопровождаются показом слайдов.)

5 - й ученик:

Мужской костюм: В национальной одежде чеченцев отразился и склад жизни нации, и эстетические принципы. Традиционный костюм изготовлялся из местных материалов. На шапки и шубы использовались овчины, на обувь – кожа скота, шерсть перерабатывалась на войлок и сукно для изготовления одежды. (Слайд № 13-14)

Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана - туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет - на 8-10 см. выше колен. (Слайд № 15- 16). Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты.

Праздничные бешметы шили из плотной хлопчатобумажной ткани, а для зажиточных людей – из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи, иногда довольно ярких цветов. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее.

Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Эта одежда в сочетании с легкой мягкой обувью из сафьяна или сыромятной кожи вполне отвечала условиям жизни воина, пастуха, охотника. Она не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи, тонкую талию. (Слайд № 13- 14)

Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.

Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. (Слайд 15-16). Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды чеченцев характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета, оживляя костюм ярким пятном. Богатые люди носили белые бурки. 6-й ученик:

Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины в 19 веке носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Чеченка в рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным убором, могла выходить за пределы дома. (Слайд № 17- 18). Поверх рубахи надевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью.

Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение.
Головной убор чеченки – платок. (Слайд 17-18). Девушки складывали его углом, концы проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком.

Вывод: Живут чеченцы давно на Кубани,

                      Сыны плодородной земли.

                      Веселые песни, горячие танцы

                      Они на Кубань принесли.


4-я страница «Устного журнала»: «Дагестанский костюм» (Слайд № 19)

7-й ученик: дагестанский мужской костюм состоит: из рубахи, штанов, бешмета, черкески, бурки, папахи, кожаной или войлочной обуви. Женский костюм: платья-рубахи, штанов, шубы, покрывала, чухны (головной убор), кожаной или войлочной обуви. Одежда богато орнаментируется, что говорит о состоятельности хозяина. Особым почетом пользуется оружие, кинжал входит в состав национального костюма. (Слайд № 20, 21)

5-я страница «Устного журнала»: «Завершение путешествия» (Слайд 22).

III.Заключение: Устный журнал подошёл к концу. Вы показали свои знания о родном крае, и, надеюсь, узнали много нового и интересного о многонациональном составе населения Кубани, о костюмах горских народов, населяющих наш край, о своей родной земле. Любите свою родину, гордитесь ею и старайтесь сделать ее еще красивее, богаче и прекраснее.

Люблю тебя, мой край степной, за широту земли,

За то, что ты передо мной дороги расстелил.

За все сады и тополя, что снились много лет,

За то, что чёрная земля рожает белый хлеб. (Слайд 18) .























Луценко Анна Владимировна

МОУ СОШ № 9 МО Крыловский район

учитель начальных классов


Полный текст материала Урок по кубановедению "Кубань - многонациональный край. Одежда горских народов, населяющих Кубань (Адыги, чеченцы, дагестанцы)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Луценко Анна Владимировна  Анечка8414
22.06.2011 4 16517 1052

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК