Статья на тему "Образовательная технология «Развитие критического мышления» как средство организации усвоения учащимися учебного материала".
Иванова Наталия Викторовна
учитель начальных классов
ГОУ Гимназия №63
Санкт – Петербург
Образовательная технология «Развитие критического мышления» как средство организации усвоения учащимися учебного материала.
Быстро меняющийся мир, изменения в обществе приводят к постепенным изменениям в системе образования. Современные дошкольники не похожи на дошколят, которых мне приходилось учить 10 лет назад, они отличаются большей информированностью благодаря телевидению, компьютеризации, книгам. Перед учителем начальных классов встаёт трудная задача «построить урок таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой стороны – обеспечить усвоение необходимых знаний». Для повышения эффективности процесса обучения на уроках я использую элементы образовательной технологии «Развитие критического мышления». Данная технология способствует развитию познавательного интереса учащихся, формированию самостоятельности и творческой активности. Работая с информацией, ученик встаёт перед выбором, ведь полученную информацию надо оценить, осмыслить и применить.
Ведущая роль на уроке чаще всего принадлежит учителю. Что же остаётся ученику? Слушать и запоминать. А ведь если человек, и особенно ребёнок, получает второстепенную роль, то интерес притупляется, работа идёт с наименьшей отдачей. Вот здесь и помогает технология «Развитие критического мышления». «Эта технология определяет роль учителя как образца для подражания, демонстратора процессов мышления, познания, и роль ученика, которому следует почерпнуть из этих демонстраций некий набор приёмов и методов, которые он сможет использовать при конструировании своих собственных знаний». У ученика же появляется возможность самостоятельно добывать знания, а то, что добывается самостоятельно, становится более ценным.
Урок начинаю не с прямого сообщения темы, а использую вызов. «Целью стадии вызова является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу» Например, я предлагаю ученикам ответить на проблемный вопрос, или ставлю проблемную ситуацию, а ученикам необходимо подобрать ключевые слова. Использую приём «Концептуальное колесо», когда ученикам нужно подобрать синонимы к слову и распределить их по секторам «колеса». Моим ученикам нравится, когда урок начинается с приёма «верные и неверные утверждения» и работа по таблице «ЗХУ» (знаю – хочу узнать – узнал новое).
Вторая стадия - стадия осмысления - это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, презентацией и т.д.) «Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», сопоставление «того, что было» и «того, что стало». На стадии осмысления использую приём «инсерт», т.е. чтение с маркировкой, «бортовой журнал», когда ученикам, работающим в паре, приходится составлять список известной информации в форме таблицы. Использование этих приёмов дает возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить природную любознательность, способствуют внутреннему осознанию учениками несоответствия своего старого знания новому. Создаётся «разрыв» - внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к поиску ответов, к сверке своих знаний с научным источником. Часто для учеников именно в этот момент происходит открытие, озарение.
Третья стадия - стадия рефлексии, дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысление информации. Приёмы рефлексивных заданий: эссе, различные типы дискуссий. На стадии рефлексии можно предложить работу с цитатами. Свой выбор цитаты необходимо обосновать, ссылаясь на личный опыт или на материал учебника. Если на стадии вызова я использовала приём «верные и неверные утверждения», то на стадии рефлексии возвращаемся к верным и неверным утверждениям. Проверяем свои первоначальные предложения, меняем значки.
Уроки с использованием элементов образовательной технологии «Развитие критического мышления», по мнению учеников, интереснее, и материал на уроке усваивается проще. На таких уроках ребята приобщаются к самостоятельной творческой деятельности, становятся маленькими исследователями, учатся строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. «При всём разнообразии приёмов, стратегий, предлагаемых технологией «Развитие критического мышления», не форма, а содержание является ведущим фактором в обучении предмету».
Используемая литература:
1. Материалы семинаров в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» (сентябрь, декабрь 1997 г., апрель 1998 г.). - М.; СПб.
2. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. «Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления» в курсе естествознания 5 класса». - СПб., 2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Наталия Викторовна
→ Златоглазка 05.08.2011 8 2893 527 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.