Мастер-класс "Рефлексия как условие для формирования регулятивных УУД"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей №5 г. Воронеж
Мастер-класс по теме
«Рефлексия как условие для формирования регулятивных УУД»
Выполнила:
Шафростова Надежда Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
Дать представление о классификации рефлексии;
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Ход мастер – класса.
I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ
Давайте
познакомимся. Я предлагаю назвать свое
имя и качество вашего характера, которое
начинается на первую букву вашего
имени.
Меня зовут Надежда, мое качество
надёжность. (Представление участников)
А теперь Вы.
Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо!
А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)
II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:
Тема моего мастер – класса «Рефлексия». Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА:
Слово рефлексия в переводе с латинского — обращение назад.
Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.
рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Можно применять:
карточки с изображением лица;
показ большого пальца вверх или вниз;
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
рефлексия деятельности
(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)
Можно применять:
«лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось;
«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие;
«светофор» - зелёный свет — дело понравилось, жёлтый — понравилось, но не всё, красный — не понравилось;
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
Интеллектуальная рефлексия.
Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
Паучок (солнышко, цветочек) — фиксация ассоциативных связей любого понятия.
Табличка — фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
Понятие |
Знал |
Узнал |
Хочу узнать |
|
|
|
|
- Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала. (Обсуждение услышанного в парах или группах, задать вопросы, тем самым сразу же ликвидировать пробелы в знаниях).
Продолжить фразу:
Мне было интересно...
Я сегодня понял...
Мне было трудно...
Завтра я хочу на уроке ...
Синквейн. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Используется для подведения итогов по пройденному. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребёнка, позволяет гармонично сочетать элементы трёх образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Составляется по схеме: 1 строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речьи , 2 строка — 2 слова (прилагательных или причастий), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта или предмета, 3 строка — образована 3 глаголами, описывающими характерные действия предмета, 4 строка — фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету, 5 строка - слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
(Составление синквейна)
рефлексия содержания учебного материала
Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
они мне нравятся больше остальных…
я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
они легче остальных заданий
Сегодня на уроке я…
научился...
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…
больше всего понравились задания…
Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения комплимент( уч-ся оценивают вклад друг друга в урок, благодарят друг друга и учителя за урок.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.
У «человечка» руки опущены – ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:
В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе прикрепите спелый плод к нашему дереву творчества, зелёный — если что-то было, конечно, а вообще - ни то ни сё, пропащий день.
- Спасибо за работу!
Список использованных источников:
1. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.- М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012.
2. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.
3. Каким должен быть современный урок. http://www..
3. Корбакова И. Н., Терешина Л. В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2010.
4. http://www.ozhegov.org/words/30677.shtml
5. https://slovari.yandex.ru/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шафростова Надежда Николаевна
→ Nadinyashik 03.12.2014 4 6220 782 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.