Мастер-класс "Рефлексия как условие для формирования регулятивных УУД"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей №5 г. Воронеж


















Мастер-класс по теме

«Рефлексия как условие для формирования регулятивных УУД»

















Выполнила:

Шафростова Надежда Николаевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории




Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

  2. Дать представление о классификации рефлексии;

  3. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

  4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Ход мастер – класса.

I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Надежда, мое качество надёжность. (Представление участников) А теперь Вы.

Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо!

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

Тема моего мастер – класса «Рефлексия». Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

  1. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА:

Слово рефлексия в переводе с латинского — обращение назад.

Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Можно применять:

  • карточки с изображением лица;

  • показ большого пальца вверх или вниз;

  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

  • «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;

  • «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).

  1. рефлексия деятельности

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Можно применять:

  • «лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось;

  • «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

  • «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие;

  • «светофор» - зелёный свет — дело понравилось, жёлтый — понравилось, но не всё, красный — не понравилось;

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

      1. Интеллектуальная рефлексия.

Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

  • Паучок (солнышко, цветочек) — фиксация ассоциативных связей любого понятия.

  • Табличка — фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать





- Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала. (Обсуждение услышанного в парах или группах, задать вопросы, тем самым сразу же ликвидировать пробелы в знаниях).

  • Продолжить фразу:

  • Мне было интересно...

  • Я сегодня понял...

  • Мне было трудно...

  • Завтра я хочу на уроке ...

  • Синквейн. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Используется для подведения итогов по пройденному. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребёнка, позволяет гармонично сочетать элементы трёх образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Составляется по схеме: 1 строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речьи , 2 строка — 2 слова (прилагательных или причастий), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта или предмета, 3 строка — образована 3 глаголами, описывающими характерные действия предмета, 4 строка — фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету, 5 строка - слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

(Составление синквейна)

  1. рефлексия содержания учебного материала

Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

  • Своей работой я:

  • доволен…

  • не совсем доволен…

  • я недоволен, потому что…

  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…

  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

  • они легче остальных заданий

  • Сегодня на уроке я…

  • научился...

  • было интересно…

  • было трудно…

  • мои ощущения…

  • этот урок дал мне для жизни…

  • больше всего понравились задания…

Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».

  • Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения комплимент( уч-ся оценивают вклад друг друга в урок, благодарят друг друга и учителя за урок.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.

У «человечка» руки опущены – ваш вариант мне не понравился, у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант, у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:

В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.

Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе прикрепите спелый плод к нашему дереву творчества, зелёный — если что-то было, конечно, а вообще - ни то ни сё, пропащий день.

- Спасибо за работу!



Список использованных источников:

1. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.- М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012.

2. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.

3. Каким должен быть современный урок. http://www..

3. Корбакова И. Н., Терешина Л. В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2010.

4. http://www.ozhegov.org/words/30677.shtml

5. https://slovari.yandex.ru/



Полный текст материала Мастер-класс "Рефлексия как условие для формирования регулятивных УУД" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шафростова Надежда Николаевна  Nadinyashik
03.12.2014 4 6220 782

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК