Статья "Повышение качества образовательного процесса через освоение системно - деятельностного подхода"
Повышение качества образовательного процесса через освоение системно - деятельностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.
Автор:
Иванова Оксана Павловна
Повышение
качества образовательного процесса
через освоение системно-деятельностного
подхода в обучении, воспитании, развитии
обучающихся.
«Если ученик в школе
не научился сам ничего творить, то в
жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые
бы, научившись копировать, умели сделать
самостоятельное приложение этих
сведений».
Л.Н. Толстой
Закон
РФ «Об образовании» гласит, «Образование
– целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества,
государства». Педагог должен воспитывать
гуманистов, формировать свободную
личность, способную к осознанному выбору
в соответствии с общечеловеческими
нормами и ценностями, патриота и
гражданина.
Понимание термина
«качество образования» - одна из
сложнейших и актуальных проблем
российского образования.
Совершенно
очевидно, что качеством образования
занимались всегда. Однако образование
меняется, и поэтому появляется
необходимость постоянного переосмысления
ценностей и целей в новом контексте.
Качество
образования — это востребованность
полученных знаний в конкретных условиях
и местах их применения для достижения
конкретной цели и повышения качества
жизни выпускника.
При этом развитие
качества образования предполагает
постоянное совершенствование трех
составляющих:
· образовательных
результатов;
· организации
образовательного процесса;
·
квалификации педагогических
работников.
Качественным можно
считать образование, если определенные
достижения имеют не только обучающиеся,
но и преподаватели. Каждый участник
образовательного процесса (педагог,
учащиеся, родители, администрация и
др.) заинтересован в обеспечении качества
образования.
От чего зависит качество
образования:
· от качества образовательной
программы;
от качества потенциала
педагогического состава, задействованного
в образовательном процессе;
от
качества средств образовательного
процесса (материально-технической,
лабораторно-экспериментальной базы,
учебно-методического обеспечения,
учебных кабинетов, транслируемых знаний
и др.);
от качества применяемых
образовательных технологий;
от
качества управления образовательными
системами и процессами в образовании.
Все
мы сетуем на то, что к нам приходят
«слабые» по знаниям ребята, которые
имеют слабые умственные способности и
слабые учебные умения и навыки, низкий
уровень памяти или те, у которых
отсутствуют действенные мотивы учения.
Чтобы найти средство для преодоления
неуспеваемости, надо знать причины,
порождающие ее. У каждого отстающего
учащегося своя причина, но в то же время
есть и общие причины. Даже самые опытные
из преподавателей часто говорят лишь
о нежелании детей учиться, об отсутствии
у них познавательных интересов, дурном
влиянии улицы, семьи и других причинах,
но редко связывают неуспеваемость с
недостатками собственной работы, хотя
очень часто именно это и является одной
из главных причин.
Выделяют две группы
причин неуспеваемости: внешние и
внутренние.
Главными из внутренних
причин неуспеваемости, по мнению
исследователей психологии, являются:
дефекты здоровья учащихся,
психолого-педагогические элементы
поведения и т.д.
К числу внешних
относят такие, как несовершенство
организации учебного процесса
(неинтересные уроки, отсутствие
индивидуального подхода, преобладание
производящей деятельности, перегрузка,
несформированность приемов познавательной
деятельности, проблемы в знаниях) и
др.
Успешно решить непростую задачу
повышения качества обучения, его
совершенствования можно, только опираясь
на эффективное построение процесса
обучения и воспитания, основанного на
объективном всестороннем анализе
деятельности педагогического
коллектива.
Необходимо понимать:
Что
качество знаний зависит от организации
учебного процесса на уроке. Если
рассматривать организацию образовательного
процесса на уровне учебного заведения,
то она сводится к обеспечению этой
деятельности учебным планом, расписанием
уроков и контролю за процессом обучения
на уроках. А качество знаний формируется
непосредственно на уроке и определяется
целостностью структуры урока,
эффективностью использованных приемов
и педагогических технологий, рациональной
системой оценки знаний обучающихся,
неуклонным соблюдением единых
педагогических требований к их
дисциплинированности.
Что преподаватель,
мастер производственного обучения –
главный источник качества обучения,
развития и воспитания учащегося. Несмотря
на то, что повышение качества образования
зависит от многих факторов, именно
повышение компетентности, профессионализма
учителя - одно из важнейших условий
повышения качества образования.
Неразвивающийся учитель никогда не
воспитает творческую созидательную
личность.
Что личностное развитие
педагога и учащегося, создание в
коллективе благоприятного микроклимата,
который предполагает единство целей,
взаимопонимание, поддержку и взаимовыручку.
Качество образования достигается
интеграцией действий, комплексностью
усилий всего коллектива.
Развитие
личности - приоритетная задача образования.
Поэтому особую важность также приобретает
системно – деятельный подход в обучении.
Он обеспечивает преемственность и
логическую последовательность учебного
материала на всех ступенях образования.
В итоге создаются благоприятные
дидактические условия для развития у
школьников системного мышления,
формированию свободной личности.
Сущность
деятельностного метода заключается в
том, что ребенок не получает знания в
готовом виде, а добывает их сам в процессе
собственной учебно-познавательной
деятельности. Деятельностный метод
является универсальным.
Человек в
современном обществе должен не столько
уметь, что-то делать и знать, сколько
уметь учиться делать и уметь применять
эти знания. ФГОС нового поколения
устанавливает требования к личностным,
метапредметным и предметным результатам
обучающихся.
Деятельность
образовательного учреждения должна
быть направлена на достижение обучающимися
следующих личностных результатов:-
знание основных принципов и правил
отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих
технологий;
- реализация установок
здорового образа жизни;
- сформированность
познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы,
интеллектуальных умений, эстетического
отношения к живым объектам.
Предметные
результаты - система основополагающих
элементов научного знания, лежащих в
основе современной научной картины
мира.
Метапредметные результаты –
освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться и
межпредметными понятиями.
Сегодня
в рамках системно - деятельностного
подхода в обучении, следует отдавать
предпочтение информационным технологиям.
Это направление в педагогической
деятельности, требует информационной
компетентности и особой подготовки.
Эта технология близка и понятна детям.
Процесс изучения предмета становится
интереснее для учащихся.
Также нельзя
не отметить значимость электронных
образовательных ресурсов. Они обеспечивают
научность и наглядность при проведении
уроков. Кроме того, визуальная насыщенность
учебного материала делает его ярким,
убедительным. Компьютерные презентации
позволяют акцентировать внимание
учащихся на значимых моментах излагаемой
информации и создавать наглядные
эффектные образы.
Российское
образование в настоящее время, в
соответствии с ФГОС, требует отношения
к обучающимся как к объекту педагогического
воздействия. Системно - деятельностный
подход, который лежит в основе реализации
адаптированной образовательной
программы, способствует становлению
личности обучающегося как активного
субъекта жизни и деятельности, позволяет
формировать самостоятельность мышления
и способность анализировать, решать
нестандартные задачи в условиях
неопределенности, действовать на основе
привлечения собственного жизненного
опыта, связно выражать индивидуальную
точку зрения, строить гипотезы в процессе
решения проблемы, иметь представление
о границах собственного знания и
незнания. Системный подход - это подход,
при котором любая система рассматривается
как совокупность взаимосвязанных
элементов. Деятельностный подход
позволяет конкретно воплотить принцип
системности на практике. Системно -
деятельностный подход позволяет,
соответственно, получить основные
результаты обучения и воспитания как
достижение личностного, социального,
коммуникативного и познавательного
развития обучающегося.
Системно -
деятельностный подход предполагает:
воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам
гражданского общества, толерантности,
диалога культур и т.д.
признание
решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной
деятельности и взаимодействия участников
образовательного процесса в достижении
целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся.
учёт
индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения при
определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
ориентацию
на достижение цели и основного результата
образования – развитие личности
обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания
и освоения мира;
разнообразие
организационных форм и учет индивидуальных
особенностей каждого обучающегося
обеспечивающих рост: творческого
потенциала, взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в познавательной деятельности,
познавательных мотивов.
гарантированность
достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы начального общего образования,
что и создаст основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых
знаний, умений, компетенций, видов и
способов деятельности.
Данный подход
успешно реализуется благодаря принципам
развивающего обучения, направленного
на становление и совершенствование
ключевых компетентностей: информационной,
коммуникативной, познавательной,
социальной, личностной.
Системно -
деятельностный подход, как педагогическая
технология, может использоваться на
любой учебной дисциплине. Умение увидеть
задачу с разных сторон, проанализировать
множество решений, из единого целого
выделить составляющие, или, наоборот,
из разрозненных фактов собрать целостную
картину, будет помогать не только на
уроках, но и в обычной жизни.
В
проектировании образовательного
процесса учитываются результаты обучения
и воспитания, представленные в виде
ключевых компетенций и универсальных
учебных действий, которыми должны
владеть обучающиеся.
Реализация
системно - деятельностного подхода
требует соблюдения условий:
- наличия
у обучающихся познавательного мотива
и конкретной учебной цели;
- выполнение
обучающимися определённых действий
для приобретения недостающих знаний;
-
выявление и освоение обучающимися
способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
-
формирование у обучающихся умения
контролировать свои учебные действия;
-
включение содержания обучения в контекст
решения значимых жизненных задач.
Задачей
преподавателя – направить исследовательскую
активность обучающегося таким образом,
чтобы они поэтапно дошли до решения
ключевой проблемы занятия (через создание
проблемной ситуации), объяснили, как
надо ее решать. Учет индивидуальных
(психофизических, в том числе) возможностей
обучающихся предполагает подбор и
авторскую разработку педагогам интересных
и увлекательных заданий, выполняя
которые обучающиеся учатся целеполаганию,
самостоятельной постановке проблемы,
открытию новых знаний в ходе
мини-исследования, творческому характеру
деятельности, решению познавательных
задач в ситуации неопределенности. В
связи с этим выделим технологии реализации
системно - деятельностного
подхода:
информационные и коммуникативные
технологии;
технология, основанная
на создании учебной ситуации (решение
задач, практически значимых для изучения
окружающего мира);
технология,
основанная на реализации проектной
деятельности;
технология, основанная
на уровневой дифференциации
обучения.
Проектирование и отбор
учебных ситуаций на примере учебной
ситуации:
- учебные ситуации с
элементами игровой деятельности
(соревнование, сюжетные, ролевые),
-
учебные ситуации с элементами творческой,
конструкторской, социальной деятельности
(готовим праздник, делаем подарки,
буклеты, сувениры и др.)
Если сравнить
взгляды на результаты обучения, то мы
видим, что при традиционном обучении
основной задачей учебного заведения
является хорошие прочные знания, а при
системно-деятельностном подходе -
хорошие прочные знания + развитие
личности обучающегося на основе освоения
способов деятельности.
Критерии
результативности занятия в контексте
системно-деятельностного подхода:
Цели
урока задаются с тенденцией передачи
функции от преподавателя к
обучающемуся.
Преподаватель
систематически обучает обучающихся
осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать
незнание, находить причины затруднений
и т.п.)
Используются разнообразные
формы, методы и приемы обучения, повышающие
степень активности обучающихся в учебном
процессе.
Преподаватель владеет
технологией диалога, обучает обучающихся
ставить и адресовать вопросы.
Преподаватель
эффективно (адекватно цели урока)
сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит обучающихся работать
по правилу и творчески.
Преподаватель
на занятиях ставит задачи и четкие
критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование
контрольно-оценочной деятельности у
обучающихся).
Преподаватель добивается
осмысления учебного материала всеми
студентами, используя для этого
специальные приемы, включая
дифференцированную технологию
обучения.
Преподаватель стремиться
оценивать реальное продвижение каждого
обучающегося, поощряет и поддерживает
минимальные успехи.
Преподаватель
специально планирует коммуникативные
задачи урока.
Преподаватель принимает
и поощряет, выражаемую обучающимся,
собственную позицию, иное мнение, обучает
корректным формам их выражения. Стиль,
тон отношений, задаваемый на занятии,
создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического
комфорта.
На занятии осуществляется
глубокое личностное воздействие
«преподаватель – обучающихся» (через
отношения, совместную деятельность и
т.д.), когда занятие приобретает характер
события, избавленного от формализма и
готового, универсального результата.
Таким
образом, мы рассмотрели особенности
системно - деятельностного подхода как
одной из ведущих образовательных
технологий, способствующих становлению
личности обучающегося как активного
субъекта познания и жизнедеятельности.
Используя
системно - деятельностный подход:
Подарите
обучающимся радость творчества;
Ведите
обучающегося от собственного опыта к
общественному;
Будьте не «НАД»
обучающимися, а «РЯДОМ»;
Радуйтесь
вопросу, но отвечать на него не
спешите;
Учите анализировать каждый
этап своей работы;
Критикуя обучающегося,
стимулируйте его.
Качество образования,
которое включает в себя обучение и
воспитание обучающихся, представляет
собой систему показателей знаний, умений
и навыков, а также норм ценностно-эмоционального
отношения к миру и друг другу. Такой
подход ориентирует на оценку деятельности
образовательного учреждения по конечным
результатам, среди которых следует
выделить основные показатели эффективности
образовательной деятельности:
·
уровень обученности обучающихся;
·
уровень выполнения федеральных
государственных стандартов образования;
·
готовность их к продолжению образования;
·
уровень воспитанности обучающихся;
·
состояние здоровья;
· уровень
социальной адаптации выпускников к
жизни в обществе.
Все перечисленные
параметры взаимосвязаны и взаимно
дополняют друг друга. Но на сегодняшний
день показатель качества обученности
учащихся был и остается первым и основным
при оценке эффективности деятельности
образовательного учреждения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Оксана Павловна
→ Публикатор 08.01.2019 0 4137 98 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.