Статья "Развитие познавательной активности младших школьников с помощью информационно-коммуникативных технологий"
Развитие познавательной активности младших школьников с помощью информационно-коммуникативных технологий
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Современное образование должно обеспечить формирование творческой личности, которая сможет быть:
-
мобильной;
-
конкурентноспособной;
-
уметьинтегрироваться в современном обществе;
-
принимать нестандартные решения;
-
генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь;
-
гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.
Необходимым условием развития этих качеств является активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.
Применяя ИКТ на своих уроках я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении предмета даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением».
Использование ИКТ как фактор развития познавательной активности младших школьников» продиктовано необходимостью перехода от традиционной системы обучения к инновационным технологиям. Использование компьютеров в учебной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения познавательной активности.
Проблема развития познавательной активности меня заинтересовала после исследованияучащихся в 1-м классе.
В исследовании принимали участие 24 ученика и были получены такие результаты:
Уровень познавательной активности |
Количество учащихся |
Процентное отношение |
Высокий уровень |
2 |
8% |
Исполнительский уровень |
8 |
34% |
Ситуативный уровень |
12 |
50% |
Отсутствие интереса к учению |
2 |
8% |
Такие результаты вызвали у меня беспокойство и стремление изменить ситуацию. Основной задачей при проведении уроков для меня стало создание условий,которые способствовали тому, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами.
В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению познавательной активности в частности.
До сих пор нет единого понимания сущности, содержания и объема познавательной активности.
Одни рассматривают ее как деятельность (М.И. Лисицына, Г.М. Каджаспирова и А.Ю. Каджаспиров, Е.В. Коротаева, Р.С. Черкасов), а другие как качество, личностное образование (Г.И. Щукина, Л.С. Кулыгина, З.А. Абасов).
Существует еще один подход к определению сущности познавательной активности, о котором говорит Т.И. Шамова. Она считает, что эти два подхода нельзя отрывать друг от друга, познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Т.И. Шамова дает наиболее общее определение:
Познавательная активность - это:
- Во-первых, повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к
изучаемомуматериалу на основе возникшей познавательной потребности.
- Во-вторых, ряд последовательных и взаимосвязанных умственных действийучащихся (или самостоятельных, или вслед за действиями учителя),
направленных на достижение определенного познавательного результата.
Познавательная активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет значимые для ученика потребности .
Понять - еще не значит познать. Знание приобретает смысл, пройдя через деятельность.
Согласно Т.И. Шамовой, можно выделить следующие уровни познавательной активности школьников.
1. Воспроизводящая активность характеризуется стремлением ученика
понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его
применения по образцу.
При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно - иллюстративным методом преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую деятельность.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федосеева Алла Петровна
→ Публикатор 31.05.2019 0 3029 77 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.