Статья "Педагогический инструментарий развития креативности обучающегося"


( 1 слайд) Педагогический инструментарий развития креативности обучающегося.

Приветствие

Добрый день уважаемые коллеги и члены жюри! Хотела бы обратить ваше внимание на пазлы, которые лежат перед вами. Попробуйте собрать их и скажите мне, пожалуйста, что у вас получилось?

В процессе моего выступления, мы постараемся с вами собрать ваши пазлы, отыскать недостающую деталь и я объясню, для чего они были у Вас.

Креативный образовательный процесс дает возможность каждому его участнику на каждом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, объективной самооценке. В педагогическом опыте каждый педагог убеждается, как с изменением жизненных обстоятельств, мотиваций, характера педагогического взаимодействия и других условий повышается, или понижается уровень проявления творчества. Очевидно, что характер педагогического процесса - важнейший фактор регулирования творческих способностей обучающихся.

(2 слайд)

Актуальность моей методической идеи - это изучение и развитие творческих способностей детей на уроках в начальной школе и во внеклассной работе.

Перед тем как использовать и использовать разнообразные приемы, я обязательно обращаюсь за помощью к психологу, мы совместно проводим перед началом учебного года тестирование, опросник.

 

( 3 слайд)

1 пазл – Солнце

Солнце – дает жизнь, возможность расти, цвести…Творчество - развивает, создает новое и прекрасное, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, вводит человека в атмосферу поиска. Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

(4 слайд)

2 пазл – Радуга

Радуга- это 7 цветов. Смешивая, получаем еще много разных цветов это, и есть разнообразие использования приемов и методов, которые развивают творческие способности. Работая над этой идеей, я хотела бы порекомендовать использовать предлагаемый ниже набор простых творческих заданий, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Задания можно применять в любом порядке, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь - это увлечь ребят процессом творческой игры.

 

(5-8 слайды)- фото использования приемов на уроках

 

Методика «Наборщик». 

         Это тест-игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребенку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова, на работу затрачивается 5 минут.

      Слова должны быть нарицательными существительными в единственном

числе, именительном падеже, например: слово «околесица».

      Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов,

количество букв, скорость придумывания. По каждому из названных признаков

ребенок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

оригинальность слов: 2 – слова необычны, 1 – слова просты, 0 – бессмысленный

набор слов.

        Количество букв: 2 – наибольшее количество букв, названы все слова; 1 –

использованы не все резервы; 0 – задание не выполнено. Скорость

придумывания: 2-3 минуты, 1-5 минут, 0-более 5 минут (высокий уровень – 6

баллов, средний – 5-4 балла, низкий – 3-1 балл).

Методика «Составь рассказ о несуществующем животном». 

Качество рассказа оценивается по критериям, делается вывод об общем уровне развития творческих способностей, воображения, использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве.

 

    Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут.

Методика «Три слова»

        Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического

мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

      Слова для работы: береза, медведь, охотник.

      Оценка результатов: 5 баллов – остроумная, оригинальная фраза (пример:

медведь с березы наблюдал за охотником); 4 балла – правильное логическое

сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник

спрятался за березу, ждал медведя); 3 балла – банальная фраза (охотник

выстрелил в медведя, попал в березу); 2 балла – логическую связь имеют только

два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя); 1 балл –

бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый

медведь).

     Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; 2-1 – низкий

 

Прием «Свободное выступление»

Развивает фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений; мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

 

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Приемы создания собственных текстов:

Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

Прием «Сундучок времени». В него мы помещаем неизвестные  слова, старинные предметы из произведения, зашифрованные с помощью ребусов и анаграмм имена главных героев. И на основе этого придумываем задания: найти значение слов или самим составить словарь неизвестных слов,  подобрать пословицы с ними, составить кроссворд, написать синквейн и др.  

Прием «Машины времени». Можно, например, отправиться в Древнюю Русь и там, выполнив задания, познакомиться с новой былиной или посетить Лукоморье, где кот ученый будет не только рассказывать сказки, но проверять знания учеников о творчестве А.С. Пушкина.

Данные приемы способствуют: классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; устанавливать причинно-следственные связи, мысленно преобразовывать объекты в соответствии с заданной темой.

Прием «Займитесь синтезом»

Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.

Чем пахнет слово “веселье”? Каково на ощупь число семь? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат?

Каков вкус радости?

Прием «Рассказ по картинке”

Приготовить разные картинки из журналов. Расскажите прошлое, настоящее, будущее того или иного предмета или живого существа.

 

Прием “Решение необычной проблемы”

Подумайте и напишите, что вы будете делать если:

  • Все люди будут легкими, как пушинки?

  • Если животные станут разговаривать, как люди?

Если все люди смогут читать мысли на расстоянии?

Эти приемы развивают умения обучающихся представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает: преодоление психологической инерции мышления; оценивание оригинальности решения, фантастическое преобразование объектов.

Во внеклассной работе я тоже работаю над творческой составляющей, поддерживаю хороший эмоциональный настрой моего класса. В классе есть актив, мини творческие группы, которые выполняют разные поручения по классу. Создан творческий коллектив «Искорки», с которым мы дружно готовим танцевальные, музыкальные номера для общешкольных концертов, мероприятий. В прошлом году, наш коллектив занял 1 место в международном конкурсе «Юности легкие….» в номинации «Звезда танцпола».

 

(9-11 слайды) – результаты и достижения.

 

3 пазл- Цветы

 

Дети – это цветы жизни. Всякий изобретатель является растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы для него и опираются на те возможности, которые существуют вне его… В психологии установлен закон: стремление к творчеству всегда пропорционально простоте среды. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.     

Хотелось продемонстрировать вам результаты использования данных приемов и методик.

 

(12 слайд)

 

4 пазл – Гора

Гора-это завершение достигнутых целей, идей, приемов, методов. Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников.

1. раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

2. окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали -самую раннюю творческую силу;

3. максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

4. большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

5. умная помощь взрослых;

6. эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности.

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Творчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен и каждом из нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секрет творчества 

 Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.

Секрет творчества 

Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.

Секрет творчества 

Творя - рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею - оригинальную для вас, нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.

Секрет творчества 

Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте - в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются также быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.

 


Полный текст материала Статья "Педагогический инструментарий развития креативности обучающегося" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прыгина Кристина Сергеевна  Публикатор
18.01.2020 0 389 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0