Статья "Организация учебного сотрудничества младших школьников на уроках с использованием интерактивного оборудования"
Организация учебного сотрудничества младших школьников на уроках
с использованием интерактивного оборудования
Аннотация: в тезисах рассматриваются особенности организации учебного сотрудничества на уроках в начальной школе; предложены формы и приемы формирования коммуникативных УУД младших школьников с использованием интерактивного оборудования.
Новые социальные запросы, отраженные в содержании ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
«Учитывая и сохраняя, продуктивные идеи традиционного обучения, стандарты нового поколения предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на деятельностной парадигме, которая связана с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности»[2, С.16].
Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий (УУД).
Возникает потребность в определении условий и форм организации учебной деятельности, предполагающих активную позицию ребенка в решении учебных задач и ведущих к формированию коммуникативных учебных действий, к которым, согласно Программе развития УУД для предшкольного и начального общего образования, относятся:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
-
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и т.д. [2,С.104].
Анализ работ психологов и педагогов А.Л. Журавлева, И.М. Дьяченко, Е.В. Коротаевой, А.В. Мудрика, Г.А. Цукермана, и др. позволил выделить следующие признаки сотрудничества: пространственное и временное соприсутствие; единство целей и общей мотивации; организация и управление деятельности; разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций; получение единого конечного результата совместной деятельности; наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности.
В качестве форм учебного сотрудничества выступают «взаимодействия по следующим четырем линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) общегрупповое взаимодействие учеников [1,С.145].
Особую роль сотрудничество играет в обучении младших школьников. Это связано с тем, что в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка, в связи с включением его в школьный коллектив, происходит расширение границ познания окружающего мира.
Динамичность изменения информационно-образовательной среды и стремительность развития цифровых технологий, позволяют интерактивному оборудованию стать эффективным средством взаимодействия участников учебной деятельности и способствовать организации учебного сотрудничества.
Приведем примеры организации учебного сотрудничества младших школьников на уроках с применением интерактивного оборудования.
-
Сотрудничество по линии «учитель-ученик (ученики)»: диалогическое взаимодействие (дискуссия, обсуждение, проблемный вопрос).
На уроке русского языка с использование документ-камеры: для фронтального обсуждения дети знакомятся с предложением из учебника, которое демонстрируется на экране. «В это счас_лив_ утро за окном было яс_н_ небо и ярк_ солнце, поэтому настроение было радос_н_.» Основным средством здесь являются вопросы открытого типа, не предполагающие краткого однозначного ответа, стимулирующие мышление и привлекающие всех участников к беседе: «Ребята, чем интересно это предложение?», «Какие умения и знания нам понадобятся, чтоб решить данные орфографические задачи?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Что вы можете добавить к этому ответу?», «Что вы можете рекомендовать друг другу при выполнении этого задания?». После выполнения упражнения в парах, где участники выбирают способ решения орфографической задачи и договариваются о распределении ролей в процессе получения общего результата, работы выборочно демонстрируются с помощью документ-камеры. Учащиеся дискутируют о результате выполненной работы по заявленным критериям. Таким образом, использование документ-камеры является средством вовлечения аудитории в процесс обсуждения и взаимодействия.
На уроке математики при изучении алгоритма сложения многозначных чисел документ-камера позволяет транслировать реальные действия учащегося на экран, что создает эффект вовлеченности младших школьников в учебное сотрудничество. Важно учителю управлять диалогом: «Ребята, как вы спланируете свою деятельность при сложении многозначных чисел?», «Сравните запись на экране и у себя в тетради, какие рекомендации вы можете дать своим одноклассникам, как вы можете оценить свою работу?». Демонстрация сразу нескольких работ с помощью документ-камеры позволит сравнить способы оформления, порядок выполнения записи и скорректировать учащимся дальнейшую деятельность.
-
Сотрудничество по линии «ученик-ученик»:
Пример организации учебного сотрудничества в диадах:
На уроке изобразительного искусства учащимся выдается шаблон варежки из белой бумаги, предлагается разбиться на пары и раскрасить варежки так, чтоб они получились одинаковыми. Для успешного выполнения задания детям необходимо договориться между собой о выборе узора и последовательности выполнения действий, также такая работа требует постоянного анализа выполненных действий и контроля, что, безусловно, является условием формирования коммуникативных УУД. Наблюдать объекты в динамике, увеличить размеры на экране для отслеживания отдельных деталей (а значит корректировать свою работу), продемонстрировать конечный результат совместной работы в диадах, сделать фото полученных рисунков и вывести их на экран в нужном размере позволит цифровой микроскоп.
3. «Общегрупповое взаимодействие учеников»: на уроке окружающего мира учащиеся делятся на группы, где им предлагается изучить с помощью разных источников информации природную зону по одной из характеристик (географическое положение, климатические условия, флора и фауна, деятельность человека). Ученики в группах под руководством учителя планируют свою деятельность, распределяют обязанности для получения единого результата (кластера), позволившего группе представить информацию. Цифровой микроскоп позволит сфотографировать кластер каждой группы, с помощью интерактивной доски все объекты располагаются на экране, размещаются в нужной последовательности. Специальный маркер позволит работать с изображением (подчеркнуть необходимое, выделить, внести исправления и т.д.). Такая организация учебного сотрудничества создаст условия для поиска, представления и обмена информацией. А система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, где учащиеся с помощью специальных пультов станут участниками тестирования, отображающегося на экране, позволит оценить и проанализировать уровень восприятия и понимания материала в общегрупповой работе и спланировать свою дальнейшую деятельность.
Подводя итог, необходимо отметить, что учебное сотрудничество является способом организации взаимодействия, обеспечивающим развитие ученика как субъекта учебной деятельности, формирующим коммуникативные учебные действия. Использование интерактивного оборудования является средством вовлечения в групповое взаимодействие, что является одним из важных средств гуманизации отношений среди младших школьников. А значит, изучение и апробирование форм и приемов организации учебного сотрудничества актуальны и требуют дальнейшего исследования.
Список литературы
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2019.–400 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Оксана Викторовна
→ Публикатор 18.02.2021 0 804 177 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.