Статья "Мотивация обучающихся - главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС"
«Мотивация обучающихся - главное условие повышения качества образования в рамках успешной реализации ФГОС»
Мотив — побудительная причина действий, поступков человека, которая направляет деятельность учеников.
Внутренние
- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату;
- стремление развить какие-либо умения, качества;
- интерес к процессу решения,
- интерес к поиску наиболее рационального способа,
- к результату процесса и т.д.
Внешние
- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности,
- действует из-за давления родных, учителей и т.д
- желание получить хорошую отметку,
- желание показать умение решать задачи,
- добиться похвалы учителя и т.д.
Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации учебной деятельности:
• содержание учебного материала; от того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.
• организация учебной деятельности;
• стиль педагогической деятельности учителя;
• коллективные, групповые формы учебной деятельности;
• оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
Эмоциональные методы мотивации:
1 – поощрение,
2 – порицание,
3 – учебно-познавательная игра,
4 – создание ярких наглядно-образных представлений,
5 – создание ситуации успеха,
6 – стимулирующее оценивание,
7 – свободный выбор задания,
8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.
Условия, способствующие развитию познавательного интереса.
1.Процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, задачи проблемного характера.
2.Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3.Чем больше материал связан с усвоенными знаниями, тем он интереснее для учащихся.
4.Обучение должно быть трудным, но посильным.
5.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
6.Важна психосберегающая оценка ответа учащегося. Сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем — недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза «было бы лучше, если...»
Мотивацию необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельностию Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода своей деятельности.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности являются:
-
Стиль общения учителя и учащегося.
-
Содержание учебного материала.
-
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
Познавательные методы мотивации :
1 – опора на жизненный опыт,
2 – познавательный интерес,
3 – создание проблемной ситуации,
4 – побуждение к поиску альтернативных решений,
5 – выполнение творческих заданий,
6 – «мозговая атака»,
7 – развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации :
1 – предъявление учебных требований,
2 – информирование об обязательных результатах обучения,
3 – формирование ответственного отношения к учению,
4 – познавательные затруднения,
5 – самооценка деятельности и коррекция,
6 – рефлексия поведения,
7 – прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации :
1 – развитие желания быть полезным отечеству,
2 – побуждение подражать сильной личности,
3 – создание ситуаций взаимопомощи,
4 – поиск контактов и сотрудничества,
5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 – взаимопроверка,
7 – рецензирование.
Причины слабой школьной мотивации - загруженность медийной информацией, возрастные особенности, чрезмерные нагрузки, завышенные требования, стиль воспитания в семье, непонимание цели учения. С самого начала и на всём протяжении учебного процесса необходимо полное доверие детям.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моденова Галина Александровна
→ Публикатор 07.07.2021 0 1544 177 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.