Статья "Формирование регулятивных УУД младших школьников"


Выступление Моденовой Г. А.

«Формирование регулятивных УУД младших школьников»


 

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одна из важнейших функций начальной школы формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД).

УУД система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания, но и успешно организовывать процесс познания.

Современные потребности ученика останутся нереализованными, если в образовательном процессе он не обретёт статус субъекта образования.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование  способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Регулятивные УУД - это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека.

Целенаправленная организация этой работы формирует у учащихся умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы, оценивать действия и их результат. А ещё адекватно воспринимать оценку учителя, стремиться преодолевать препятствия (волевая саморегуляция).

Универсальность регулятивных УУД в том, что при создании любого продукта особые требования предъявляются именно к ним. Ведь без участия регулятивных УУД

невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне.

Проектируя урок, направленный на формирование УУД, необходимо максимально использовать возможности основного источника знаний и главного средства обучения учебника. Все учебники прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО, т.е. в содержании, структуре, в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Но в предлагаемых УМК практически нет заданий, способствующих целенаправленному формированию регулятивных умений. В методических рекомендациях лишь общие слова о регулятивных УУД. Специально их формирование не прописано ни в одном учебнике.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной

деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • Планирование как определение последовательности промежуточных целей с

учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его

временных характеристик;

  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ

действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

(к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Главным средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Проблемный диалог раскрывает ту часть деятельности учителя, которая всегда называлась «методы обучения».

Проблемно-диалогическое обучение это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для

исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Всё это осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают

ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог

применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной

ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает

учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем

проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая

активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе

постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На

этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к

новому знанию.

Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить

учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем

самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную

мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель

организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается

подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего

додумался сам.

Проблемно-диалогическая технология, прежде всего, формирует регулятивные УУД, но

наряду с этим за счёт использования диалога происходит формирование коммуникативных УУД, а необходимость извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.  познавательных УУД.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной

деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и

цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя есть

проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Когда дети научатся читать, они могут прочитать цель урока, написанную на доске и объяснить её своими словами. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности. Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?». Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

 

 


Полный текст материала Статья "Формирование регулятивных УУД младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Моденова Галина Александровна  Публикатор
07.07.2021 0 577 135

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК