Статья "Как научить работать в группе детей в 1-ом классе"


Как научить работать в группе детей в 1-ом классе .

 

Бочкарь М.С.-учитель начальных классов

 

Классы: 1-4

 

Предметная область: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка

 

  1. Актуализация темы

Сегодня российская система образования претерпевает реформирование, повышается интерес и к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни

 

  1. Формирование КУУД

Хочу поделиться с коллегами своим опытом формирования и развития у младших школьников коммуникативных умений в процессе их обучения предметам естественно - научного цикла.

 

Начнем с определения основных понятий: что же такое коммуникация и коммуникативная деятельность и какие УД входят в группу коммуникативных учебных действий.

1.Коммуникация – ( пер.лат. communicatio - от communico - делаю общим, общаюсь), т.е.

общение, передача информации от человека к человеку

Коммуникативная деятельность— деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению. ( слайд 2)

В ФГОС Коммуникативная деятельность определена так - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата

 

2.Новый стандарт в части требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования включает в себя следующие учебные коммуникативные действия :

- Готовность слушать и вести диалог;

- Умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

- Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности;

- Готовность разрешать конфликты (слайд 3)

 

3.Этапы формирования КУУД.

А).Работа по формированию Коммуникативных учебных действий ведется с первых дней ребенка в школе.

На первом этапе ученик осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем. Учитель осуществляет пошаговое, пооперационное управление.

И работу я строила следующим образом : при рассмотрении определенной ситуации я приглашала ученика и вместе с ним показывала, как должно происходить общение («Я считаю, что…, а ты как думаешь»

Следующий раз можно пригласить детей: «Кто желает показать в паре, как можно договориться»..и т.д.

Это первый начальный этап работы в малых группах, на котором формируется умение детей договариваться, слушать собеседника, вести диалог - проводиться в первые недели обучения в школе. Но это осуществляется под управлением учителя.

Конечно, существуют трудности на этом этапе - не все дети, в силу своих психологических особенностей идут на общение, вступают в диалог. Как поступаешь в такой ситуации?

 

Б). На следующем этапе (1кл) вырабатывается план работы в паре (конечно же с помощью учителя)

Он может быть, например, таким: (слайд 4)

1)думаю сам

2)обсуждаю с товарищем(1вариант проговаривает второму, и второй первому)

3) показываем готовность (этот этап мы используем только в начале обучения работы в паре, чтобы не было выкриков)

4) представляем результат.

Например: (слайд 5)

 

На начальном этапе я всегда с детьми использую для фиксации плана знаковую систему, потому что это занимает меньше времени, зрительно воспринимается детьми легче.

На этом этапе формирования умения работать в паре, я осуществляет только опосредованное руководство со стороны, больше самостоятельности отдает детям. Заданий для работы в паре, начиная с первых страниц, очень много и к концу 1 класса задача учителя -управление работой в паре только через фиксацию знаки («Кто помнит, как я буду работать в паре?» Учитель фиксирует план)

Во 2 классе - ученик способен самостоятельно работать в паре. (Учитель : «Надо обговаривать, как работаю в паре?» Если был ответ да, я спрашиваю « Кто расскажет, как?»)

 

Достижения : на этом этапе формируется умение детей не только договариваться, но и слушать и слышать собеседника, а также осуществлять взаимный контроль совместной деятельности.

Так происходит формирование умения работать в малых группах в 1 классе.

 

В). Со 2-го класса формирование КУУД происходит через групповую работу.

Здесь есть, конечно, принципиальное отличие от работы в паре, т.к. количественный состав увеличился, и появилась позиция ученика в группе.

Первый этап работы в группе- изучения позиций в группе: итак

1 позиция, которую мы выбираем - это человек, который выслушивает мнение каждого члена группы (ведущий, лидер, командир, координатор и т.д.)

2 позиция – человек, который будет представлять результат от группы (выступающий, оратор, спикер, говорящий)

3 позиция - секретарь ( фиксирует)-но у нас работу выполняет оратор.

4 позиция – Хранитель времени, который контролирует время выполнения задания (один человек из класса, лучше, конечно же, эту роль отдать учителю)

 

Что по началу было сложным было сложным в этой работе – каждый хотел выбрать позицию, поэтому важно обговорить, какими качествами должен обладать ведущий и спикер.

Второй этап - план работы в группе. Он не многим отличается от плана работы в паре

 

На этом этапе, так же как и при работе в паре (когда учитель выполнял роль ученика) предложить одной из групп продемонстрировать, как выполняется та или иная роль.

Например…..(слайд 8 )

А) думаю сам

Б) ведущий: начну с тебя, …..

оратор фиксирует: я правильно понял, что…

и.т.д.(пока не выскажутся все члены группы)

В) подготавливает ответ спикер : я сейчас проговорю, а вы проверьте, всё ли я сказал.

Г) Преставление результата.

 

Во 2-ом классе учитель может фиксировать знаки

В 3,4-ом же классе роль учителя сводится к минимуму

Учитель: « Нужно повторять правила работы в группе? Сколько времени потребуется?»

Конечно, нужно понимать, что не все виды заданий подходят для групповой работы.

 

Какие же задания подходят для групповой работы:

  1. Наличие вариативности (Разных способов решения, записи и т.д.)

  2. Когда большой объём нужно выполнить за короткий промежуток времени (разб. на части) Давать детям больше самостоятельности.

  3. Организация контроля.

Например: умножение многозначного числа на двузначное (каждая группа нашла свой способ, используя разные свойства умножения, но в результате сравнения всех способов ученики делают вывод, что правильных способов много, но не всякий удобен. ) И можно только догадываться, на сколько меньше времени я потратила на решение данной ситуации, используя работу в группе.

Итог: В результате, к концу 4 класса у ученика сформированы следующие учебные коммуникативные действия :

- Готовность слушать и вести диалог;

- Умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

- Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности;

- Готовность разрешать конфликты

 

III. Заключение.

В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.

Считаю, что особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеют огромное значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативных УУД  во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе. В-третьих, коммуникативные УУД  учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения (потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными средствами общения; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника).

 

 

Слайд 1
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. БОЧКАРЬ М.С., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Слайд 2
КОММУНИКАЦИЯ – ( ПЕР.ЛАТ. COMMUNICATIO - ОТ COMMUNICO - ДЕЛАЮ ОБЩИМ, ОБЩАЮСЬ), Т.Е. ОБЩЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ • Коммуникативная деятельность— деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению.
Слайд 3
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ : • - Готовность слушать и вести диалог; • - Умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности • - Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности; • - Готовность разрешать конфликты
Слайд 4
ПЛАН РАБОТЫ В ПАРЕ • 1) думаю сам • 2) обсуждаю с товарищем • 3) показываем готовность • 4) представляем результат.
Слайд 5
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРЕ В 1-ОМ КЛАССЕ (ВЗАИМОПРОВЕРКА-ОТЛИЧНЫЙ СПОСОБ НАУЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ В ПАРЕ)
Слайд 6
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРЕ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Слайд 7
ПЛАН РАБОТЫ В ГРУППЕ • 1) думаю сам • 2) ведущий: начну с тебя, ….. • оратор фиксирует: я правильно понял, что… • и.т.д.(пока не выскажутся все члены группы) • 3) спикер подготавливает ответ: я сейчас проговорю, а вы проверьте, всё ли я сказал • 4) преставление результата
Слайд 8
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ ВО
Слайд 9
ФОРМИРОВАНИЕ УУД СПОСОБСТВУЕТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, НАЦЕЛЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАЖДОМ ЕГО ЭТАПЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ, ЗАРАНЕЕ ПЛАНИРУЕМЫХ УЧИТЕЛЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ. НАРЯДУ С ТРАДИЦИОННЫМ ВОПРОСОМ «ЧЕМУ УЧИТЬ?» УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ, «КАК УЧИТЬ», ЧТОБЫ ИНИЦИИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ СОБСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ «ЧЕМУ МНЕ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ?» И «КАК МНЕ ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ?». УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Полный текст материала Статья "Как научить работать в группе детей в 1-ом классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бочкарь Марина Сергеевна  Публикатор
10.11.2021 0 623 119

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК