Слайд 1
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. БОЧКАРЬ М.С., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Как научить работать в группе детей в 1-ом классе .
Бочкарь М.С.-учитель начальных классов
Классы: 1-4
Предметная область: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка
Актуализация темы
Сегодня российская система образования претерпевает реформирование, повышается интерес и к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни
Формирование КУУД
Хочу поделиться с коллегами своим опытом формирования и развития у младших школьников коммуникативных умений в процессе их обучения предметам естественно - научного цикла.
Начнем с определения основных понятий: что же такое коммуникация и коммуникативная деятельность и какие УД входят в группу коммуникативных учебных действий.
1.Коммуникация – ( пер.лат. communicatio - от communico - делаю общим, общаюсь), т.е.
общение, передача информации от человека к человеку
Коммуникативная деятельность— деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению. ( слайд 2)
В ФГОС Коммуникативная деятельность определена так - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата
2.Новый стандарт в части требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования включает в себя следующие учебные коммуникативные действия :
- Готовность слушать и вести диалог;
- Умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
- Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности;
- Готовность разрешать конфликты (слайд 3)
3.Этапы формирования КУУД.
А).Работа по формированию Коммуникативных учебных действий ведется с первых дней ребенка в школе.
На первом этапе ученик осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем. Учитель осуществляет пошаговое, пооперационное управление.
И работу я строила следующим образом : при рассмотрении определенной ситуации я приглашала ученика и вместе с ним показывала, как должно происходить общение («Я считаю, что…, а ты как думаешь»
Следующий раз можно пригласить детей: «Кто желает показать в паре, как можно договориться»..и т.д.
Это первый начальный этап работы в малых группах, на котором формируется умение детей договариваться, слушать собеседника, вести диалог - проводиться в первые недели обучения в школе. Но это осуществляется под управлением учителя.
Конечно, существуют трудности на этом этапе - не все дети, в силу своих психологических особенностей идут на общение, вступают в диалог. Как поступаешь в такой ситуации?
Б). На следующем этапе (1кл) вырабатывается план работы в паре (конечно же с помощью учителя)
Он может быть, например, таким: (слайд 4)
2)обсуждаю с товарищем(1вариант проговаривает второму, и второй первому)
3) показываем готовность (этот этап мы используем только в начале обучения работы в паре, чтобы не было выкриков)
4) представляем результат.
Например: (слайд 5)
На начальном этапе я всегда с детьми использую для фиксации плана знаковую систему, потому что это занимает меньше времени, зрительно воспринимается детьми легче.
На этом этапе формирования умения работать в паре, я осуществляет только опосредованное руководство со стороны, больше самостоятельности отдает детям. Заданий для работы в паре, начиная с первых страниц, очень много и к концу 1 класса задача учителя -управление работой в паре только через фиксацию знаки («Кто помнит, как я буду работать в паре?» Учитель фиксирует план)
Во 2 классе - ученик способен самостоятельно работать в паре. (Учитель : «Надо обговаривать, как работаю в паре?» Если был ответ да, я спрашиваю « Кто расскажет, как?»)
Достижения : на этом этапе формируется умение детей не только договариваться, но и слушать и слышать собеседника, а также осуществлять взаимный контроль совместной деятельности.
Так происходит формирование умения работать в малых группах в 1 классе.
В). Со 2-го класса формирование КУУД происходит через групповую работу.
Здесь есть, конечно, принципиальное отличие от работы в паре, т.к. количественный состав увеличился, и появилась позиция ученика в группе.
Первый этап работы в группе- изучения позиций в группе: итак
1 позиция, которую мы выбираем - это человек, который выслушивает мнение каждого члена группы (ведущий, лидер, командир, координатор и т.д.)
2 позиция – человек, который будет представлять результат от группы (выступающий, оратор, спикер, говорящий)
3 позиция - секретарь ( фиксирует)-но у нас работу выполняет оратор.
4 позиция – Хранитель времени, который контролирует время выполнения задания (один человек из класса, лучше, конечно же, эту роль отдать учителю)
Что по началу было сложным было сложным в этой работе – каждый хотел выбрать позицию, поэтому важно обговорить, какими качествами должен обладать ведущий и спикер.
Второй этап - план работы в группе. Он не многим отличается от плана работы в паре
На этом этапе, так же как и при работе в паре (когда учитель выполнял роль ученика) предложить одной из групп продемонстрировать, как выполняется та или иная роль.
Например…..(слайд 8 )
Б) ведущий: начну с тебя, …..
оратор фиксирует: я правильно понял, что…
и.т.д.(пока не выскажутся все члены группы)
В) подготавливает ответ спикер : я сейчас проговорю, а вы проверьте, всё ли я сказал.
Г) Преставление результата.
Во 2-ом классе учитель может фиксировать знаки
В 3,4-ом же классе роль учителя сводится к минимуму
Учитель: « Нужно повторять правила работы в группе? Сколько времени потребуется?»
Конечно, нужно понимать, что не все виды заданий подходят для групповой работы.
Какие же задания подходят для групповой работы:
Наличие вариативности (Разных способов решения, записи и т.д.)
Когда большой объём нужно выполнить за короткий промежуток времени (разб. на части) Давать детям больше самостоятельности.
Организация контроля.
Например: умножение многозначного числа на двузначное (каждая группа нашла свой способ, используя разные свойства умножения, но в результате сравнения всех способов ученики делают вывод, что правильных способов много, но не всякий удобен. ) И можно только догадываться, на сколько меньше времени я потратила на решение данной ситуации, используя работу в группе.
Итог: В результате, к концу 4 класса у ученика сформированы следующие учебные коммуникативные действия :
- Готовность слушать и вести диалог;
- Умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
- Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности;
- Готовность разрешать конфликты
III. Заключение.
В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Считаю, что особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный вид УУД имеют огромное значение в образовательном процессе. Во-первых, они влияют на учебную успешность. Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе. В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения (потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными средствами общения; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника).
Автор: Бочкарь Марина Сергеевна
→ Публикатор 10.11.2021 0 1054 144 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.